Что такое каршеринг и как им пользоваться, чтобы не попасть на деньги
Что такое каршеринг и почему о нём все говорят
Каршеринг — краткосрочная, чаще поминутная, аренда автомобилей. Поиск машины и подписание договора происходят через приложение в смартфоне.
Сейчас каршеринг переживает невероятный бум в столице, но только приходит в другие большие города и пока ещё кажется чем-то новым. Хотя его история началась в 1948 году, когда в Швейцарии появился небольшой кооператив, в котором люди могли арендовать машину.
Правда, ещё десятки лет развитию подобной услуги сильно мешало отсутствие технологий. Поэтому каршеринг в современном понимании, когда машину стало возможным оставлять где угодно, распространился в Европе только в конце 2000-х с развитием мобильного интернета и смартфонов.
В Россию каршеринг пришёл сравнительно недавно — на рубеже 2012–2013 года — с компанией Anytime. Но активно развиваться начал с 2015-го, когда на рынке появились другие операторы: «Делимобиль», YouDrive и Car5.
По данным издания «Трушеринг» на ноябрь 2018 года в России 27 действующих операторов каршеринга. И готовятся к запуску новые.
Как развивается каршеринг в России и чем он отличается от европейского
Существенных различий между российским и европейским каршерингом нет. Регистрация и оплата аренды происходит одинаково. Отличаются лишь некоторые доступные пользователю функции и стоимость: в Европе дороже.
В России система развита пока только в Москве. Из-за высокой стоимости платной парковки столичным водителям проще арендовать машину, чем использовать свою или брать дорогостоящее такси. Пытаясь разгрузить трафик, правительство выделяет каршерингам льготы на платные стоянки, но только если их автопарк соответствует стандартам городской программы. Как утверждают в департаменте транспорта, одна машина в системе каршеринга способна заменить до 10 личных автомобилей.
Кроме столицы каршеринг будет развиваться в Санкт-Петербурге — это второй рынок в России. Как только там начнёт расширяться зона платной парковки, город ожидает настоящий бум каршеринга. Ещё один перспективный рынок — Сочи. Основная аудитория каршеринга — отдыхающие, и в городе более выражена модель длительной аренды.
Но до регионов каршеринг в ближайшее время вряд ли доберётся. По сравнению с мегаполисами там ещё плохо развита система платных парковок, а стоимость такси относительно ниже. Это главные факторы, которые позволяют каршерингу расти.
В то же время в западных странах каршеринг уже активно интегрируется в транспортную систему. В Швейцарии, например, услуга уже включена в единое приложение для пользования общественным транспортном, привязанное к транспортной карте Swiss Pass.
Несмотря на это, российский рынок каршеринга развивается невероятно быстро.
По объёму автопарка российский рынок каршеринга уже перегнал большинство стран. На октябрь 2018 года мы оцениваем общий автопарк в России более чем в 18 000 машин, из них почти 13 000 в Москве. За этот год совершено более 17 миллионов поездок — последние две цифры подтверждают в Департаменте транспорта.
Что лучше: каршеринг, такси или личное авто
Не стоит рассматривать каршеринг как полную альтернативу личному автомобилю или такси. В зависимости от ситуации у каждого варианта будут свои преимущества и недостатки.
Каршеринг vs такси
Главное преимущество каршеринга перед такси: вы сами сидите за рулём, контролируете стиль вождения и выбираете музыку. Не нужно заставлять себя поддерживать разговор с болтливым таксистом или извиняться, если вдруг пришлось изменить маршрут.
Правда, если вы плохо ориентируетесь в городе, то при отсутствии навигатора можете накатать на приличную сумму или попасть в пробку. В такси вы заранее знаете конечную сумму поездки — кому-то так комфортнее. Впрочем, «Яндекс.Драйв» готовится опробовать фиксированный тариф, когда заранее можно будет узнать стоимость поездки, но пока эта услуга не доступна.
Каршеринг комфортнее, если в пути нужно сделать несколько остановок, когда вы разъезжаете по работе или просто решили прокатиться с друзьями. Но если сильно торопитесь — лучше выбирать такси. Потому что в нужный момент машины поблизости может не оказаться, придётся тратить время на то, чтобы найти её, осмотреть, проверить документы. И хотя добраться до аэропорта на каршеринговом автомобиле можно дешевле, есть опасность попасть в ДТП и не улететь вообще.
