Правильно организованное пространство — одно из главных условий здоровой продуктивности. Вы можете осознавать, что неудобный стул или недостаточное освещение мешает работать, но при этом не обращать внимания на другие факторы — менее очевидные, но не менее важные, — которые также влияют на вашу продуктивность.
Существует целая наука, изучающая организацию рабочего пространства человека с целью повышения продуктивности — эргономика. Если вы думаете, что она о том, как расставить мебель в кабинете, вы не совсем правы. Эргономика включает в себя правильную, с точки зрения здоровья, планировку, продуманность в деталях, а также эстетику. И учит избегать факторов, которые приводят к тому, что вы не реализовываете свой профессиональный потенциал.
Обозначим, на что следует обратить внимание, если вы хотите усовершенствовать своё рабочее место, и потренируем взгляд на жизнь сквозь призму фундаментальных эргономических принципов.
Максимальная функциональность
Рабочее место как жилплощадь: чем меньше пространство, тем больше смекалки и фантазии нужно, чтобы оно успешно функционировало.
1. Проанализируйте «рабочую зону» стола
Помните, что зона охвата руки человека равна 30–40 см. Оставшаяся поверхность стола, до которой вы не можете дотянуться, фактически не используется. Поэтому подумайте о необходимости вещей, которые находятся к вам в непосредственной близости, и уберите те, что вы почти не используете.
То, чем вы пользуетесь часто, — блокнот, калькулятор — держите под рукой. Если вы замечаете, что часто встаёте, чтобы дотянуться до какого-то предмета, переместите его ближе к себе.
2. Уберите всё, что не относится к работе
Советуем не ставить на стол десятки фоторамок или сувениры из путешествий — пусть нежные воспоминания останутся за пределами рабочей зоны, иначе глаза будут цепляться за отвлекающие элементы и рабочий день будет менее эффективным.
3. Разделите рабочее пространство на зоны
Если ваша работа сосредоточена между компьютером и бумагами, разумно установить отдельно компьютерный стол и письменный — этот метод называется панорамным. Между двумя зонами вам должно быть удобно перемещаться.
Правильное освещение
Самое здоровое освещение — это дневной свет. Но в российских реалиях работать при дневном свете можно лишь несколько часов в день, и то при условии, что глубина вашего кабинета не превышает 6 метров.
1. Выберите правильный цвет
Обратите внимание на цвет света ламп. В пасмурную погоду лучше отдать предпочтение тёплому жёлтому свету, в сонное утро поможет взбодриться холодный и яркий свет.
Кстати, стоит отказаться от ламп дневного света и выбрать галогеновые: их свет гораздо меньше утомляет глаза.
2. Проверьте, чтобы было не тускло и не слишком ярко
Искусственного освещения не должно быть ни мало, ни слишком много — если смотреть на яркий прожектор, можно довольно быстро заработать головную боль. Поэтому советуем выбрать правильные лампы. Оптимальнее всего — распределить освещение по зонам: верхний свет, настольный и напольный.
3. Не забывайте про настольную лампу
Советуем выбирать такую, в которой установлен регулятор по степени мощности света и высоте. А ещё напомним золотое правило первоклассника: свет от настольной лампы должен падать сверху и слева (для левшей — сверху и справа). В противном случае от вашей руки на рабочее пространство падает тень, вы меняете положение тела и перенапрягаете зрение.
Грамотное обращение с техникой
Сегодня уже сложно представить рабочее место без стационарного компьютера или ноутбука, а рабочие процессы — без важных гаджетов. Мы контактируем с экранами каждый день, но зачастую забываем о важных правилах «общения» с ними.
1. Проверьте соблюдение трёх дистанций
- Экран монитора (точнее, его верхняя часть) стационарного компьютера должен находиться на уровне глаз, не выше и не ниже.
- Расстояние от глаз до монитора — 60–70 см.
- Клавиатура должна находиться на расстоянии 10–15 см от края стола. Работая на компьютере, старайтесь держать кисти на одной линии с локтями.
2. Ограничьте время использования смартфона
Давайте признаемся: большинство из нас в течение рабочего дня отвлекаются на мобильные уведомления, которые не связаны с рабочими вопросами.
Опрос, проведённый OfficeTeam, показал, что офисный работник в среднем тратит почти пять часов в неделю на сообщения родным и друзьям, личную почту и другие нерабочие моменты.
Отвлекаясь на поток уведомлений, мы не концентрируемся на рабочих делах или теряем время, которое придётся в любом случае возвращать работе — наверняка вечером, задерживаясь в конце дня. Иначе говоря, воруя время у работы, мы фактически крадём его у себя.
Выделите конкретное время — например, обеденный перерыв, — когда вы готовы ответить на все посторонние вопросы.
Комфортные для вас экосистема и микроклимат
Рабочее пространство — это ваша микропланета, на которой вы создаёте свой микроклимат. Работать у окна с видом на реку, луг или горные вершины гораздо приятнее, чем в условиях мегаполиса, но в любом случае нелишним будет добавить в рабочее пространство элемент природы, например небольшое комнатное растение. Кстати, наиболее неприхотливые из них — филодендрон, спатифиллум, драцена, кротон и петуния.
1. Следите за влажностью и температурой
Если вам комфортнее живётся (или лучше думается) в прохладе, уходя на перерыв, настраивайте кондиционер на температуру чуть ниже привычной или открывайте окно. Только убедитесь, что в непосредственной близости не находится исключительно теплолюбивый сотрудник.
Регулируйте уровень влажности: оптимально, если он будет равен 40–50%. И не забывайте в течение рабочего дня регулярно проветривать помещение.
2. Убедитесь, что вам никто не мешает
Если вы работаете в открытом пространстве, старайтесь расположиться подальше от мест скопления народа: кулера с водой, кофемашины или доски со стикерами/объявлениями.
3. Организуйте личное пространство
Рабочее место удачно встроено в офис в том случае, когда вам комфортно общаться с коллегами, но при этом вы чувствуете, что у вас есть своё пространство. Если этого нет или хотите, чтобы именно сегодня вас меньше беспокоили во время рабочего дня, поставьте на стол красивый цветок или любой другой предмет, который визуально отделит вас от офисного мира.
4. Не стесняйтесь требовать от руководства «переезда»
Если старое рабочее место стало вас угнетать, объясните начальству, что смена обстановки необходима вам, чтобы оставаться продуктивным.