Почему не стыдно любить блокбастеры

Глупо считать массовое кино уделом недалёких людей. Это отличное и очень перспективное направление искусства.

До середины 70-х годов XX века термин «блокбастер» не обозначал какой‑то определённый вид кино. Изначально так называли картины, собравшие в прокате большую сумму.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

И только с выходом «Челюстей» Стивена Спилберга блокбастеры выделили в отдельный жанр. Теперь так называют дорогие масштабные фильмы с известными актёрами, рассчитанные на максимально широкую аудиторию.

Сейчас таких картин в кинотеатрах очень много, и они собирают огромную кассу. Однако среди любителей кино в последние годы всё больше крепнет стереотип, что любить блокбастеры стыдно. Говорят, что это глупые поверхностные фильмы, которые лишь мешают развитию искусства и даже отупляют.

Лайфхакер объясняет, почему это не так и для чего смотреть блокбастеры можно и нужно.

Это способ увидеть другие миры

Большинство людей мечтает побывать в космосе или на других планетах, оказаться в мире супергероев или пиратов. И если раньше подобные фантазии могли разворачиваться лишь на страницах книг и в воображении, то теперь их легко увидеть на больших экранах.

В отличие от многих авторских проектов, где создатели исходят из ограниченного бюджета, а потому экономят на визуальных эффектах, локациях съёмок и масштабных сценах, бюджеты и технологии при создании блокбастеров позволяют очень живо показать хоть инопланетян, хоть подводный мир.

Знаменитую книгу «Властелин колец» хотели перенести на экраны очень давно. Но до начала XXI века всё ограничивалось лишь анимационными версиями, ведь показать множество фантастических рас и животных стоит немалых денег. Но трилогия Питера Джексона позволила всем поклонникам увидеть живых эльфов и орков.

Возможно, «Аватар» пересказывал историю, знакомую ещё со времён «Покахонтас». Но Джеймс Кэмерон развил технологию 3D, показав зрителям флору и фауну далёкой незнакомой планеты.

«Пираты Карибского моря» могут быть наивны, но то, как в них отсняли морские сражения, приведёт в восторг всех, кто любил в детстве «Остров сокровищ» и прочие книги о приключениях в море.

«Первому игроку приготовиться» словно воплощает мечты из детства. На экране можно увидеть сразу множество любимых героев из фильмов и игр: Кинг‑Конг пытается раздавить машину из картины «Назад в будущее», а Гандам дерётся рядом со Стальным Гигантом.

Это же касается и реальных исторических событий. Ведь документальные кадры прошлых лет чаще всего очень плохого качества. А уж многие моменты и вовсе никто не снимал. Но «Титаник» показал антураж знаменитого лайнера. «Дюнкерк» чуть лучше познакомил с ощущениями солдат во время знаменитой спасательной операции. А «Человек на Луне» позволил почувствовать себя на месте Нила Армстронга, ступившего на поверхность спутника Земли.

И даже заполонившие экраны фильмы от Marvel — лишь отражение массовой популярности комиксов, где каждый хочет ощутить себя на месте супергероя, спасающего мир от зла.

Иногда это сложное кино для обдумывания

Почему‑то принято считать, что блокбастеры — это этакая жвачка, исключительно глупые фильмы, над которыми не нужно думать. Однако это совсем не так. Над масштабным массовым кино уже давно работают отличные авторы, снимающие непростые и интересные сюжеты.

«Матрица»

«Матрица» Вачовски продолжает идеи классического киберпанка и даже заставляет задуматься об иллюзорности окружающего мира, напоминая о работах многих философов.

Кристофер Нолан, даже экранизируя комиксы о Бэтмене, добавил в них и современной реалистичности, и отсылок к классике. Так, в фильме «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» персонажи целыми абзацами цитируют «Повесть о двух городах» Чарльза Диккенса.

Всё тот же Нолан в «Начале» рассказывает сложную историю, построенную на «логике сна», где зрителю самому остаётся гадать, что же в кадре реально.

Зак Снайдер перенёс на большие экраны знаменитый графический роман Алана Мура «Хранители». И это тоже совсем не типичная история супергероев, где обязательно побеждает добро. Режиссёр разбирается в относительности морали, а к финалу и вовсе непонятно, кого же считать злодеем: самый принципиальный герой ставит мир на край гибели, а антагонист спасает человечество.

Не стоит забывать и о работах Джеймса Кэмерона и Люка Бессона, которые регулярно поднимают вопрос взаимоотношений человека и природы. Если смотреть фильмы «Аватар» и «Валериан и город тысячи планет» внимательно, экологическая тема в них очевидна.

«Аватар»

А в последние годы и вовсе стирается грань между блокбастерами и авторским кино. Яркий пример — «К звёздам» Джеймса Грэя. На первый взгляд это просто очередная картина о поисках инопланетян и космических перелётах. Но на самом деле — сложная драма о взаимоотношениях отца с сыном и одиночестве.

И даже среди фильмов‑комиксов о «Людях Икс» от Fox есть трогательная картина «Логан», в которой рассказывают о старости и усталости от жизни.

А иногда — просто отличное развлечение

Но, конечно же, многие блокбастеры действительно наивны и даже глупы. Это и некоторые кинокомиксы, и различная фантастика с элементами комедии.

Никто не отрицает, что в «Аквамене» нет никакой сложности и подтекстов, а лозунгом франшизы «Форсаж» в последние годы стоило сделать фразу «слабоумие и отвага». Но именно в этом и суть таких лент. Они нужны, чтобы зрители наслаждались красивой картинкой и расслаблялись.