Каршеринг vs личный автомобиль
Личный автомобиль выгоден, если приходится регулярно отправляться в длительные поездки. Но в городе пользоваться каршерингом выходит в целом дешевле: вы берёте машину только тогда, когда она нужна. Сверх того учитывайте затраты на мойку, бензин и обслуживание личного автомобиля. Кроме денег, это ещё и время, и просто лишняя головная боль. В каршеринге об этом заботится компания.
С одной стороны, свой автомобиль — это психологический комфорт. Вам не приходится сталкиваться с мусором или поломками в салоне после неаккуратных пользователей, вы не чувствуете лишней ответственности, оставляете свои вещи в машине и больше ни с кем её не делите.
С другой стороны, каршеринг — это свобода. Вы в любой момент можете оставить авто в положенном месте и забыть о нём.
Какие предложения есть на рынке
Сейчас самые крупные операторы каршеринга — это «Яндекс.Драйв», «Делимобиль», BelkaCar, YouDrive и Anytime. Ещё два молодых, но заметных оператора — «МатрёшCar» и TimCar.
Автопарки сервисов постоянно пополняются. Арендовать уже можно не только бюджетные Renault Kaptur, Volkswagen Polo или Huyndai Solaris, но и премиальные Mercedes-Benz, BMW Series 3/5, Audi A3/Q3, и даже Jaguar, Ferrari и Porsche. Конечно, и тарифы, и требования к водителям при аренде таких машин обычно выше.
Цены на использование машин варьируются. Нужно учитывать и другие отличия в условиях: какой необходим возраст и стаж для конкретного автомобиля, в каких аэропортах предусмотрена парковка, какая есть бонусная система.
Обратите внимание, что у некоторых компаний стоимость минуты меняется в зависимости от времени и загруженности дорог. Если машина нужна надолго, уточните, во сколько обойдётся суточный тариф. Иногда он бывает выгоднее поминутной аренды, а у отдельных операторов активируется автоматически при достижении определённой суммы.
Стоимость поездки, руб./мин. | Стоимость ожидания, руб./мин. | Бесплатная ночная парковка | Суточный тариф, руб. | Возраст и стаж | |
Яндекс.Драйв | от 5
(динамическая) |
от 2
(динамическая) |
23:30–05:30
вне зелёной зоны |
нет | от 21 года;
от 2 лет |
Делимобиль | от 3 | 2,5 | 00:00–05:59 | от 1 999 | от 19 лет;
от 1 года |
BelkaCar | от 8 | от 2 | 00:00–06:00 | от 2 000 | от 21 года;
от 2 лет |
YouDrive | от 8 | от 3 | 20:00–08:00
вне зелёной зоны |
от 6 900 | от 20 лет;
от 2 лет |
Anytime | от 7 | от 2 | нет | от 2 400 | от 19 лет;
от 1 года |
TimCar | от 3,9 | от 1,9 | 23:00–06:00 | от 2 000 | от 20 лет;
от 1 года |
МатрёшCar | от 9 | от 2 | 22:00–6:00 | от 2 200 | от 21 года;
от 2 лет |
Не спешите регистрироваться во всех сервисах сразу. Хотя общая концепция схожа, детали и правила у всех немного разные, и будет не просто запомнить их с первого раза.
Юрий Николаев
Операторы активно борются за пользователей — цены и условия часто меняются и обновляются. Поэтому периодически сравнивайте тарифы и правила разных каршерингов.
Как пользоваться каршерингом
Регистрация
Для регистрации подготовьте водительское удостоверение и паспорт. Скачайте приложение каршеринга, которым хотите воспользоваться. Вас попросят сделать чёткие фотографии прав, прописки, паспорта и селфи с паспортом.
Договор использования сервиса вы подписываете прямо в приложении. Не забудьте внимательно его прочитать.
Самая главная и распространённая ошибка пользователей — это халатное отношение к условиям сервиса и чтению договора. Пользователи думают, что именно с ними ничего не произойдёт и читать договор не обязательно. Отсюда вытекает целый пул проблем, связанных с незнанием правил сервиса: штрафы, списания денег (не всегда обоснованные), блокировки, эвакуация машины и так далее.
