Бенедикт Кэри (Benedict Carey)
Американский научный журналист, автор бестселлера «Как мы учимся».

Исследователи, изучающие достижения известных людей, давно заметили, что во многих сферах деятельности самые значительные успехи совершаются в молодые годы. Однако анализ жизни и карьеры множества учёных, опубликованный недавно в журнале Science, выявил, что это никак не связано с возрастомQuantifying the evolution of individual scientific impact . Оказывается, дело в совокупности таких факторов, как характер, упорство и удача. И это свойственно для самых разных сфер деятельности — от музыки и кинематографа до науки.

Главное — не сдаваться. Когда вы сдаётесь, вы теряете способность творчески подходить к задаче.

Альберт-Ласло Барабаши (Albert-Laszlo Barabasi), известный физик из Северо-Восточного университета в Бостоне

Сначала исследователи рассматривали только физиков. Они перерыли литературу от современной до изданий 1893 года, выбрали 2 856 учёных-физиков, которые работали в течение 20 лет или дольше и публиковали по крайней мере по одной работе каждые пять лет. При этом часто цитируемые труды приняли за наиболее влиятельные и проанализировали, как много их было за карьеру учёного.

И действительно, значительные открытия чаще всего делались в молодости. Но оказалось, что непосредственно с возрастом это никак не связано. Всё дело в продуктивности: молодые учёные проводят больше экспериментов, а это увеличивает вероятность открыть что-то действительно важное. То есть, если работать с одинаковой продуктивностью, прорыв можно совершить как в 25, так и в 50 лет.

Не стоит списывать со счетов и удачу. Очень важно выбрать правильный проект и правильное время для работы над ним. Однако станет ли такой удачный выбор общепризнанным вкладом в науку — зависит ещё от одного компонента, который учёные назвали Q.

Q включает в себя такие разные факторы, как уровень интеллекта, энергичность, мотивация, открытость новым идеям и умение работать с другими людьми.

Проще говоря, это способность выжать максимум из того, над чем работаешь: увидеть актуальность в рутинном эксперименте и суметь выразить свою идею.

«Фактор Q — очень интересное явление, ведь теоретически он включает способности, которые люди в себе не замечают или не ценят, — говорит Зак Хэмбрик (Zach Hambrick), профессор психологии из Университета штата Мичиган. — Например, умение ясно формулировать свои мысли. Возьмите хотя бы такую науку, как математическая психология. Вы можете опубликовать интересное исследование, но если оно написано сложно и запутанно (а именно так часто и бывает), то вы вряд ли добьётесь научного признания. Никто просто не поймёт, о чём вы пишете».

Удивительно, что Q, по данным исследователей, не меняется со временем. Вопреки всеобщему убеждению, опыт вовсе не увеличивает способность находить что-то новое и важное в текущей работе. «Это поразительно, — замечает Барабаши. — Мы обнаружили, что все три фактора — Q, продуктивность и удача — не зависят друг от друга».

Обобщая эти результаты, исследователи пришли к выводу, что успешные открытия совершаются при одновременном сочетании трёх факторов: определённых качеств учёного, Q и удачи. А возраст не так уж важен.

Пожалуй, с возрастом может измениться только один фактор, влияющий на успех, — статус. Когда у учёного есть установившаяся репутация, ему не так страшно идти на риск.

Биологу Жану Батисту Ламарку, например, было 57 лет, когда он впервые опубликовал свои работы по эволюции, а самую значительную работу «Философия зоологии» он издал только в 66 лет. Этот пример напоминает о том, что дело не в возрасте, а в социальных факторах. Обычно учёные публикуют новые неоднозначные теории, когда становятся старше и уже располагают большим багажом знаний и репутацией.