Термин «киберпанк» появился в 1983 году, и с тех пор многие фантастические произведения, в частности фильмы, обозначают именно этим словом. У жанра нет конкретных границ и рамок, а потому в него могут попадать совершенно разные картины. Чаще всего это истории, в которых технологическое развитие сопровождается упадком человечества, власть захватывают крупные корпорации, машины вступают в конфликты с людьми в реальном или виртуальном мире, а медиа всё больше влияют на сознание.

Лайфхакер собрал наиболее интересные фильмы, которые позволят познакомиться с киберпанком.

1. Бегущий по лезвию

Blade Runner

  • США, 1982 год.
  • Фантастика, драма, триллер.
  • Длительность: 117 минут.
  • IMDb: 8,1.

Люди создали неотличимых от человека репликантов для выполнения самой сложной работы в опасных зонах. Но некоторые андроиды сбегают, и тогда на их поиск отправляют «бегущего по лезвию» — работника специального отдела полиции. Рик Декард — один из «бегущих», он уже хочет уйти в отставку, но ему предстоит последнее задание.

Эта картина — вольная интерпретация романа «Мечтают ли андроиды об электроовцах» писателя Филипа Дика, которого называют одним из основоположников жанра киберпанк. Изначально зрители не оценили сложную задумку Ридли Скотта, и фильм провалился в прокате. Но со временем картина стала культовой, а режиссёр её неоднократно дорабатывал.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

2. Трон

Tron

  • США, 1982 год.
  • Фантастика, боевик.
  • Длительность: 96 минут.
  • IMDb: 6,8.

Кевин Флинн работает в корпорации ENCOM. Он создаёт необычные игры, но начальство присваивает их себе. После внезапного увольнения Кевин решает пробраться в лабораторию и забрать то, что принадлежит ему. Но он попадает под цифровой луч и в результате оказывается в виртуальном пространстве, где царят тоталитарные порядки.

В этой картине собрали многие центральные идеи киберпанка: могущественная корпорация, искусственный интеллект, презирающий своего создателя, тоталитарное общество в виртуальном мире. Но гораздо важнее, что «Трон» сильно повлиял на развитие спецэффектов в кино. Около 20 минут этой картины полностью созданы на компьютере, здесь же впервые применили прозрачность и лицевую анимацию.

Съёмки с живыми актёрами тоже оказались очень непростыми. Каждый кадр фильма увеличивали, наносили на полупрозрачный лист, помещали перед источником света и снимали на фотоаппарат с фильтром определённого цвета. В результате материалы к ленте перевозили целыми микроавтобусами.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

3. Видеодром

Videodrome

  • Канада, 1983 год.
  • Фантастика, триллер, ужасы.
  • Длительность: 84 минуты.
  • IMDb: 7,3.

Директор небольшого кабельного канала Макс Ренн случайно ловит неизвестную телепередачу, в которой показывают пытки и убийства. Пытаясь найти источник программы, он сам попадает под её влияние. Теперь в животе Макса появилось отверстие, куда вставляют странные видеокассеты. Но, возможно, всё это — лишь галлюцинации.

Режиссёр Дэвид Кроненберг — мастер запутанных историй и жанра боди-хоррор, в котором показывают мутации человеческого тела. Но хоть «Видеодром» и выполнен в его необычной манере, картину часто относят к раннему киберпанку. В ней неплохо показаны капитализм, который управляет обществом через медиа, отсылки к виртуальной реальности и даже сближение милитаризма и общества потребления.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

4. Робокоп

RoboCop

  • США, 1987 год.
  • Фантастика, боевик.
  • Длительность: 102 минуты.
  • IMDb: 7,5.

Во время столкновения с преступной группировкой гибнет один из лучших полицейских Алекс Мёрфи. Но учёные превращают его в киборга, совместив мозг и сохранившиеся части тела Алекса с металлическими деталями. Он становится настоящей грозой преступности и при этом пытается сохранить свои человеческие воспоминания.

В этой картине режиссёра Пола Верховена важна не только сама идея создания киборга и поисков баланса между эмоциями и логикой машины. Не менее интересно выглядит и упадок в мире, где всем управляют медиакорпорации, а на улицах творится полнейший беспредел.

