«Эрик» — сложный, но захватывающий ретросериал, где Бенедикт Камбербэтч играет одну из лучших своих ролей

Иногда история кажется перегруженной, но драма всё равно великолепна.

30 мая на Netflix вышли все шесть эпизодов сериала «Эрик» — кстати, платформа снова делает русскоязычный дубляж. Сериал полностью поставила Люси Форбс, снимавшая «Будет больно» и большую часть второго сезона «Конца ***го мира», а сценарий написала Эби Морган, известная по «Стыду» и «Железной леди».

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Но зрителей больше привлечёт тот факт, что главную роль исполнил Бенедикт Камбербэтч. И это действительно один из самых сильных его драматических образов за последние годы. Возможно, даже со времён «Патрика Мелроуза». А ещё «Эрик» — многослойная история с очень запутанным сюжетом. Хотя кого-то это может и смутить.

О чём сериал

Винсент Андерсон (Бенедикт Камбербэтч) — кукловод, работающий над детским телешоу в Нью-Йорке 1980-х. Однажды он сильно ссорится со своей женой Кэсси (Габи Хоффманн), а на следующий день отпускает девятилетнего сына Эдгара в школу одного, после чего тот пропадает. Неизвестно, что случилось с мальчиком: он сбежал, его похитили или произошёл несчастный случай.

Детектив Майкл Ледроит (МакКинли Белчер III) берётся за расследование, но вскоре натыкается на целый клубок интриг, связанный с другими полицейскими, бездомными и даже политиками. Тем временем Винсент решает, что должен ввести в своё шоу нового персонажа — монстра Эрика, которого придумал сын. Он надеется, что Эдгар увидит передачу и вернётся. Или же отец просто не в себе.

В сериале много сюжетных линий и тем

«Эрик» стартует как традиционный драматический детектив или триллер: исчезает ребёнок, и эта ситуация вскрывает сложности семейной жизни, а потом — преступный бизнес. 

Кадр из сериала «Эрик»

Но, кажется, авторы решили нагрузить сериал максимально возможным количеством сюжетных линий и подтекстов. Тут уже решайте сами, будет для вас это плюсом или минусом. С одной стороны, история постепенно складывается как огромная головоломка, и к финалу становится понятно, что основная идея была совсем иной. С другой, часть зрителей может устать от постоянного обновления информации и социальных тем.

После исчезновения Эдгара становится ясно, что дела в семье обстояли не лучшим образом: всплывает множество тайн, связанных с поведением Винсента, а также с его родителями. Но тут же подключается и линия детектива Ледроита — это уже тема жестокости его коллег, а также классового неравенства. А ещё у самого полицейского есть свои тайны.

Если и этого мало, то постепенно история разрастётся в проблему переселения бездомных. Точнее, в то, как бизнесмены и политики пытаются использовать ситуацию в своих целях. Параллельно покажут, как Винсенту начинает являться тот самый Эрик — отражение его внутреннего голоса, и они отправятся на поиски сына.

Кадр из сериала «Эрик»

В какой-то момент получается, что основная линия начинает решаться чуть ли не сама собой. И тогда станет понятно, что она служила лишь отправной точкой для всех остальных событий. 

На самом же деле авторы сериала смогли аккуратно раскрыть практически все линии и подвести их к логичному финалу, поэтому «Эрик» не оставляет ощущений неудовлетворённости и недосказанности.

Актёры играют на максимуме

Бенедикт Камбербэтч уже давно зарекомендовал себя мастером драмы. Причём актёр с его узнаваемой внешностью не склонен к перевоплощениям в стиле Хоакина Феникса или Кристиана Бэйла. Однако в большинстве случаев он отлично вписывается в образ — хоть вымышленный, хоть основанный на реальном прототипе. 

Кадр из сериала «Эрик»

В последние пару лет Камбербэтча не так часто можно увидеть на экранах: он снялся лишь в последнем «Докторе Стрэндже», наборе короткометражек Уэса Андерсона да помелькал в двух фильмах в небольших ролях. Но теперь снова можно вспомнить, как актёр хорош, когда ему дают сольный выход. 

Бенедикту не впервой воплощать отца, одержимого поисками своего ребёнка: ещё в 2017 году вышел телефильм «Дитя во времени» от BBC — малозаметный, но очень толковый. Причём там Камбербэтч тоже играл известного человека, создающего что-то для детей. Однако в «Эрике» совсем другая история. В образе Винсента явно сквозят нотки Патрика Мелроуза из одноимённого сериала. А именно эту роль иногда называют лучшей в карьере актёра. 

