Адам Грант (Adam Grant)
Специалист по психологии взаимоотношений, профессор Уортонской школы бизнеса, автор бестселлера «Брать или отдавать».

Для родителей

Поощряйте детей идти на риск

Одна из главных ошибок многих родителей — введение слишком большого количества правил. Правила не учат детей думать самостоятельно. Из-за них дети стараются либо совсем избегать рисков, либо рисковать только в тех случаях, когда можно избежать наказания. А ведь боязнь риска не даёт ребёнку пробовать что-то новое и искать нестандартные пути выхода из ситуации.

Поэтому больше внимания уделяйте ценностям, а не правилам. Например, вместо «Вот что тебе можно делать, а вот что нельзя» лучше сказать: «Вот принципы, которые мы ценим в нашей семье, давай поговорим о том, как ты хочешь их применять».

Что же, нужно совсем отказаться от правил и не поручать детям никаких домашних дел? Нет. Сами по себе правила — это неплохо. Главное — объяснить, почему они важны. Не стоит делать упор только на кнут и пряник. Лучше скажите: «Вот какие у нас правила. Вот что они для нас значат. Вот как они связаны с тем, что мы ценим».

Объясняйте ребёнку, почему вы требуете от него что-то

Так вы приучите ребёнка к ответственности. Поручая какие-то дела по дому, объясняйте: «Вот почему нам важно, чтобы в доме было чисто и прибрано» или «Вот почему мы заботимся о своих вещах». Детям нравится, когда они могут как-то помочь и поучаствовать в жизни семьи. Если вы правильно сформулируете домашние обязанности, ребёнку не будет казаться, что они ограничивают его свободу.

Для учителей

Используйте метод мозаики

Этот метод был разработан в 1971 году психологом Эллиотом Аронсоном. Он подразумевает, что ученики вместе работают над каким-то проектом и зависят друг от друга. «Возможно, мы научим детей прислушиваться друг к другу и уважать друг друга, если будем поручать им совместные проекты, которые собираются как мозаика», — говорил Аронсон.

Например, ученикам даётся задание изучить биографию какого-то исторического деятеля, а потом рассказать о нём классу. Все ученики делятся на группы, и каждый работает над определённым периодом жизни этого человека. Потом проект собирается воедино и каждый рассказывает о своей части.

Это не только помогает детям лучше понимать друг друга, но и даёт им возможность взглянуть на проблему с новой точки зрения, то есть развивает их оригинальное мышление.

Правильно подходите к работе в группах

Исследования подтвердили, что работа в группах не всегда эффективнаProductivity Loss in Brainstorming Groups: A Meta-Analytic Integration. . Если посадить вместе пять учеников и устроить мозговой штурм, идеи, полученные в результате, окажутся не такими оригинальными. Да и в целом их будет меньше, чем в том случае, если бы каждый из учеников работал самостоятельно.

Это усложняет работу преподавателей и идёт вразрез с общепринятым мнением о том, что одна голова хорошо, а две лучше. Вот несколько причин, объясняющих, почему работа в группах не так эффективна, как кажется.

Во-первых, просто невозможно говорить всем разом. В результате некоторые идеи и некоторые ученики остаются неуслышанными. Во-вторых, существует так называемая угроза эго, из-за которой мы боимся выглядеть глупо и не высказываем свои самые необычные идеи вслух. Ну и в-третьих, нежелание выделяться.

Обычно высказывается пара популярных идей, и все в группе соглашаются с ними, не пытаясь предложить какой-то радикально новый способ решения проблемы.

Поэтому лучше всего дать ученикам время поработать самостоятельно, а только потом собрать их в группы для обсуждения идей. Работая в группе, как раз легче оценить, какие идеи действительно можно применить в жизни.

Не бойтесь прокрастинации

Кроме всем известной прокрастинации существует ещё и прекрастинация. Прекрастинаторы любят взяться за дело как можно быстрее и закончить его раньше назначенного срока. Это отлично сказывается на продуктивности, но вот для креативности это только помеха.

Если мы сразу же погружаемся в работу, мы не даём себе времени обдумать проблему.

Если мы раньше заканчиваем, мы просто не успеваем подойти к задаче нестандартно и останавливаемся на самой первой идее. Так что прокрастинация в данном случае только играет нам на руку.

Преподавателям можно так подойти к этой проблеме: поручите какое-то задание и дайте ученикам время над ним поработать. А потом продлите срок сдачи работы и посоветуйте вернуться к тем идеям, которые ученики вначале отмели. Это даст им время и возможность подойти к задаче более оригинально.

Конечно, если откладывать всё до последнего момента, никаких творческих идей не появится, вместо них возникнет стресс и желание хоть как-то успеть к сроку. В такой ситуации мы останавливаемся на первой пришедшей в голову идее. Поэтому важно научить детей соблюдать баланс: ждать подходящего момента, но всё-таки выполнять поставленные задачи.