Особенности творческого стиля режиссёра

Даррену Аронофски, как Кристоферу Нолану или Полу Андерсону, удаётся сохранять независимость творческого самовыражения, в то же время добиваясь высоких кассовых сборов. А ещё он просто одержим человеческим безумием.

Его фильмы не спутаешь ни с чем. Герои картин Аронофски движутся к полному саморазрушению, доведённые до крайности собственными навязчивыми идеями и маниями. В съёмке режиссёр часто прибегает к использованию ручной камеры и даже к креплению её на тело актёра. Ещё одна отличительная черта его работ — динамичная съёмка из-за спины героя. Саундтреки к фильмам Аронофски — это струнные мелодии под жёсткий электронный бит. А финал киноленты или логического акта зачастую сопровождается выцветанием кадра до абсолютной белизны.

Аронофски старается снять как можно больше материала, чтобы в течение нескольких месяцев кропотливо заниматься монтажом, доводя проект до совершенства. Он не боится экспериментировать, его не смущает низкий бюджет. Режиссёр считает, что главное — сподвигнуть зрителей на размышления и вызвать ответную реакцию.

Начало карьеры

Даррен Аронофски родился в Бруклине и с ранних лет был очарован театром и кино. Родители часто водили его на бродвейские спектакли. Там мальчик влюбился в искусство. Окончив престижную школу Эдварда Мэроу, он провёл несколько лет в путешествиях, посетив Кению и ряд стран Европы и Ближнего Востока. Вернувшись домой, Даррен поступил в Гарвард, где с отличием окончил курсы кинематографа и социальной антропологии.

Первыми работами Аронофски в кино были короткометражки. Среди них была и лента «Протозоа», где засветилась неизвестная в то время Люси Лью. А через два года он начал работу над своим первым полнометражным фильмом — «Пи».

Фильмы Аронофски

Пи

  • Ужасы, фантастика, триллер.
  • США, 1997.
  • Длительность: 84 мин.
  • IMDb: 7,5.

Фильм рассказывает о математике, терзаемом навязчивой идеей объяснить мир с помощью теории чисел. Проект был снят на смехотворный бюджет в 60 тысяч долларов. Большую часть суммы режиссёр одолжил у своих родных и знакомых. В прокате фильм заработал больше 3 миллионов, и Аронофски с удовольствием вернул всем долги с хорошими процентами.

Герои картины ищут разгадку в каббале и древних библейских текстах, развивая теорию о скрытом в них математическом шифре. Главный герой переутомляется и страдает от невыносимых головных болей, однако с маниакальным упорством продолжает научный труд.

«Пи» — история о религии, науке, поиске глубинного смысла и одержимости. Заинтересовавшимся темой читателям рекомендуем также познакомиться с литературным наследием Умберто Эко и Хорхе Луиса Борхеса.

Успех «Пи» заставил многих американских продюсеров поверить в то, что Аронофски можно доверить и более крупные проекты.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Реквием по мечте

  • Драма.
  • США, 2000.
  • Длительность: 102 мин.
  • IMDb: 8,4.

В этом фильме Джаред Лето, Марлон Уайанс и Дженнифер Коннелли играют троих наркоманов, каждый из которых пытается достичь собственной заветной мечты. Изначально для усиления посыла о разрушительном влиянии наркотиков и эмоциональной реакции зрителей Аронофски планировал снять в главных ролях 15-летних подростков. Но продюсеры не позволили ему пойти на такую крайность, заметив, что тогда картину не допустят до показа в кинотеатрах.

Фильм был смонтирован в редкой для кинематографа манере хип-хоп-монтажа. Картина состоит из множества невероятно коротких фрагментов, которые позволяют прочувствовать полную потерю героями контроля над собой. Обычно средняя полуторачасовая лента содержит 600–700 киносцен. «Реквием по мечте» же разбит более чем на 2 000.

Несмотря на проблемы с цензурой и прокатный рейтинг R, фильм стал очередным успехом Аронофски. Это одна из самых пугающих картин о наркозависимости, которую тяжело смотреть даже сегодня. А многим «Реквием по мечте» запомнился ещё и эпичным саундтреком, прозвучавшим в трейлере фэнтези «Властелин колец: Две башни».

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Фонтан

  • Фантастика, драма.
  • США, Канада, 2006.
  • Длительность: 96 мин.
  • IMDb: 7,3.

На волне неожиданного успеха «Реквиема по мечте» Аронофски решил попробовать свои силы в высокобюджетных блокбастерах. Таким стала фантастическая драма «Фонтан», где в одной из ролей снималась Рэйчел Вайс. Для погружения в образ и атмосферу картины она читала книги и дневники смертельно больных людей, а также навещала безнадёжных пациентов в больницах.

Главную роль в фильме исполнил Хью Джекман. Его герой, учёный, путешественник во времени и нечаянный конкистадор, помешался на идее отыскать лекарство от рака для своей больной жены. Его цель — мифическое Древо жизни, благодатный сок которого способен даровать вечную жизнь. Главными темами фильма вновь стала каббала, а также мифология народов майя, философия космических путешествий и исследования в области хирургии головного мозга.

