23 декабря Netflix презентовала фильм «Достать ножи: Стеклянная луковица» — уже вторую картину, в которой детектив Бенуа Блан расследует убийства. Вновь получилась отличная комедия.
Режиссёром и сценаристом фильма выступил Райан Джонсон — автор первого «Достать ножи». Главную роль вновь сыграл Дэниел Крейг. В этот раз к нему присоединились Эдвард Нортон, Кейт Хадсон, Дэйв Батиста, Жанель Моне и другие.
Бенуа Блан отправляется на частный остров, чтобы посетить вечеринку, устроенную Майлзом Броном — владельцем технологической империи. Детектив ведёт двойную игру и пытается выяснить, кто хочет убить бизнесмена, но в ходе расследования понимает, что целью является другой человек. Приглашённые гости слишком сильно зависят от Брона и не могут помочь Блану, поэтому герою приходится идти на крайние меры.
Берёт лучшее из первой части
Фильм «Достать ножи: Стеклянная луковица» сохранил всё лучшее, что было в первой части. Запутанное дело, юмор, бесконечные подозрения и зацепки — всё это присутствует. Но Райан Джонсон отказался от драматических элементов. Благодаря этому решению новые герои стали более циничными и яркими.
Как и в первой части, Бенуа Блан попадает в ситуацию, когда абсолютно все участники событий имеют мотив для убийства и являются подозреваемыми. Как и в первой части, Бенуа Блан в равной степени гениален и комичен.
Но сиквел устроен таким образом, что главный герой не всегда находится в центре событий. Это позволяет раскрыть других персонажей, а они отличные.
Раскрывает героев
Майлз Брон — известный бизнесмен, который спонсирует не только научные исследования, но и политиков, блогеров и звёзд шоу‑бизнеса. Его идеи максимально амбициозны, он способен принимать решения, недоступные даже главам государств. Вряд ли натяжкой окажется предположение, что прототип персонажа — Илон Маск (по крайней мере, по типажу и влиянию).
Кадр из фильма «Достать ножи: Стеклянная луковица»
Дружить с ним слишком выгодно, чтобы идти против его решений. Но сам он не слишком умный человек — скорее богатый самодур, за которого думают и работают другие люди. Брона играет Эдвард Нортон — гениальный актёр для персонажей‑мегаломанов, смешно сходящих с ума.
На острове собираются люди, которых Брон давно спонсировал. Блогер, ведущий борьбу за права мужчин и продающий средство для потенции. Домохозяйка из пригорода, выигрывающая избирательные кампании на средства бизнесмена. Звезда из мира моды, попадающая в скандалы из‑за расистских высказываний. Каждый герой получился ярким, и распределение экранного времени позволяет им раскрываться.
Удерживает внимание
С самого начала фильма очевидно, что сложное расследование сто раз пойдёт не по плану — и это совершенно не проблема.
Лихо закрученный сюжет, в котором главный подозреваемый меняется каждые пять минут, нельзя назвать непредсказуемым, но он всё равно удерживает внимание. Это заслуга не только сценаристов (хотя в первую очередь их), но и всей съёмочной бригады.
Немалая часть фильма снята в одном помещении, однако постоянная смена ракурсов позволяет использовать замкнутое пространство по‑разному в зависимости от ситуации. К тому же сцены смонтированы таким образом, что они просто не успевают наскучить. Технически фильм практически безупречен.
Кажется, что отлично выбран и тайминг для шуток. Зацепка, шутка, зацепка, шутка, смена сцены — лишь в кульминации эта конструкция меняется, в большей части фильма она работает без сбоя.
В сюжете есть буквально пара моментов, которые можно было бы назвать драматичными, но они настолько быстрые, что не вызывают эмоций. И это отличное решение, которое буквально защищает комедию от поверхностных переживаний.
Слишком аккуратно шутит
Обе части «Достать ножи» высмеивают концепцию детективного фильма. Так, самую ценную информацию можно получить, случайно подслушав разговор, а герои постоянно пробалтываются и выдают зацепки. Это не новинка для комедии, но всё ещё работающие атрибуты жанра — к тому же индустрия продолжает плодить фильмы про гениальных сыщиков, похожие на пародию.
Стоит вспомнить, что первая лента «Достать ножи» высмеивала «старую Америку» — с богатыми семьями и имитацией ценностей. Во второй части достаётся «новой Америке» — с её активизмом, культурой отмены и коронавирусными ограничениями. Как можно догадаться, далеко не все шутки сохранили актуальность к моменту выхода картины. Так, постоянное размахивание масками в начале фильма выглядит странным.
Также в фильме высмеивается связь бизнеса и звёзд. Например, Брон инвестирует в острый соус, который производит Джереми Реннер, а гости в особняке пьют комбучу, изготовленную Джаредом Лето. Это не говоря о том, что причал бизнесмену построил Бэнкси, а музыку для часов написал Филип Гласс.
При этом весь фильм складывается впечатление, что сатира слишком блеклая. Упоминание знаменитостей в комичных ипостасях вполне легитимная тема для юмора, однако, например, в «Диктаторе» Саши Барона Коэна ровно тот же приём использовался куда смешнее. Связь бизнесмена и мира политики акцентируется часто, но герои не говорят ничего скандального. Остров, на котором разворачиваются действия, так и намекает на шутки про Джеффри Эпштейна, но их тоже нет.
Из‑за отказа от острых тем выходит, что фильм немного смеётся над феминистками, немного подшучивает над знаменитостями и легонько ругает продажных политиков, но в целом сатира слишком беззубая.
«Достать ножи — 2» — это прекрасный фильм на вечер, который умеет развлекать. От него не стоит ждать чего‑то серьёзного. Он прост, но выполнен максимально качественно.