Юрий Николаев
После этого привязываете банковскую карту — оплата за поездку списывается с неё автоматически. Расчёт происходит либо целиком в конце поездки, либо частями при достижении определённой суммы. Уточняйте это заранее в условиях использования.
Не откладывайте регистрацию в сервисе до самой поездки: службе безопасности требуется время, чтобы проверить информацию о вас. Обычно эта процедура занимает не более часа, но иногда может растянуться и на несколько суток.
Выбор машины
В приложении открывается карта, на которой видны свободные машины. Выбираете ту, что ближе к вам — в сервисе указаны адрес, где стоит авто, номер, количество доступного бензина.
Убедитесь, что пункт назначения находится в зелёной зоне — территории, где можно завершать аренду, — или спланируйте другой маршрут. Если собираетесь в аэропорт — уточните, есть ли парковка для данного сервиса в нужном аэропорте и как до неё добраться.
Далее бронируете машину. Вам даётся бесплатное время, чтобы добраться до неё. У большинства сервисов оно составляет 20 минут. У «Яндекс.Драйва» рассчитывается динамически в зависимости от расстояния — от 5 до 20 минут, плюс 5 минут на осмотр. После истечения этого времени начисляется оплата за ожидание, обычно 1,5–3 рубля за минуту.
Осмотр автомобиля
Важная часть — осмотр машины и проверка документов. Если вы всё-таки не поленитесь и прочтёте договор, то увидите, что до начала аренды вы должны сообщить сервису обо всех повреждениях и загрязнениях автомобиля, которые заметите. Если вы этого не сделаете, ответственность за них ложится на вас.
То есть с вас могут списать деньги за повреждения машины и оставленный мусор, даже если вы в этом не виноваты. Поэтому всегда делайте фотографии: запечатлейте место парковки, кузов и салон. Повторите то же самое после завершения аренды, отправьте фото оператору и храните их у себя: загрузите в облачное хранилище или приватный канал в Telegram. На мелкие царапины и потёртости операторы могут не обращать внимания, но лучше сфотографировать и их.
Для спокойного сна и возможности оспорить любую претензию фотографировать стоит всё и всегда. Четыре фотографии по кругу, на которые затрачено не больше минуты, могут помочь оспорить штраф на десятки тысяч рублей. Чем больше будет задокументированных доказательств того, что вы завершили аренду по правилам и без повреждений, тем лучше.
Юрий Николаев
Сейчас в приложениях некоторых операторов можно посмотреть фотографии повреждений, сделанные ранее другими пользователями, и прислать только новые.
Проверьте в бардачке СТС на автомобиль, полис ОСАГО и топливную карту (если она должна быть по условиям сервиса). Если их не оказалось или бумаги испорчены, сообщите оператору.
Если всё в порядке — подписываете акт приёма-передачи автомобиля прямо через приложение и начинаете аренду.
Поездка
Далее вы просто заводите машину и отправляетесь в путь. Будьте аккуратны на дороге и не торопитесь, пытаясь сэкономить несколько рублей на аренде.
Если вам нужно сделать остановку, переведите авто в режим ожидания. Машина останется за вами, а плата за минуту будет ниже, чем за аренду. И лучше снова сделать фото — на случай, если с машиной что-то случится, пока вы отсутствуете.
Заправка
Обычно сервисы сами заправляют свои автомобили, но если вдруг возникла необходимость в дозаправке, свяжитесь с оператором. В сервисе вам дадут подробные инструкции по заправке и компенсируют стоимость бонусными баллами или дополнительным временем аренды.
Завершение аренды
Зоны, где можно оставить машину, указаны в приложении сервиса. Припаркуйте автомобиль в разрешённом для этого месте. Заберите личные вещи и оставленный мусор. Проверьте, закрыты ли окна, двери, багажник.
Аренда завершается тоже через приложение. Не забудьте ещё раз сделать несколько фото.
