От редактора: Мы любим комментарии и читаем их. Я читаю 100% комментариев к своим материалам. Но так могут не все наши авторы. За эти годы мы потеряли не один десяток хороших авторов только потому, что на каком-то агрессивном и незаслуженном комментарии оборвалось терпение, и человек перестал у нас писать. Пост ниже написан одним из наших лучших авторов и он действительно поможет вам быть таким комментатором, с которым и нам, и нашим посетителям будет приятно общаться. Спасибо, что комментируете, и спасибо, что остаетесь корректными.

Нынче молчать не модно. В условиях свободы слова и возможностей интернета каждый стремится высказаться. При этом, каждый считает свое мнение итоговой точкой обсуждения. Может быть два мнения: одно — мое, другое — неправильное. Более того, именно ваше мнение с таким нетерпением ожидало все сообщество, и только вы можете привнести слово истины в массы неучей. Источник вашей «истины» не важен. Возможно, вам просто что-то в голову взбрело. Возможно, вы услышали это мнение от «дяди». Возможно, вы это «нашли в интернете». Вы прибегаете к сравнительным прилагательным в категоричной форме — всегда, никто, никогда, все и прочее.

Другая крайность — это неуверенность. Неуверенность является источником постоянного — почти, может быть, наверное и т.п.

Зачастую крайняя категоричность сменяется понурой неуверенностью, ведь обращение к деталям требует знания предмета обсуждения. А их нет. Складывается впечатление, что чем более безапелляционным является высказывание, тем более оно поверхностно. В то же время все кто пытается «почти» донести свое мнение или не способны отстаивать свою точку зрения или не достаточно (но лучше чем их противоположности) «подкованы» в обсуждаемом вопросе.

А теперь давайте честно. Это раздражает. Безапелляционность, «жевание соплей», спор с пеной у рта, потому что в интернете кто-то не прав — раздражает и вызывает одно простое желание — не общаться с таким собеседником. Те, кого это раздражает — не общаются, те, кто вступает в полемику — одного поля ягоды.

Каждый из нас может попасть в подобную ловушку. В интернете и в реале. При светской беседе и в деловых переговорах. Но каждый разумный человек стремится избегать риторических ошибок и улучшать качество переговоров и аргументации.
Прежде чем что-либо комментировать, вспомните следующие вопросы:

  1. Что вы хотите сказать? Добавить, высказать мнение, похвалить, сказать «спасибо» или выразить свое «фи»? И если информативное дополнение, похвала и благодарность всегда приветствуются, то с мнением, а тем более негативным нужно быть аккуратнее. Отсюда вытекают следующие три пункта.
  2. Кому вы адресуете сообщение? Определитесь с тем, кто должен прочитать ваше сообщение. От этого зависит обратная реакция, которую вы получите. Если вы неконструктивно критикуете автора – скорее всего столкнетесь с негативом в ответ. Если вы «стреляете в воздух» — реакция может быть соответствующая, т.е. никакая.
  3. Какое впечатление вы хотите произвести? Автор затронул ваши чувства, и вы хотите его обидеть в ответ? Собираетесь вылить тонну желчи? Остановитесь и задайте себе вопрос – а зачем? Зачем портить кому-то настроение и создавать себе негативный имидж? Кому от этого станет легче? Правильно – никому. Вам в том числе. Хотите сказать «спасибо»? Просто скажите. Не стоит пытаться понравится всем, но вежливость и терпение к другим всегда в цене. Хорошее впечатление, которое вы произвели благодаря своему высказыванию, доставит удовольствие и автору и вам.
  4. Кому нужно ваше мнение? Только будьте честны с собой. Кому может быть интересно ваше мнение? А почему? Если на это есть рациональные причины – смело беритесь за перо. Такими причинами могут быть: вы эксперт в обсуждаемом вопросе, имели интересный опыт, мнение позволяет раскрыть новые грани темы и т.д. Если же вы в данном обществе вы «никто и звать вас никак», и уж тем более, если вы новичок в обсуждаемом вопросе, три раза подумайте. Особенно если вы собираетесь произвести негативное впечатление.
  5. Вы можете чем то подкрепить свое мнение? Если нет, то и говорить нечего. Пустозвонов не любят. Если вы не можете предоставить данные, то хотя бы потрудитесь объяснить ход своих умозаключений. Вообще, объяснять ход мыслей и выводы – крайне полезный навык, который позволит вам добиться существенного успеха в обществе. Но не стоит думать что все оппоненты находятся с вами на одном уровне. Поэтому объяснять необходимо так, чтобы человек, не имеющий совершенно никакого отношения к обсуждаемому предмету, смог понять ход ваших размышления.
  6. Источник информации заслуживает доверия? Не стоит бросаться сомнительными данными. Чужое мнение может вообще ничего не иметь под собой – будьте аккуратны. Проверяйте свои источники, в первую очередь это важно для вас. Авторитет источника в ваших глазах может быть нулевым для других людей. Будьте готовы объяснить, почему данному источнику можно доверять.

И еще несколько советов:

  • Если вы не уверены в своих данных, потратьте время на их подтверждение или опровержение. Это позволит не только грамотно провести аргументацию, но, возможно, изменит и вашу точку зрения.
  • Всегда будьте вежливы. Ведите себя так, как хотите, чтобы вели себя с вами.
  • Не «выливайте» высказывания и мнения. Всегда объясняйте.
  • Будьте кратки. Чем короче предложение, тем лучше оно воспринимается.
  • «Не лейте желчь на скатерть». Ваше негативное мнение никому не нужно.
  • Напишите свой комментарий. Перечитайте. И только тогда отправляйте.
  • Если вы высказываете исключительно свое мнение, объясните почему ваше мнение имеет ценность. Готовьтесь аргументировать.
  • Не равняйте других по себе.
  • Не ставьте всех в один ряд.
  • Ясность высказывания говорит о ясности мысли. Если высказывание получается путанным – приведи для начала в порядок мысли.
  • Будьте терпимы к людям и их мнениям. Уважение других людей идет через уважение к себе. Не делайте того, за что не будете уважать себя.
  • Будьте креативны. Точнее, будьте созидательны. Созидайте ценностные вещи и избегайте белого шума.
  • Говорите «спасибо». Это модно. Это добавляет +1 к карме ;-)

Наверное, комментарии к этому посту будут интереснее самого поста, не так ли?

Фото: Shutterstock