Знаменитый проект Ноа Хоули когда-то начинался как свободная вариация на тему фильмов братьев Коэнов. Но поскольку сериал выходит в формате антологии, то с каждым годом отдаляется от первоисточника, предлагая всё новые темы.

После третьего сезона, вышедшего в 2017 году, ходили слухи, что «Фарго» и вовсе закроют. Потом проект всё же продлили, но действие в сериале происходит только зимой, а Хоули был постоянно занят на других проектах, и работа затянулась. Релиз запланировали на весну 2020-го. Начался карантин, а часть эпизодов ещё не досняли.

В итоге продолжение стартовало спустя три с половиной года после третьего сезона. На канале FX (в России — на more.tv) вышли два эпизода, которые поставил сам Хоули.

Первые критики и зрители уже высказались Fargo: Season 4 , что это далеко не лучшая история из мира «Фарго». Но уже по началу можно понять, что при некоторых недостатках сериал сохраняет все главные плюсы, а потому смотреть его всё ещё приятно.

Реальная история и непредсказуемые повороты

Каждый эпизод «Фарго» начинается со слов: «Это — реальная история». Но в большинстве случаев это лишь художественный приём и отсылка к оригинальному фильму.

Однако в основу нового сезона легли события, который действительно произошли в США в начале 50-х. В те годы началась война между преступными кланами итальянцев и темнокожих.

По сюжету главы двух банд Донателло Фадда (Томмазо Раньо) и Лой Кэннон (Крис Рок) заключают мирный договор и по традиции обмениваются сыновьями в знак доверия. Но по нелепому стечению обстоятельств Фадда умирает, и тогда война начинается с новой силой. Причём в это окажется втянута семья юной Эльтериды (Эмири Крачфилд).

Поначалу сюжет может показаться слишком уж социальным, что нехарактерно для проекта. Именно это может расстроить некоторых зрителей. На примере Эльтериды авторы рассказывают о расизме и проблемах темнокожих в 50-е.

Сериал «Фарго», 4-й сезон
Кадр из сериала «Фарго»

Но на самом деле Хоули рассматривает историю Америки с очень непривычной стороны. Здесь скорее можно провести аналогию с «Американскими богами» Нила Геймана, где США показывали собранием различных народов и религий, нежели с сериалами о расизме. Один и тот же город сначала населяют евреи, потом ирландцы, за ними итальянцы, а следом приходят темнокожие. Так кого из них можно считать настоящими американцами?

Все боролись за право быть равными. Но равными чему?

Эльтерида Сматни. Из сериала «Фарго»

После небольшого вступления, знакомящего с героями и их миром, действие быстро закручивается. Как и в предыдущих сезонах, сюжет многослоен. Здесь смешиваются планы мафии, нелепое стечение обстоятельств, необдуманные поступки и случайные участники событий. Причём взгляд фокусируется сразу на нескольких героях, которые пока что почти не связаны друг с другом. Но дальше их пути явно будут всё чаще пересекаться.

«Фарго», 4-й сезон
Кадр из сериала «Фарго»

На старте трудно предсказать, выдержат ли авторы достойный темп. Но уже со второго эпизода начинаются перестрелки, захваты территорий и месть. Если так продолжится и дальше, скучать зрителям точно не придётся.

Криминал и яркий юмор

Все сюжеты «Фарго» посвящены преступному миру. Герои могут быть разными: от одиночки-киллера Лорна Малво в первом сезоне до Рэя Стасси, который хотел ограбить своего брата-близнеца, в третьем. Но всех их объединяет одно: они всегда немного нелепы.

«Фарго», 4-й сезон
Кадр из сериала «Фарго»

Новая история сначала может показаться слишком мрачной, будто в сериале решили и правда рассказывать о конфликтах мафии. Но мираж быстро исчезает: при всей пафосности героев к ним не стоит относиться серьёзно. Да, они устраивают встречи и грозятся убить друг друга. А их медленные диалоги явно пародируют классические гангстерские фильмы Мартина Скорсезе (хотя он и сам их уже пародировал в «Ирландце»).

Но буквально каждая вторая ситуация балансирует на грани криминальной драмы и комедии. Причём юмор здесь самого разного уровня. Есть, например, исторические отсылки: персонаж Криса Рока придумывает новый способ заработка для банков. Его предложение все считают нелепым, хотя любой современный зритель с первых слов поймёт, что потом эти идеи точно воплотят в жизнь.

И тут же шутки опускаются до физиологических звуков и тонких насмешек над забавными именами. Так, одного персонажа зовут Доктор, а его маму — Мэм. Заодно высмеивают стереотипы о темнокожих и итальянцах. Что иронично, знаменитый комик Крис Рок пока что выглядит самым серьёзным из всех. Вот уж действительно перевоплощение.

Кадр из сериала «Фарго», 4-й сезон
Кадр из сериала «Фарго»

Хотя похоже, что основная юмористическая часть будет связана с одной второстепенной героиней. И это будет очень чёрный юмор.

Харизматичные персонажи и крутые съёмки

«Фарго» всегда славился яркими героями, а особенно злодеями. Помимо уже упомянутого Малво, можно вспомнить Пэгги Блумквис, из-за которой начались все проблемы во втором сезоне, и зловещего В. М. Варгу.

Продолжение, кажется, даст зрителям много новых любимчиков. Речь идёт даже не о герое Рока, хоть он и хорош. Великолепны сразу несколько представителей итальянской мафии. Их экспрессия и постоянные споры и создают ту самую комичность.

Сериал «Фарго», 4-й сезон
Кадр из сериала «Фарго»

А наиболее ярко пока выглядит медсестра Оретта Мэйфлауэр, которую играет Джесси Бакли. Эту актрису все помнят по образу Людмилы Игнатенко в «Чернобыле». Но в новом проекте ей досталась совсем другая роль. Это как раз то сочетание обаяния и откровенного безумия, без которого не обходилась ни одна история в «Фарго».

И, что не менее важно, буквально каждую сцену этого сериала хочется разбирать на скриншоты, а саундтрек наверняка войдёт в плейлисты многих поклонников. Даже саму смену эпох показывают интересно: каждый раз звучит знаменитая композиция Caravan, но меняется стиль исполнения.

Создатели заранее готовили зрителей к тому, что новый сезон будет ритмичным, музыкальным и очень красивым. Достаточно взглянуть на один из первых трейлеров. В нём атмосфера передана идеально.

Встречи бандитов выглядят почти как мистические ритуалы. Яркие костюмы героев сочетаются с фоном, в котором часто преобладают красные и зелёные тона. В общем, «Фарго» в очередной раз подтверждает звание одного из самых стильных сериалов современности.


Старт нового сезона несколько напрягает повысившейся серьёзностью. Есть опасность, что Ноа Хоули, следуя тенденциям современности, может уйти в морализаторство, связанное с проблемами расовых меньшинств.

Но всё же чувств стиля и юмора авторам не занимать. «Фарго» остаётся всё таким же энергичным и ярким сериалом, каким был раньше. Остаётся надеяться, что темп повествования не спадёт, а все сюжетные линии свяжутся в один удивительный клубок.