В «Фонтане» Аронофски почти полностью отказался от использования компьютерных спецэффектов. Вместо этого он использовал микросъёмку протекания химических реакций, объясняя это тем, что компьютерная графика лишит фильм ощущения бесконечности времени.

К сожалению, «Фонтан» запомнился лишь великолепной музыкальной темой. От финансового провала его не спасли ни войны майя, ни космические полёты, ни многочисленные ирреальные сцены.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Рестлер

  • Драма.
  • США, 2008.
  • Длительность: 105 мин.
  • IMDb: 7,9.

После неудачи с «Фонтаном» Аронофски всерьёз раздумывал о работе над фильмом «Боец», но отказался, понимая, что будет заниматься им лет десять. Чуть позже он покинул команду, снимавшую ремейк «Робокопа». Его четвёртым фильмом стал «Рестлер», в котором Микки Рурк фактически снялся в роли самого себя.

Картина похожа на реалити-шоу благодаря обилию импровизированных сцен. Например, в начале фильма Рурк на камеру принимал заказы у реальных покупателей отдела кулинарии в супермаркете. Также импровизацией были все сцены за кулисами боёв и в раздевалке.

Для Рурка и Аронофски «Рестлер» стал прекрасной возможностью триумфально вернуться на большой экран. Фильм получил венецианского «Золотого льва», а Микки Рурк за главную мужскую роль стал обладателем «Золотого глобуса» и приза Британской киноакадемии.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Чёрный лебедь

  • Триллер, драма.
  • США, 2010.
  • Длительность: 103 мин.
  • IMDb: 8,0.

«Чёрный лебедь» — психологический триллер с Натали Портман в роли юной балерины, помешавшейся на стремлении к творческому совершенству. Она проводит тренировки под неусыпным взором французского злодея Венсана Касселя в надежде заполучить ведущую роль в готовящейся постановке «Лебединого озера». Роль её партнёрши исполнила Мила Кунис, которая была взята в проект без кастинга после недолгой беседы по Skype. Аронофски точно знает, чего ждут зрители, так что не обойдётся без откровенной лесбийской сцены.

Как и все работы Аронофски, «Чёрный лебедь» рассказывает о безумной мании, в данном случае связанной с изнурительным трудом балерин. Тяга к совершенству полностью разрушила психику главной героини и привела к серьёзным невротическим заболеваниям, отражающимся и на её физическом состоянии. Поэтому режиссёр всегда считал «Чёрного лебедя» психологическим фильмом ужасов, хотя публично картина рекламировалась только как драма.

«Чёрный лебедь» имел сенсационный успех и принёс Аронофски долгожданную номинацию на «Оскар» за лучший фильм.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Ной

  • Драма, приключения, фэнтези.
  • США, 2014.
  • Длительность: 138 мин.
  • IMDb: 5,8.

Следующим шагом для Аронофски стал самый амбициозный проект в его карьере: фильм о Ное. В нём режиссёр переосмысливает одну из самых странных и страшных историй Нового Завета, в которой Бог наслал на мир Великий потоп, сохранив жизнь лишь семье Ноя и собранным им животным.

«Ной» — один из самых сильных фильмов Аронофски. Главный герой в исполнении Рассела Кроу мало отличается от предыдущих персонажей режиссёра, разве что от его душевного равновесия на этот раз зависит судьба человечества, а его действия послужат уроком для потомков. Несмотря на несколько красочных боевых сражений и отличную графику, главное в фильме — клаустрофобия и чувство нарастающей паники.

«Ной» продолжил погружение Аронофски в библейскую тематику, ранее затронутую в «Пи» и «Фонтане». Картина была встречена критикой со стороны религиозного сообщества. Христианские активисты даже сняли ответный фильм, а ряд мусульманских стран и вовсе запретил «Ноя» к прокату из-за противоречий учению ислама.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

мама!

  • Ужасы, триллер, драма.
  • США, 2017.
  • Длительность: 121 мин.

«мама!» — настоящая тайна за семью печатями. За неделю до премьеры фильма информации о нём было так мало, что приходилось полагаться лишь на немногочисленные слухи.

Официальное описание гласит: «Появление в доме незванных гостей послужит проверкой на прочность для взаимоотношений семейной пары, прервав её безмятежное существование». Известно, что Аронофски написал сценарий всего за пять дней.

Ведущие критики совсем недавно успели познакомиться с лентой и сходятся во мнении, что вдохновение Аронофски черпал в «Ребёнке Розмари». Съёмки велись ручной камерой, усиливающей эффект присутствия, с частыми крупными планами на главной героине в исполнении Дженнифер Лоуренс.

Действие фильма в основном происходит в доме героев. Однако боязнь закрытого пространства не тяготит. Гораздо страшнее выглядит нагнетаемый потусторонний оккультный ужас, разворачивающийся в полной красе в третьем акте.

Не обошлось и без отсылок к Старому и Новому Заветам. В той или иной форме «мама!» описывает все десять египетских казней, взаимоотношения персонажей братьев Глисон напоминают притчу о Каине и Авеле, а героиня Лоуренс мечтает попасть в райский сад.

«мама!» — самый сюрреалистичный и иносказательный фильм Аронофски. Показ на Венецианском кинофестивале сопровождался как аплодисментами, так и насмешливым освистыванием. Интересно, к кому присоединитесь вы.