«Будущее, я люблю тебя»: как Тимур Бекмамбетов снял «Чёрное зеркало» наоборот под патронажем Miсrosoft

Российский альманах о пользе технологий мог бы быть интересным. Но впечатление портят сценарные клише и обилие рекламы.

1 октября в онлайн‑кинотеатре Okko выйдет серия короткометражных фильмов «Будущее, я люблю тебя». Альманах о влиянии технологий на жизни людей создали по инициативе Microsoft, причём организаторы поступили необычно. Кинокомпания Тимура Бекмамбетова BAZELEVS провела конкурс: учащиеся Высшей школы кино «Арка» придумывали сюжеты, а авторы самых оригинальных проектов сняли свои ленты с участием артистов Театра на Таганке.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

По сути, «Будущее, я люблю тебя» — сборник картин начинающих режиссёров. Просто они получили возможность поработать с хорошей техникой и актёрами. Но за это им пришлось вписать в сюжет разработки Microsoft. И не везде это выглядит уместно.

Технологии как реклама, а не часть сюжета

Во время презентации проекта его создатели прямо говорили, что хотели снять противоположность «Чёрному зеркалу». В знаменитом сериале передовые технологии за редким исключением лишь мешали общению людей и делали мир более жестоким.

Альманах «Будущее, я люблю тебя» должен рассказать, как прогресс служит на пользу человечеству. Лучше других с этим справился режиссёр Женя Орёл в работе «Мультипликатор». Там искусственный интеллект помогает герою разобраться в семейных проблемах. В программу загружают все сведения о супругах, и она моделирует живое общение.

Эта история, пожалуй, идеально соответствует задумке всего проекта. Идея, что искусственный интеллект почти неотличим от человека, развивает сюжет и даже оказывается в центре важного драматического поворота. Конечно, подобное уже было и в фильме «Она», и в том же «Чёрном зеркале». Но здесь тему подают неожиданно и действительно позитивно.

А вот автор «Цены любви» Тагир Мингазов поступил проще. Он снял забавную сцену, как Купидон помогает посетителям магазина найти свою любовь. И электронные ценники лишь остроумно вписаны в действие.

Кадр из эпизода «Цена любви» альманаха «Будущее, я люблю тебя»

В остальных же сюжетах упоминание девайсов или прогрессивных технологий кажется уж слишком нарочитым. Так, при просмотре короткометражки «Маршрут подстроен» Ольги Бителевой возникает ощущение, что рассказ о каршеринге — навязчивая рекламная вставка. А в эпизоде «Аутсорсинг» Риты Корж планы преступников раскрывают при помощи умных бейджиков. Но если заменить устройства обычным телефоном или диктофоном, ничего не изменится.

Так что связать личную жизнь героев с прогрессом удалось далеко не всем авторам. И вроде для этого есть оправдание: альманах «Будущее, я люблю тебя» посвящён простым и знакомым зрителю людям, и драма здесь важнее. Но и с этой частью есть проблемы.

Жизнь как сплошной негатив

Когда начинающие режиссёры снимают кино про личные отношения, многие из них берут самое надоевшее клише: семейная пара в кризисе. И если в полнометражном фильме с одной историей сюжет можно вывернуть оригинально, то в короткометражке от стереотипов уйти просто не успевают.

Кадр из эпизода «Маршрут подстроен» альманаха «Будущее, я люблю тебя»

Увы, почти все авторы альманаха поступили именно по такой схеме. Четыре из пяти историй рассказывают о семьях, где муж и жена ругаются и хотят разойтись, — спасают только те самые новые технологии. Лишь «Цена любви» выглядит легче других — в ней нет негативного подтекста.

«Аутсорсинг» хотя бы прикрывается антуражем криминальной комедии и отсылками к известным фильмам, разбавляя банальную драму. А вот «Надежда умирает последней» Ерзии Ертлес держится только на исполнительнице роли Любви. Необычная героиня приходит в дом к ссорящимся супругам и заявляет, что их дочь умрёт, если те не помирятся. Такая мотивация для возобновления отношений выглядит полной ахинеей.

Кадр из эпизода «Аутсорсинг» альманаха «Будущее, я люблю тебя»

Получается, что альманах задумывали как сборник вдохновляющих историй. Но от просмотра остаётся грустный осадок: в мире этих короткометражек каждой семье нужна помощь если не искусственного интеллекта, то сверхъестественного существа. Иначе пары будут лишь ругаться и разводиться.

Короткометражки как кузница кадров

Если вернуться к самой первооснове альманаха, от большинства претензий хочется отказаться. В первую очередь это дебюты пяти молодых режиссёров. Если бы нечто подобное появилось в виде любительского ролика на YouTube, к нему было бы меньше вопросов. Спонсоры же позволили воплотить идеи в жизнь и донести работы до широкой аудитории.

Кадр из эпизода «Мультипликатор» альманаха «Будущее, я люблю тебя»

И здесь даже хорошо, что истории не стали растягивать до полноценных эпизодов сериала. Короткие зарисовки не успевают надоесть, быстро сменяя друг друга.

Как трамплин для карьеры молодых авторов альманах работает хорошо. Зрители могут выделить самые запомнившиеся короткометражки и рассказать о них друзьям, а продюсеры — присмотреться к наиболее перспективным режиссёрам. И возможно, Женя Орёл или Тагир Мингазов вскоре мелькнут среди создателей какого‑нибудь сериала, а то и полнометражного фильма, где им дадут больше свободы.

Зрителю стоит понимать, что весь проект — это, по сути, самореклама Microsoft. Многие режиссёры, в том числе и Тимур Бекмамбетов, когда‑то начинали свою карьеру с подобных роликов. В случае с альманахом «Будущее, я люблю тебя» к продвижению продукта хотя бы добавили неплохую актёрскую игру, драматический сюжет, а иногда и юмор.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из альманаха «Будущее, я люблю тебя»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Конь Сферический
01.10.20 10:35
Рекламная джинса от Микрософт? Какая пакость!
Владимир
01.10.20 14:20
Рекламбетов
Denis yurich
01.10.20 18:00
🤢🤮