В «Эрике» он не просто играет талантливого, но вспыльчивого алкоголика, как может показаться на первый взгляд. Это очень сложный персонаж, который не может разобраться в своих травмах, из-за чего регулярно страдают его близкие. И то, с каким фанатизмом он пускается на поиски сына, заставляет задуматься — это проявление любви и самоотдачи или же очередной приступ одержимости?

Кадр из сериала «Эрик»

Ирония в том, что в определённый момент в «Эрике» ненавязчиво, почти фоном, покажут первопричины проблем героя. И это ещё больше приблизит его к «Патрику Мелроузу».

Но справедливости ради стоит отметить, что сериал не держится только на Камбербэтче, хоть он и очень хорош. Великолепна и Габи Хоффманн в образе жены Винсента. В общих сценах оба актёра играют просто на разрыв: это два близких человека, которых многое связывает, но которые устали от постоянных проблем.

Эмоции и настроение могут меняться буквально каждую минуту: вот они ругают друг друга последними словами, но тут же переключаются на заботу. Передать такое реалистично и без переигрывания — огромный талант.

Герой МакКинли Белчера III поначалу кажется типичным хорошим полицейским. Но с каждой сценой его герой раскрывается всё более интересно: становится понятна его принципиальность в работе, стремление к поискам правды, неумение расслабиться и многие другие детали. И есть ещё множество фоновых персонажей, которые получились очень трогательными. 

Кадр из сериала «Эрик»

Проблема лишь с условными злодеями. Здесь перегибают с клише, иногда кажется, что кто-то из них скоро зловеще засмеётся, обсуждая свои ужасные планы. Но, к счастью, этих персонажей показывают не так часто. 

Атмосфера прошлого важна для сюжета

Фильмы и сериалы про прошлое сейчас очень популярны. Но в «Эрике» восьмидесятые не просто фон — именно время действия даёт важный антураж и сюжетные элементы. В нынешнюю эпоху смартфонов, интернета и соцсетей трудно представить, что ребёнок может куда-то пойти, не имея средств связи. А ведь это было совсем недавно: никаких геолокаций, появлений в сети и даже возможности позвонить.

Кадр из сериала «Эрик»

Расовая и классовая дискриминация, с которой сталкивается детектив, тоже проявлялась намного более открыто. Возможно, российскому зрителю не так актуально смотреть, что темнокожего ребёнка ищут не так активно, как белого. Но вот тот факт, что первый — из бедной семьи, а второй — сын телеведущего и внук бизнесмена, вполне себе близок и понятен.

Заодно захватывают и тему распространения СПИДа — об этом говорят очень аккуратно, но достоверно показывают мифы и стереотипы, которые, кажется, сохранились в головах людей и сегодня. Да и тема бездомных — напоминание о реальной проблеме, которая была в Нью-Йорке 1980-х, и далеко не самых человечных способах борьбы с ней. В сумме все детали дают исторический контекст, а заодно создают гнетущую атмосферу потерянности.

Во многом это делает «Эрика» историей о хрупкости всех составляющих человеческой жизни: отношений, работы, социального статуса, ментального здоровья. Для каждого из героев всё может рухнуть в один момент. Каждый хранит тайны, о которых не расскажет даже близким. Каждый по-своему одинок.

Кадр из сериала «Эрик»

«Эрик» — великолепная драма и одновременно сложный социальный детектив. Это многослойная история, в которой лидирует Бенедикт Камбербэтч, но иногда уступает место другим актёрам и сюжетам.

Кому-то действие покажется слишком сложным и перегруженным. Кто-то наверняка осудит слишком морализаторский финал. Но всё же сам путь, который проходят герои, стоит того, чтобы внимательно следить за всеми перипетиями их жизней. И, возможно, поверить в справедливость. Ведь в какой-то момент покажется, что ничего хорошего уже не случится. Но всего лишь один добрый поступок от того, на кого даже не рассчитываешь, может всё изменить.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из сериала «Эрик»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Антон А
02.06.24 06:16
Так кто преступник? Бездомный, больной СПИДом? Нужно просто чтобы их не было.
Алексей Хромов
02.06.24 11:13
Убийца — дворецкий
Владимир Фролов
02.06.24 13:14
Автор забыл упомянуть слона в комнате, который настолько меня поразил что я не смог смотреть сериал дальше. Приходит значит молодой детектив домой. Там на кровати лежит пожилой мужчина. Детектив дает ему таблетки, тот говорит не проще ли меня убить. Детектив снимает костюм, рубашку. Залазит на деда и начинает целовать его в засос. Я думал это батя его вообще...