4 самых безумных плана покорения космоса

Как закинуть груз на орбиту гигантской полиэтиленовой рогаткой и выжить в атмосфере Юпитера.

1. Орбитальный лифт

Орбитальный лифт. Изображение: NASA / Pat Rawlings

Ракеты — это, конечно, очень здорово и красиво. Не зря же фанаты SpaceX следят за каждым их запуском в прямом эфире. Но у химических двигателей есть проблема — они дороги и неэффективны.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Отправить на низкую опорную орбиту — минимальную высоту, где объект может нарезать круги вокруг планеты, — килограмм груза даже на одной из самых дешёвых ракет современности Falcon 9 2 719 долларов. Это многовато, не находите?

Поэтому лучшие умы человечества многие десятилетия бьются над вопросом, как бы избавиться от этих дымящих монстров, поднимающихся на керосиновой тяге, и перейти на что‑нибудь более экономное и футуристичное. Один из таких вариантов — .

Строим станцию на геостационарной , которая будет висеть над одной и той же точкой планеты. Спускаем с неё сверхпрочный трос, натягивающийся под воздействием центробежной силы. И возим грузы по нему вверх‑вниз на электроподъёмнике.

Правда, неизвестно, существуют ли в природе материалы настолько прочные, чтобы сделать из них подъёмный канат длиной 35 785 км.

В теории трос для космического лифта можно сплести из графеновых нанотрубок. Но пока что никому сделать из углерода канат длиннее 1 метра. Тем не менее орбитальный лифт — пожалуй, один из самых реалистичных космических мегапроектов, перечисленных здесь.

2. Космическая электромагнитная катапульта

Электромагнитная катапульта на Луне. Изображение: Wikimedia Commons

Ещё более впечатляющая идея, призванная упростить запуск объектов на орбиту. Строим на экваторе длиннющую трубу с вакуумом внутри, чтобы свести трение до минимума. Разгоняем космический корабль в ней с помощью электромагнитной силы — по принципу .

И он несётся по трубе, пока не наберёт космическую скорость, а потом выскакивает и вылетает в космос по инерции. А там уж стабилизирует орбиту с помощью встроенного коррекционного двигателя небольшого размера.

Правда, и тут реальность ставит инженерам палки в колёса. Действительно будет только очень длинная труба: для достижения низкой опорной орбиты понадобится дорожка протяжённостью как минимум 500 км, а лучше больше. Как, где и из чего такое строить, задачка ещё та.

Кроме того, чтобы питать такой электрический разгонщик, понадобится дикое количество энергии — придётся рядышком атомную электростанцию возводить, а то и несколько.

И наконец, такая конструкция больше для доставки грузов, а не людей. Потому что если выстрелить из 500‑километрового рельсотрона снарядом с пассажирами внутри, до космоса содержимое корабля доберётся уже в виде жидкой кашицы.

Такая резкая смена агрегатного состояния негативно скажется на здоровье астронавтов.

Чтобы отправлять людей в космос, нужно, чтобы электромагнитная катапульта была — хотя бы 1 000 км. В общем, постройка нетривиальная.

Рейлган, испытываемый армией США. Изображение: U.S. Navy

Но несмотря на сложности, плюсов у такой катапульты полно. Во‑первых, с её помощью можно избавляться от ядерных отходов — просто кидать их в космос, чтобы летели куда‑нибудь подальше и не возвращались. Так ещё в 80‑х NASA делать.

Во‑вторых, пушку можно применять не на Земле, а на Луне — там нет атмосферы, трение отсутствует. Можно добывать на спутнике ценные минералы и бомбить ими нашу планету в малонаселённых местах, а потом просто грузовиками вывозить.

И наконец, пушку можно использовать как оружие! Кидаться во врага стальными неуправляемыми болванками на скорости около 8 км/с — очень футуристично и сурово.

3. Колония воздухоплавателей

Проект HAVOC. Изображение: NASA

Хотели бы вы колонизировать, скажем, Венеру или Юпитер? Марс‑то уже всем приелся, да и вообще эта планета скучная: один песок и немного льда. Венера куда интереснее: там на поверхности температура под +465 °C и дожди из серной кислоты. Есть на что посмотреть, пока не растаете.

А у Юпитера вообще поверхности нет — под облаками атмосферы газового гиганта скрывается океан металлического водорода температурой от 6 000 до 20 700 °C.

Но не переживайте, в NASA обо всём позаботились. Для колонизации на поверхность Венеры и в нижние слои Юпитера никого кидать не понадобится — можно просто поселиться где‑нибудь в атмосфере и жить себе спокойно.

Проект HAVOC постройку на Венере огромного дирижабля, летающего на обычном воздухе. Да, кислород и азот, которые мы вдыхаем, там из‑за большей плотности атмосферы будут действовать как водород или гелий у нас на Земле, поднимая аэростат вверх. А энергию аппарат сможет от солнечных панелей.