Смотреть в iTunes →

5. Акира

Akira

  • Япония, 1988 год.
  • Фантастика, боевик, триллер.
  • Длительность: 124 минуты.
  • IMDb: 8,1.

После Третьей мировой войны и ядерной бомбардировки в Японии строят новую столицу Нью-Токио. Теперь в стране почти фашистский режим, а все попытки сопротивления жестоко подавляют. В центре противостояния оказывается загадочный подросток Тэцуо Сима, который обладает сильными экстрасенсорными способностями.

«Акиру» считают не только важной вехой в развитии аниме. Во многом благодаря фильму творчество японских мультипликаторов стало популярно в западных странах.

6. Джонни Мнемоник

Johnny Mnemonic

  • США, Канада, 1995 год.
  • Фантастика, боевик, триллер.
  • Длительность: 100 минут.
  • IMDb: 5,7.

Мнемоник — курьер, который перевозит важную информацию в специальном чипе, вживлённом прямо в мозг. Проблема только в том, что из-за этого носитель теряет часть собственной памяти. Именно поэтому главный герой Джонни не помнит своего детства. Но однажды в его голову загружают слишком много информации, и теперь ему грозит смерть. К тому же за Джонни охотятся якудза, желая заполучить чип.

Экранизация произведения одного из основателей киберпанка Уильяма Гибсона должна была начать целую серию фильмов. Но, к сожалению, картина попала в руки продюсеров, которые захотели сделать её более молодёжной. В итоге на главную роль пригласили звезду подросткового кино Киану Ривза, а сюжет сильно упростили. Лента провалилась, поставив крест на переносе на экраны «Нейроманта» — одного из главных произведений Гибсона.

7. Призрак в доспехах

Ghost in the Shell

  • Япония, 1995 год.
  • Фантастика, боевик, триллер.
  • Длительность: 83 минуты.
  • IMDb: 8,0.

В далёком будущем граница между людьми и роботами становится всё более размытой. Однако технологии несут с собой опасность: опытный хакер по прозвищу Кукловод взламывает и подчиняет чужие разумы. На его поимку отправляется майор Мотоко Кусанаги.

Повинуясь всеобщей моде, классическое произведение, которое часто сравнивают с «Бегущим по лезвию», в 2017 году адаптировали в виде голливудского фильма. Сюжет в картине передали довольно близко, а главную роль сыграла Скарлетт Йоханссон. Но всё же саму атмосферу оригинала потеряли.

8. Странные дни

Strange Days

  • США, 1995 год.
  • Фантастика, боевик, триллер.
  • Длительность: 145 минут.
  • IMDb: 7,2.

В конце девяностых спецслужбы научились записывать на носители человеческие воспоминания. Но это привело к развитию чёрного рынка, где каждый может с полной достоверностью пережить чужую измену или поучаствовать в ограблении. Ленни Неро когда-то работал полицейским, а теперь и сам стал торговцем воспоминаниями. Однажды ему попадается запись смерти знакомой девушки. И он решает разобраться в этом деле.

К созданию картины приложил руку знаменитый Джеймс Кэмерон. Он написал сценарий фильма, за что позже даже получил премию «Сатурн».

9. Нирвана

Nirvana

  • Италия, Франция, 1997 год.
  • Фантастика, драма.
  • Длительность: 113 минут.
  • IMDb: 6,1.

В будущем, где власть в мире захватили огромные корпорации, программист Джими создаёт интеллектуальную компьютерную игру, события в которой приближены к реальности. Но после проникновения вируса главный персонаж игры Соло начинает вспоминать свои предыдущие жизни. Тогда он просит Джими стереть игру вместе с ним. Но для этого программисту придётся пробраться через охрану корпорации.

В оболочке чисто киберпанковской истории, посвящённой виртуальному миру и власти денег, авторы на самом деле рассказывают о бессмысленности самой жизни в современном обществе. Человеку раз за разом приходится повторять одни и те же действия, и вырваться из этого цикла под силу далеко не всем.

10. Тёмный город

Dark City

  • США, Австралия, 1998 год.
  • Фантастика, триллер, детектив.
  • Длительность: 100 минут.
  • IMDb: 7,6.

