Ирина Баржак

Основатель Института публичных выступлений. Автор книги «Волшебная кнопка против волнения и другие принципы успешного выступления».

В публичных выступлениях, кажется, разбираются все, каждый второй может дать рекомендацию спикеру. Но специалистов в этой отрасли гораздо меньше. Именно поэтому ещё со школы сложилась практика бесполезных советов о том, как нужно себя вести на сцене. А иногда эти рекомендации доброжелателей наносят существенный вред докладчику, и выступления становятся всё хуже.

Миф № 1. Используйте жесты

Этот совет часто встречается у полупрофессиональных тренеров или доброжелателей. На самом деле во время выступления не нужно думать о жестах — важно сосредоточиться на цели. А в зависимости от того, какая у вас цель, жесты будут рождаться сами. Невозможно вдохновлять, к примеру, с сомкнутыми сзади руками. Или доказывать, убеждать с сутулой спиной.

Как только человек сосредотачивается на цели и перестаёт думать о руках и других частях тела, именно в этот момент рождаются органичные жесты, именно тогда и появляется та самая убедительность, которой жаждут все те, кто говорит о жестах. Только дело совсем не в них.

Миф № 2. Репетируйте перед зеркалом

Каждый второй учитель в школе рекомендует ученикам репетировать перед зеркалом. А вот артистам на первом курсе это категорически запрещают делать. А всё почему? Когда вы думаете о том, как стоять и как говорить, вы совершенно забываете, что хотели сказать, и наоборот. Принимая красивую позу перед зеркалом, пытаясь повторить её на сцене, вы переносите объект внимания на себя, а именно в этот момент и рождается максимальное волнение.

Репетировать необходимо перед зрителем. Любым, но лучше доброжелательно настроенным, чтобы именно он, а не зеркало давал вам обратную связь.

Миф № 3. Выучите текст

Заучивать текст вредно: как только настигает волнение, вы его тут же забываете. А поскольку чаще всего мы пишем себе тексты умными красивыми словами, боимся выглядеть глупо, то уже сложно переключиться на привычную речь. От этого рождаются затянутые паузы «эээ», «как бы», садится темпоритм выступления и возникает неловкость.

Многие берут текст с собой, смотрят в него, когда растерялись, и теряются ещё больше, поскольку не могут сразу найти нужную фразу. В общем, от текста больше проблем, нежели пользы.

Наилучшим вариантом будет говорить своими словами, ведь вы гораздо умнее, чем плоский текст, и можете спокойно это выразить. Рекомендую выделить тезисы, сформулировать их одним предложением, сделать себе подсказки-тезисы крупным шрифтом и рассказывать своими словами.

Миф № 4. Оцените видеозапись выступления

Часто можно встретить рекомендацию смотреть своё видео и оценивать выступление. Вот только после просмотра записи оценить ничего нельзя. И выступать больше не хочется. Даже профессионалам.

На видео пропадает самое ценное — взаимодействие со зрителем. Знаете, всё равно что рок-концерт оценивать по записи: драйва нет, а все хрипы и вздохи слышны. Или спектакль: чего они там плачут в зрительном зале или смеются — по ТВ совершенно непонятно. И, согласитесь, по видеозаписи мы не сможем дать оценку концерту или спектаклю. Хорош он был или плох, мы можем оценить, только если присутствовали, или по отзывам. Так же и с выступлением.

Мы увидим все шероховатости и кучу собственных недостатков, но понять, хорошим выступление было или нет, без зрительской реакции не сможем.

Гораздо важнее оценивать по лицам и глазам зрителей (сейчас они не церемонятся, если скучно, сразу засыпают или достают гаджеты), а также по нескольким основным критериям выступлений, в которых вам могут помочь друзья.

Миф № 5. Не выступайте на чуждую тему

«Хорошо, если тема нравится, а если тебе просто нужно выступить с докладом?» — часто слышу вопрос от менеджеров крупных корпораций. В таком случае вам необходимо, как говорят артисты, «примерить» тему доклада, понять, где именно, в какой части она находит отклик в вашей душе, и именно так развернуть вопросы, чтобы было интересно прежде всего вам.

В артистической среде есть такой секрет: что чувствует артист на сцене, что он видит своим внутренним взором, то увидит и зритель. И если вам самому не нравится ваш доклад, то и публика его не воспримет. Поэтому ищите точки соприкосновения, такой поворот этой темы, чтобы было интересно прежде всего вам. Ведь автор вашего выступления именно вы.

Миф № 6. «Что» важнее, чем «как»

Часто в нашей практике выступлений, сложившейся в советское время, где нет места своему мнению и все привыкли читать умный текст по бумажке, можно увидеть основной упор на содержание презентаций. От этого страдает визуальная часть: доклад переполнен графиками и таблицами. Это и считается неким эталоном хорошего выступления. А обращать внимание на то, как будет представлена эта информация, не принято.

Споры о важности формы и содержания завершены ещё при Аристотеле: одно не имеет смысла без другого.

Если вы не побеспокоитесь о форме выступления, содержание всё равно не дойдёт до слушателей. Важно сочетать сложные графики с более лёгким и образным визуальным рядом, тогда зрителю будет легче воспринимать информацию и ваш доклад будет иметь успех.

Миф № 7. Паузы — это плохо

Очень сложно бывает убедить докладчиков, что пауза перед началом выступления необходима. Она помогает сосредоточиться спикеру и переключить внимание зала.

«Тридцать секунд — это много!» — говорят экспериментаторы. А вот Гитлер держал паузу перед началом речи в среднем 1 минуту 15 секунд. Таким образом он добивался того, чтобы его слушали все без исключения, и прибавлял веса своим словам после паузы.

Чем длиннее пауза перед важной информацией, тем значительнее событие, говорят режиссёры. Хорошие докладчики не стесняются на сцене задуматься, что-то вспомнить и немного помолчать, а потом снова начать говорить. Это смотрится органичнее, нежели когда человек бездумно тараторит текст и сбегает со сцены. Поэтому потренируйтесь держать паузу, это весьма полезно.

Миф № 8. Используйте проверенные приёмы

Много странных советов дают люди друг другу, говоря, что этот приём точно сработает. «Сколько бы я ни представлял зрителей сидящими на горшках — не выходит», — жалуется человек. Оказывается, доброжелатель посоветовал такой приём как способ избавления от волнения.

На самом деле избавиться от волнения поможет постановка цели, или сверхзадачи по Станиславскому, и перенос объекта внимания с себя на зрителей. Вооружившись действенным глаголом, можно сделать гораздо больше, нежели больным воображением.

Ставьте цель. Она должна быть желанной, греющей, эмоциональной. И вперёд. Волнение останется лишь фоном.

Также мне встречались советы сделать, например, 10 приседаний. Или отжиманий. Вреда они не приносят, но и очевидной пользы тоже.