Таким манером можно на высоте около 55 км — там 27 °C и приятный ветерок. Правда, без кислородной маски из кабины дирижабля не выглянешь, потому что люди углекислотой дышать не умеют.

Аналогичную конструкцию можно и на Юпитер. Только вот закачать в аэростат гелий или водород не выйдет, потому что гигант из них же и состоит.

Но есть другой способ: забирать из атмосферы Юпитера газ и нагревать его, скажем, ядерным реактором. Горячий водород в аэростате будет легче, чем холодный в верхних слоях атмосферы, и можно будет спокойно летать и любоваться облаками и синеватым небом. Да, на большой высоте оно таким же, как на Земле. Да ещё и с красивыми перистыми облаками из аммиака.

Правда, непонятно, что делать с радиацией от газового гиганта — обшить свинцом дирижабль вряд ли получится. Да и людей с боязнью высоты на эту колонию лучше не брать: представляете, каково это — носиться над огромной планетой и всё время подсознательно ожидать падения?

4. Спутниковая праща

Спутник с тросом, вращаясь вокруг Земли, будет описывать примерно такие движения. Видео: Kurzgesagt — In a Nutshell / YouTube

Проект компании Boeing и Института передовых разработок NASA под названием Orbital Skyhook, или «Небесный крюк», подразумевает довольно любопытный метод заброски грузов на орбиту. Правда, чуточку рискованный.

спутник, который вращается вокруг планеты и вокруг своей оси. Крепим к нему два достаточно длинных каната — скажем, километров по 600, чтобы крутились, уравновешивая друг друга. И получаем нечто вроде огромного колеса обозрения, только с двумя спицами.

Когда надо вывести что‑то в космос, ждём, пока спутник пролетит над нами и свесит верёвку в атмосферу. На высоте примерно 100 километров подвозим к кончику троса груз на гиперзвуковом самолёте, и его вытягивает на орбиту.

Высокая прочность каната, как у космического лифта, не потребуется, поэтому Boeing возможным обойтись без графена — подойдут существующие сверхпрочные полиэтилены и термостойкий зилон.

Идея неплохая, но есть пара нюансов. Во‑первых, спутник‑противовес, чтобы не сходить с орбиты, должен как минимум в 90 раз больше, чем полезная нагрузка. То есть для выведения 14 тонн массы надо будет сначала собрать на орбите махину массой в 1 300 тонн. Вес той же МКС примерно 440.

Во‑вторых, чтобы станция вращалась равномерно, не упала на Землю или не улетела куда‑нибудь не туда, надо спускать с орбиты ту же массу, что и поднимать. То есть закинули вы груз в 14 тонн — извольте накопать с астероидов те же 14 тонн минералов и спустить их, чтобы избыточное вращение.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «2001 год: Космическая одиссея»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Максим Якушов
17.12.22 14:22
Какой океан? Это ядро. По крайней мере в английской вики так: The temperature and pressure inside Jupiter increase steadily inward because the heat of planetary formation can only escape by convection.[46] At a surface depth where the atmospheric pressure level is 1 bar (0.10 MPa), the temperature is around 165 K (−108 °C; −163 °F). The region of supercritical hydrogen changes gradually from a molecular fluid to a metallic fluid spans pressure ranges of 50–400 GPa with temperatures of 5,000–8,400 K (4,730–8,130 °C; 8,540–14,660 °F), respectively. The temperature of Jupiter's diluted core is estimated to be 20,000 K (19,700 °C; 35,500 °F) with a pressure of around 4,000 GPa.[81]
Дмитрий Сажко
23.12.22 12:19
Ну, да — у Юпитера каменистое ядро, а поверх него внешняя оболочка из жидкого металлического водорода https://en.wikipedia.org/wiki/Metallic_hydrogen Я назвал его океаном... скорее для красного словца. Хотя водород в этом состоянии считается жидкостью, так что это вряд ли я прям ошибся.
Sergei F
07.11.23 07:14
Ок, а что говорят на это отечественные покорители космоса, ведь славные потомки С. П. Королёва знают, что и как им делать? Крёстный ход не предлагать.
Mike
07.11.23 08:21
| изменено
Найти неприятного тебе соседа, попробовать отжать пару территорий и вбухать все деньги в этот веселый процесс. Я читал, что недофинансирование - одна из основных проблем Луна 25. Денег просто выделяют на порядок меньше, чем требуется, на порядок меньше, чем выделяют в соседних странах. Китае, Индии... Если верить, например, Саватееву, в Институте прикладной математике, где считают орбиты-траектории, Старший научный сотрудник получает 27 тысяч рублей. В Москве. Что Вы хотите за такие деньги? Вместо нормальной работы и прорывных идей его голова будет занята мыслями откуда взять кредит, чтобы покрыть другой кредит. И где найти подработку. Репетитором в школу?
Читать все комментарии