Главный герой просыпается в номере отеля. Он не помнит своего имени, а в соседней комнате лежит мёртвая женщина. За мужчиной, обитающим в вечно ночном городе, начинают охотиться странные бледные люди, обладающие сверхъестественными способностями. И тогда у него возникают сомнения в самой реальности.

Эта картина не снискала большой популярности в прокате, хотя идея в ней очень интересна. Это попытка разобраться в том, что делает человека человеком и что позволяет ему оставаться собой даже в искусственном мире.

И что не менее важно, декорации «Тёмного города», построенные в Сиднее, использовал дуэт Вачовски при работе над своим главным фильмом — «Матрицей».

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

11. Матрица

The Matrix

  • США, Австралия, 1999 год.
  • Фантастика, боевик.
  • Длительность: 136 минут.
  • IMDb: 8,7.

Томас Андерсон днём работает в самом обычном офисе, а по ночам превращается в легендарного хакера по имени Нео. Но однажды он узнаёт, что весь привычный мир — лишь компьютерная симуляция, и именно ему предстоит стать избранным, который спасёт людей от власти машин.

После выхода фильма в прокат Вачовски обвиняли, что идея «Матрицы» слишком вторична. Но они и не скрывали, что использовали сюжеты многих культовых историй, в частности «Призрака в доспехах». Но именно эта картина благодаря совмещению темы киберпанка и передовых спецэффектов стала по-настоящему культовой и революционной.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

12. Помутнение

A Scanner Darkly

  • США, 2006 год.
  • Фантастика, триллер, драма.
  • Длительность: 100 минут.
  • IMDb: 7,1.

Роберт Арктор — полицейский, внедрённый в среду наркоманов под прикрытием. Это исключает любые личные контакты со связными. Постепенно он и сам становится жертвой пристрастия к наркотикам и начинает подозревать самого себя в предательстве.

Когда режиссёр Ричард Линклейтер взялся за экранизацию этого романа Филипа Дика, перед ним встала непростая задача. В книге герой носит специальный костюм, который каждую секунду меняет его внешность, и страдает от галлюцинаций. Воплотить это на экране позволил очень трудоёмкий процесс: каждый кадр отснятой плёнки потом вручную раскрашивали, добавляя необычные детали.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

13. Торговец сном

Sleep Dealer

  • США, Мексика, 2008 год.
  • Фантастика, триллер, драма.
  • Длительность: 90 минут.
  • IMDb: 6,0.

В будущем, где развитые страны захватили все ресурсы, мигранты из Мексики больше не приезжают в США. Они удалённо управляют роботами, которые стали официантами или горничными. Но молодой человек Мемо Крус получает доступ к закрытым каналам связи, и, возможно, способен изменить положение дел.

На создание этого малобюджетного фильма авторов натолкнули планы по строительству стены между США и Мексикой, а также развитие удалённой работы через интернет. Таким образом темы киберпанка уже входят в обыденную жизнь.

Смотреть в iTunes →

14. Трон: Наследие

Tron

  • США, 2010 год.
  • Фантастика, боевик.
  • Длительность: 125 минут.
  • IMDb: 6,8.

Спустя много лет после событий фильма «Трон» сын главного героя отправляется на поиски отца. Он тоже попадает в виртуальный мир и обнаруживает, что злой двойник Кевина Флинна планирует вторжение в реальность.

В эпоху развития спецэффектов и популярности сиквелов легендарная история просто не могла не вернуться на экраны. В продолжении гонки на световых мотоциклах стали правдоподобнее, а виртуальный мир ещё ярче. А вот идея тоталитарного общества осталась прежней.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

15. Бегущий по лезвию 2049

Blade Runner 2049

  • США, Великобритания, Канада, 2017 год.
  • Фантастика, драма, триллер.
  • Длительность: 164 минуты.
  • IMDb: 8,0.

Спустя годы «бегущий по лезвию» репликант Кей пытается расследовать запутанные дела, а заодно и разобраться в своём прошлом. И помочь ему в этом может лишь пропавший много лет назад Рик Декард.

Режиссёр Дени Вильнёв отлично развил идеи Ридли Скотта при поддержке самого автора. Новый «Бегущий по лезвию» депрессивнее, а помимо репликантов появились ещё и голограммы с искусственным интеллектом, что делает расслоение общества ещё сильнее.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →