Все знают, что реклама еды — это полное враньё. Зато в ресторане вроде бы всё на виду: меню, тарелка — для обмана просто не остаётся места. Верно?

Разумеется, нет. Рестораны пытаются развести нас на деньги точно так же, как производители продуктов. Вот лишь несколько самых известных способов.

1. Рестораны заинтересованы в том, чтобы вы сидели в углу

Если, заходя в ресторан, вы первым делом ищете уютное место подальше от глаз остальных посетителей, то у нас для вас хорошие новости: почти все рестораны заинтересованы в том, чтобы таких мест в зале было как можно больше.

Причина проста: согласно исследованиямWhere the ‘fat’ tables are in restaurants. , посетители заказывают больше, если их никто не видит. Более того, в таком случае посетители едят более вредную пищу: число заказанных десертов коррелирует с тем, где именно располагается столик, за которым их заказывают.

Есть и другое, более очевидное объяснение: на комфортном месте вы просидите дольше. По этой причине в Starbucks стоят круглые небольшие столы — чтобы одинокие посетители чувствовалиWhy Are Starbucks’ Tables Round? себя уютнее.

Но на это ориентированы далеко не все заведения: те, кому выгодней схема «пришёл, поел, заплатил, ушёл», скорее поставят жёсткие небольшие стулья, чем мягкие кресла. Поэтому по мебели легко определить политику заведения.

2. Специально кладут шоколадку или жвачку в счёт, чтобы вы оставили больше чаевых

Когда все блюда уже съедены, приятно вместе со счётом получить дополнительную вкусняшку: конфетку, шоколадку или жвачку. Думаете, рестораны делают это потому, что заботятся о вас?

Ничуть. По статистике, подобные мелочи прямо влияютSweetening the Till: The Use of Candy to Increase
Restaurant Tipping.
на размер оставленных чаевых. Даже нарисованная на чеке улыбочка или подпись «Спасибо!» увеличиваютEffect on Restaurant Tipping of a Helpful Message Written on the Back of Customers’ Checks. количество денег, оставленных на чай. А большие чаевые означают, что можно меньше платить официантам…

3. Составляют меню таким образом, чтобы самые дорогие блюда были на виду

Зайдите в любой ресторан и откройте меню. Если его составляли профессионалыThe Psychology of Menu Design: Reinvent Your ‘Silent Salesperson’ to Increase Check Averages and Guest Loyalty. , то вы увидите, что блюда там рассортированы как угодно, но только не по цене.

Нетрудно догадаться, зачем это нужно: чтобы посетители не заглядывали сразу вниз списка в поисках самых дешёвых блюд.

Самые дорогие позиции всегда располагаются на самых видных местах — вверху и в центре страниц.

Изображения дорогих блюд часто окружены рамкой или пустым пространством, чтобы сразу бросаться в глаза.

Догадываетесь, кто поступает точно так же? Правильно, газеты! Правила составления меню и полос в СМИ одни и те же, потому что исходят из одного принципа: взгляд должен сразу падать на самое важное / дорогое. Поэтому, если перед походом в новый ресторан вы решите заказать первое, что попадётся вам на глаза, готовьте кошелёк.

4. Создают искусственное разнообразие

Вы никогда не задумывались, в чём практическая польза от украшения блюд? Понятно, что в дорогих ресторанах обязывают уровень и эстетика, но в ресторанах дешёвых и средней руки — зачем? Ведь даже в захолустной столовой на пюре обязательно лежит веточка петрушки. Какой в этом смысл? Ответ короткий: это создаёт искусственное разнообразие.

Наш мозг не просто легко, а очень легко обмануть.

Покажите ему много разноцветных конфет вперемешку, и он растеряется. В итоге вы съедите в полтора раза больше конфет, чем в случае, если бы они были рассортированы по цветам, — доказаноFood Displays, Food Colors Affect How Much People Eat. в эксперименте. Надо ли говорить, почему драже всегда делаютSix Kinds of Jelly Beans: How the Perception of Variety Influences Consumption. разноцветным.

С другой едой то же самое. Когда-то мы жили на деревьях (а по эволюционным меркам с тех пор прошло совсем немного времени), и наш мозг так охотно реагирует на яркие цвета, потому что они очень похожи на спелые фрукты. А если их много, то мозг просто-напросто перевозбуждается и заставляет съедать больше.

Вот почему во всех ресторанах, где есть шведский стол, блюда всегда такие пёстрые: чем больше цветов перемешано, тем больше вы съедите.

5. Фальсифицируют запахи, чтобы у вас разыгрался аппетит

Одни из самых древних участков человеческого мозга — это центры обоняния. Ничто не действует на наше подсознание лучше, чем запахи, и это прекрасно знают маркетологиUsing Scent as a Marketing Tool, Stores Hope It — and Shoppers — Will Linger. .

Вот вам наглядный пример: сеть фастфуд-пекарен Cinnabon запатентовала специальную печь с минимальной вентиляцией, чтобы устанавливать её в своих кафе в аэропортах и торговых центрах. Всё затем, чтобы запах свежей выпечки и корицы доносился до вас за много метров до заведения.

С забавной трудностью однажды столкнулись в Starbucks: компания полгода решала проблему сырных сэндвичей. Дело в том, что запах сыра перебивал весь кофейный аромат в кафе. И пока в компании не нашли выход, сэндвичей с сыром не было в продаже — настолько важны запахи для ресторанного маркетинга.

6. Вешают на стены телевизоры, чтобы вас отвлечь

Напоследок скажем о том, о чём все и так прекрасно знают: рестораны вешают на стены телевизоры и включают музыку, чтобы отвлечь внимание посетителей. Меньше внимания, больше съеденного — принцип, проверенный временем!

А вот малоизвестный факт: эмоциональные фильмы заставляютWhy Watching Sad Movies Could Make You Eat More. людей есть больше. Существует ещё и такая статистика: мелодрамы помогают продатьWatching action movies could make you overeat, study says. в кино больше попкорна, чем комедии. Зато новости или интервью не особо затягивают зрителей, поэтому вы вряд ли увидите в ресторане новостной канал.