«Форсаж: Хоббс и Шоу»

Конечно, сложное авторское кино — это очень хорошо: его смотрят внимательно, а потом часами обсуждают скрытый смысл. Но если собралась весёлая компания, которая хочет развлечься, всё же лучше идти не на новую картину Ларса фон Триера, а на «Пиратов Карибского моря».

Разница между сложным арт‑хаусом и забавными фильмами‑аттракционами примерно такая же, как между высокой кухней и большой порцией жареной картошки. Первая, конечно, изысканней и доставляет эстетическое удовольствие. Но иногда после работы хочется просто сытно и вкусно поесть.

«Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины»

И даже неудивительно, что именно таким фильмам отдают большую часть проката. Смотреть авторские проекты многие предпочитают дома, в тишине, не отвлекаясь. А «Первому игроку приготовиться» и ленты Marvel снимают именно для больших экранов, где можно ощутить весь масштаб и не сдерживать эмоции в компании таких же фанатов.

Ведь если присмотреться, в картине «Мстители: Финал» сцена появления Человека‑паука снята почти по‑театральному, с расчётом на реакцию зрителей: в ней выдержана пауза, вероятно, для криков и аплодисментов.

Это способ познакомиться с другим кино и культурой

Не секрет, что мы живём в эпоху постмодерна в искусстве, когда авторы постоянно цитируют классику. Блокбастеры тоже не существуют в культурном вакууме. И зрители, которых заинтересует крупная премьера, до или после просмотра могут познакомиться и с другими интересными фильмами.

«Джокер»

Совсем свежий пример — «Джокер» Тодда Филлипса. Ещё до выхода картины в широкий прокат режиссёр неоднократно упоминал, что его версия скорее ссылается не на комиксы или предшествующие экранизации, а на ранние работы Мартина Скорсезе. И несомненно, нашумевший «Джокер» наверняка заставит многих посмотреть «Таксиста» или «Короля комедии».

Или же зрители могут узнать имя какого‑нибудь интересного режиссёра именно благодаря его участию в крупных проектах. Так, после фильма «Тор: Рагнарёк» все заговорили о Тайке Вайтити, снявшем до этого несколько отличных комедий.

Если посмотреть на фильмографию Роберта Родригеса, нетрудно заметить, что он использует блокбастеры для всей семьи вроде «Детей шпионов», чтобы потом снимать и продвигать свои низкобюджетные проекты в стиле «Мачете». И то, и другое у него получается хорошо.

«Мачете»

К тому же сейчас в массовый прокат выходят сиквелы известных картин прошлых лет. «Безумный Макс: Дорога ярости» и «Бегущий по лезвию 2049» наверняка заставили молодых зрителей ознакомиться с предыдущими частями этих франшиз, которые когда‑то были очень необычными экспериментами.

Это развитие кинематографа

Хоть многие и говорят, что блокбастеры убивают настоящее кино, на самом деле всё обстоит несколько иначе.

Для начала масштабные проекты развивают сами технологии съёмок и спецэффектов. В 2001 году специально для «Властелина колец» придумали новое программное обеспечение, чтобы моделировать на компьютере масштабные сражения с сотнями участников, а также создали невероятно живого Голлума.

«Властелин колец»

В 2009 году, благодаря грандиозной задумке Джеймса Кэмерона, на съёмках «Аватара» захват мимики стали производить в реальном времени: режиссёр сразу видел, как выглядит финальное изображение. Теперь актёрам легче играть любых фантастических существ, и при этом сохраняются оригинальные черты и движения.

Благодаря технологиям омоложения в фильме «Первый мститель: Противостояние» зрителям показали юного Роберта Дауни — младшего, а в «Капитане Марвел» — молодого Сэмюэла Л. Джексона.

То есть теперь один и тот же актёр может играть своего героя в совершенно разные периоды жизни, и для этого не требуется сложный грим, сковывающий мимику.

Кроме того, совершенствуются и сами камеры. Например, «Тёмный рыцарь» подтолкнул развитие и популярность формата IMAX, позволяющего создать более чёткое изображение и увеличить размер картинки для большего погружения во время просмотра.

К тому же подобные крупные проекты популяризируют различные темы. «Властелин колец» поднял интерес к фэнтези, став предшественником «Игры престолов» и многих других фильмов и сериалов. А «Интерстеллар» напомнил, что о космосе можно снимать сложно и серьёзно.

«Интерстеллар»

Есть ещё и чисто финансовые причины. Сборы блокбастеров обеспечивают высокие прибыли студиям и режиссёрам. И на эти деньги потом снимают более смелые проекты, не боясь провала.


Разумеется, не все блокбастеры хорошие. Выходит и множество откровенно халтурных проектов. Но так случается в любой отрасли искусства. Однако действительно интересных и качественных фильмов тоже достаточно.

Поэтому не нужно считать блокбастеры и вообще массовое кино уделом недалёких людей. Это отличное и интересное направление, которое можно и нужно смотреть с удовольствием.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Алексей Хромов
22.11.19 13:06
Да, но представьте, заголовок, вы открываете статью, а там одно слово «СНОБИЗМ» )
Алексей Хромов
22.11.19 13:07
А вы под «Этой безвкусицей» понимаете и Нолана, и Вильнёва, и Спилберга, и вообще все массовые фильмы?
Айгуль Хабибуллина
23.11.19 11:11
Если честно, я тоже не особенно сталкивалась с такого рода стыдом, хотя в силу профессии часто общаюсь с людьми искусства, филологами и т.д. Условно говоря, в одном посте люди делятся впечатлениями от прочтения Ницше, в другом - от просмотра "Мстителей". И всем норм. Такой снобизм я видела разве что в молодежной среде: у ребят 20-24 лет. Но и тут тоже всех под одну гребенку стричь не могу.
Рассихина Алина
23.11.19 23:19
+
Читать все комментарии