Последнее исследование, проведённое при поддержке Агентства по финансовой защите потребителей (Consumer Financial Protection Bureau), показало, что при оплате наличными мы склонны тратить меньше денег.

В исследовании   Brett Theodos, Christina Plerhoples Stacy, Margaret Simms. An Evaluation of the Impacts of Two “Rules of Thumb” for Credit Card Revolvers. приняли участие 14 тысяч пользователей кредитных карт, у которых уже были задолженности. Цель эксперимента — проверить, поможет ли этим людям простой принцип оплаты покупок наличными снизить задолженность по картам. Исследователи установили два правила.

Первое состояло в том, что за все покупки, которые обходились участникам меньше чем в 20 долларов, испытуемые должны были расплачиваться только наличными. Согласно второму правилу участникам исследования постоянно напоминали о том, что оплата с помощью кредитной карты может добавить 20% стоимости к их покупкам. Эти напоминания присылали испытуемым на почту и демонстрировали через баннерную рекламу. Участникам эксперимента даже прислали магнитики с соответствующими подсказками.

Как показали результаты исследования, все эти действия привели к тому, что по прошествии полугода у испытуемых снизилась задолженность по кредиту. В среднем разница составила 104 доллара.

Может показаться, что для шести месяцев это небольшая сумма. Но когда вы регулярно выплачиваете проценты по кредитным займам, она оказывается достаточно значительной. Кроме того, согласно проведённому в 2012 году исследованию, используя кредитную карту, люди выбирали товары по их характеристикам, а не по цене, и часто переплачивали.

Ранее учёные обнаружили   Avni M. Shah, Noah Eisenkraft, James R. Bettman, and Tanya L. Chartrand. Cash vs. Credit: Does the Way You Pay Change How You Value a Purchase?. , что те вещи, которые мы купили с помощью наличных, обычно представляют для нас большую ценность. Так мы лучше ощущаем сам факт покупки.

В ходе нескольких экспериментов исследователи сравнивали эффект от оплаты картой и наличными. Во время одного из таких экспериментов испытуемые приобрели кружки за 2 доллара, расплачиваясь разными способами. Затем исследователи предложили им продать эти кружки и позволили участникам самостоятельно назначить цену.

В результате те испытуемые, которые использовали наличные, в среднем запрашивали на 3 доллара больше, чем те, кто расплачивался кредитной картой.

На другом этапе исследования участников попросили пожертвовать на благотворительность по 5 долларов. Те, кто передал сумму наличными, почувствовали больше удовлетворения от этого действия.

Исследователи пришли к выводу, что даже при одинаковой стоимости покупок ценность приобретения ощущается гораздо сильнее при оплате именно наличными.

Как считают психологи, в этом случае люди в большей степени испытывают болезненные переживания от расставания с деньгами, поэтому купленные вещи представляют для них большую важность.

Если вы считаете, что тратите слишком много денег, вы можете извлечь из вышесказанного полезный вывод. Постарайтесь реже оплачивать покупки кредиткой. Оплата наличными позволяет лучше отслеживать, куда уходят деньги, и, соответственно, тратить их более разумно.