Чего точно не стоит делать
Передавать автомобиль другим людям
Это грубое нарушение правил каршеринга, за которое предусмотрен значительный штраф. У сервиса есть много способов понять, что произошла передача руля другому человеку. В части автомобилей может быть установлен видеорегистратор с записью происходящего в салоне. Кроме этого, мы используем машинное обучение для фиксации изменения стиля вождения в поездке.
Антон Рязанов
Штрафы за это нарушение серьёзные — от 50 000 до 100 000 рублей.
Использовать автомобиль в качестве такси
Если решили подзаработать на арендованном авто, будьте готовы выложить 10 000 рублей в качестве штрафа.
Портить телематическое оборудование
Телематика — основа контроля и безопасности каршерингового автомобиля. За попытку её отключения штраф грозит серьёзный — до 300 000 рублей.
Перевозить животных без переносок, клеток, сумок
Суть запрета — избежать порчи салона. Поэтому важно, чтобы животное не соприкасалось с обивкой. Штраф за загрязнение салона у операторов различается: от 2 000 до 5 000 рублей.
Перевозить стройматериалы и крупногабаритные грузы
Рискуете повредить машину и заплатить штраф. Лучше перестрахуйтесь: закажите грузовое такси или арендуйте грузовое авто.
Лихачить
Датчики в машине укажут на ваш стиль езды — зафиксируют все превышения скорости, резкие торможения и опасные манёвры. Дрифт, участие в гонках и другие виды опасной езды на арендованной машине обойдутся пользователю минимум в 30 000 рублей.
Сливать бензин
Оператор может выявить, что объём топлива, который вы заправили, меньше, чем тот, за который заплатили по топливной карте или чеку. Есть и другие способы уличить пользователя:
В «Яндекс.Драйве» есть специальный алгоритм, который с данных телематики поймёт, что пройденное расстояние не соответствует потраченному топливу. Мы проведём расследование и если выяснится такое, то пользователь будет заблокирован, а также применены административные меры согласно законодательству.
Антон Рязанов
Поэтому сэкономить не получится. Штраф за проступок составит 10 000–20 000 рублей.
Курить в салоне
Штраф за курение в арендованном авто — от 2 000 рублей. А некоторые сервисы ещё и предлагают бонусы тем, кто «сдаёт» курящих пользователей.
Оставлять машину с открытыми окнами, дверями, багажником
Такие нарушения могут обойтись в 15 000 рублей.
Оставлять автомобиль вне разрешенной зоны парковки
Если автомобиль эвакуируют, вам придётся оплачивать штраф и услуги эвакуации. Штраф за оставление машины на газоне может быть от 50 000 до 100 000 рублей. Если завершите аренду вне зелёной зоны — заплатите около 10 000.
Избегать общения с оператором
Не стесняйтесь уточнять нужную информацию у операторов и задавать вопросы. В случае непредвиденной ситуации не бойтесь сотрудничать с сервисом. Компании часто идут навстречу своим пользователям и не бросают их.
В моей практике был случай, когда аренда не завершалась из-за отсутствия связи и оператор попросил переставить машину в другое место. Деньги компенсировали на бонусный счёт. Вообще, мы часто видим в сообществе отзывы, когда операторы компенсируют разные случаи. Это значительно проще, чем отмывать негатив в социальных сетях.
Юрий Николаев
Старайтесь давать обратную связь — с вашей помощью сервисы становятся лучше.
Лучшие предложения
10 потолочных светильников с оригинальным дизайном
10 классных бокалов, которые украсят любое застолье
Как отличить подделку духов от оригинала: 7 заблуждений, которые могут помешать сделать правильный выбор
10 аксессуаров с анималистичными принтами для тех, кто устал от «леопарда»
15 товаров, которые стоит купить на распродаже «Дни выгоды» от AliExpress
AliExpress для мам: 10 товаров, которые сделают дом безопасным для ребёнка
10 товаров, которые превратят гостиную в уютное гнёздышко
Выгодно: наушники Baseus Bowie H1 Pro за 4 015 рублей
5 правил безопасности на дорогах, которые нужно повторить пешеходам
9 мифов о женской сексуальности, которые опровергает наука
Как семье с детьми купить квартиру: 5 мер поддержки, на которые вы можете рассчитывать
Разрешения на бизнес: какими они бывают и как быстро их получить