4 самых диких обычая разных стран мира

Кривляние сумоистов перед детьми, странности мадагаскарского правосудия и медитации, длящиеся столетиями.

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

1. Борьба плачущих младенцев в Японии

Изображение: Benson Kua / Flickr

Как вы думаете, что нужно, чтобы ваш новорождённый ребёнок прожил долгую и счастливую жизнь? Может, обеспечить ему здоровое питание, уход и заботу?

Нет, надо отдать его огромному 150‑килограммовому ёкодзуне, чтобы тот напугал мелкого до истерики.

В Японии существует , называемый накидзумо, или наки сумо, — «борьба плачущих младенцев». Ежегодно там проводится фестиваль сумоистов и детей возрастом до года. Родители приносят своих младенцев в храмы по всем городам страны и отдают их в руки борцам.

Сумоисты разделяются на пары, и каждый пугает своего подопечного всеми возможными способами: корчит рожи, издаёт странные звуки, выкрикивает японские ругательства и даже бросает в воздух. Победителем объявляется тот младенец, который заплачет громче.

Накидзумо существует как минимум 400 лет, и до сих пор по крайней мере сотня малышей участвует в ежегодном фестивале. Японцы , что детский плач и крики отпугивают демонов и злых духов. А значит, орущий ребёнок будет здоровее и счастливее, чем его более тихие товарищи. У жителей этой страны даже есть пословица: «Плачущие дети растут быстрее».

Так что не переживайте, сумоисты действуют исключительно в интересах подрастающего поколения.

2. Рвотный суд на Мадагаскаре

Суд тангеной, изображение XIX века. Изображение: Wikimedia Commons

В XIX веке на Мадагаскаре правила самая злая королева. Прямо как в мультфильмах Диснея, только людей она убивала по‑настоящему. Звали её Ранавалуна I.

Политика её величества заключалась в массовых репрессиях и терроре, что к сокращению популяции подданных с 5 до 2,5 миллиона человек только за период между 1833 и 1839 годами.

Особенно величество отметилась тем, что полностью упразднила судебную систему, заменив её так называемым испытанием тангена.

Вот в чём суть этой юридической практики. На острове Мадагаскар произрастает дерево цербера мангас, на местном наречии именуемое тангена. Оно содержит яд церберин, который при употреблении внутрь или даже вдыхании паров может убить. Либо как минимум вызвать сильнейшую рвоту.

И по крайней мере с XVI века жители Мадагаскара яд для выяснения, виновен ли человек в колдовстве или иных серьёзных преступлениях. Для этого на суде ему давали проглотить три кусочка куриной кожи и яд из плодов тангены.

Если испытуемого стошнит и все три фрагмента кожи вернутся на свет — невиновен, прощаем. Если кусочка не хватает — виновен, казнить. Если умер от яда — значит, всё равно виновен, но казнить уже поздно. Тогда по крайней мере запрещаем хоронить на семейном кладбище — как колдуна и мятежника.

Несложно догадаться, что с такими правилами испытание проходили немногие — как историки, только половина подсудимых переживали действие яда.

Впрочем, эта традиция была малораспространённой до начала правления вышеупомянутой Ранавалуны I. Она же решила испытывать тангеной вообще всех потенциальных преступников, до кого дотягивались длинные руки правосудия. И пока королева сидела на троне, в судах умирало примерно по 3 000 человек в год, а общее убитых тангеной составило где‑то 100 000 человек.

Только в 1863 году король Радама II объявил эти испытания незаконными, развенчал культ личности безумной королевы и приказал реабилитировать умерших обвинённых, разрешив перезахоронить их на семейных кладбищах.

3. Муравьиная инициация в Бразилии

Муравей‑пуля. Изображение: Wikimedia Commons

Люди пытаются доказать окружающим свою мужественность по‑разному. Кто‑то старается овладеть рукопашным боем, кто‑то покоряет Эверест, а кто‑то строит выдающуюся карьеру. Но воины племени сатере‑маве из джунглей Бразилии смотрят с усмешкой на эти жалкие потуги.

С их точки зрения, главное качество, характеризующее мужчину, — умение терпеть боль.

В низинных лесах Южной Америки так называемые муравьи‑пули, или парапонера булавовидная. Эти очаровательные создания достигают 2,5 см в длину и живут большими колониями. У них мощные челюсти, сочащиеся сильнейшим ядом — понератоксином. Убить он не может, но вызывает чудовищные страдания.

энтомолога Джастина Шмидта, боль от укуса даже одного муравья напоминает «ходьбу по раскалённым углям с трёхдюймовыми гвоздями, воткнутыми в стопы». Он описывает свои ощущения как «волны жгучей, пульсирующей, всепоглощающей боли, которая не ослабевает целые сутки».

Рукавица из пальмовых листьев для испытаний муравьями. Изображение: Wikimedia Commons

Сатере‑маве муравьёв для проверки того, достаточно ли стоек юноша, чтобы считаться воином. Они плетут перчатки из пальмовых листьев, набивают их этими насекомыми, а затем надевают на испытуемого. Его задача — продержаться пять минут, не закричав от боли.

Особо мужественные могут при этом ещё и шутить. Но можно и просто стоять и грозно хмурить брови, чтобы соплеменники не подумали, что ты пытаешься скрыть за ухмылочкой страх.

Тот, кто не выдержал и закричал, — не мужик, в охотники не годен. Те же, кто перенесёт пять минут в муравьиных перчатках, потом будут несколько дней сидеть с парализованными руками, трястись от судорог и галлюцинации смотреть. Но зато их будут все уважать.

Если думаете, что это звучит как‑то не очень страшно, имейте в виду: для полного завершения инициации юноши проходят этот обряд около 20 раз в течение нескольких месяцев.

4. Самомумификация в Тибете и Южной Азии

Буддийские монахи в Тибете. Изображение: Wikimedia Commons

Обычно слово «мумия» ассоциируется у нас с Древним Египтом. Но идея высушивать человека ради того, чтобы как можно дольше хранить его тело для поклонения и почитания, была распространена не только там. В Гималаях, Тибете, горном Китае и Японии тоже были свои мумии. И от египетских они отличались тем, что делали себя сами.

Как буддистскому монаху, который встал на путь святости и сосредоточения, достигнуть истинной аскезы? Правильно, перестать есть, пить, дышать и трансформироваться в бодхисаттву — настоящего будду, достигнув нирваны.

Процесс сокусимбуцу и занимает ровно три тысячи дней, то есть примерно 10 лет. Из них монах остаётся в живых около шести. Первую тысячу дней буддистский аскет просто начинает меньше есть, чтобы согнать как можно больше жировой ткани.

Это нужно, чтобы мумия после завершения процедуры сохранилась на столетия вперёд и впечатляла потомков.

В течение следующей тысячи дней монах полностью на диету из коры и корней сосны, а также ядовитый сок дерева уруси — тот самый, которым японцы доспехи и ножны для катан лакируют. Он накапливается в тканях аскета, обезвоживая организм по самое не могу, отчего внутренние органы серьёзно теряют в размерах.

И, наконец, на третью тысячу дней монаха, который к тому времени уже не может подняться из позы лотоса, помещают в ящик из соснового дерева, наполненный солью и снабжённый трубкой для воздуха и колокольчиком.

Пока бедняга ещё не покинул сансару, он раз в день из медитации и шевелит пальцем, к которому прикреплён шнурок колокольчика. Когда же звонки прекращаются, его братия понимает, что аскет полностью погружён в нирвану, и дыхательную трубку удаляют.

Монастырь Тактшан, Бутан. Изображение: Wikimedia Commons

Когда завершается третья тысяча дней, монахи осматривают содержимое ящика. Если аскет демонстрирует признаки разложения — значит, ритуал не удался, недостаточно пресвященным был, плохо старался. Его похоронят, как обычно, впрочем, демонстрируя всяческое уважение за проявленное самоотречение.

Если же мумия сохранилась идеально — монах стал бодхисаттвой. Его помещают в ступу — не ту, где зерно толкут, а в каменное круглое сооружение — и поклоняются, как живому будде.

Монахи искренне считают, что святой до сих пор жив и продолжает свою аскезу. Один, например, уже больше 550 лет так в стеклянном ящике — лама Сангха Тензин, родившийся в XIV веке и найденный в замурованной ступе в Индии только в 1975 году. По легенде, когда он достиг нирваны, над его деревней появилась радуга и в округе передохли все скорпионы.

Подсчитано, что за 900 лет практики сокусимбуцу в «живого будду» смогли только 24 монаха, которых сейчас даже изредка показывают туристам. Остальные, не сумевшие стать нетленными, отправились на перерождение. Последний раз ритуал совершался в Японии в 1903 году, после чего император запретил самомумификацию.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма "Букашки"
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Elmira Gabdullina
15.06.22 02:20
100 000 из 2.5 млн умерло от испытания ядом. Остальные от другого. Там же написано репрессии и террор
Вячеслав С.
15.06.22 04:01
Спасибо, зарядился с утра позитивчиком!
Dmitrii Bataen
15.06.22 12:21
Если 100 тыс. - 20% населения, то 100% населения - 500 тыс. человек. Так население было 5 млн., или 2.5 млн., или 500 тыс.?
Дмитрий Сажко
15.06.22 12:50
Сорян, у меня традиционно нелады с математикой.
Читать все комментарии