На потоковом сервисе Netflix вышел новый фильм режиссёра Гарри Брэдбира («Дрянь», «Убивая Еву») по сценарию Джека Торна («Тёмные начала»), посвящённый юной сестре знаменитого Шерлока Холмса.

Картина, основанная на книгах Нэнси Спрингер, получилась простой, даже наивной. Но именно это делает её приятной для просмотра. Ведь авторы лишь притворяются, что сняли «взрослое» кино. Да и то, делают это не слишком серьёзно.

1. Это динамичная подростковая история

Энола Холмс (Милли Бобби Браун) росла под присмотром овдовевшей матери (Хелена Бонем Картер), которая учила её играть в теннис, фехтовать, стрелять из лука и прочим вещам, не слишком характерным для аристократок викторианской эпохи.

В свой день рождения девочка обнаруживает, что мама пропала. Брат Майкрофт (Сэм Клафлин) хочет отдать Энолу в пансион, но та сбегает. В поисках матери она сталкивается с юным маркизом Тьюксбери (Луис Партридж), который прячется от собственной родни. И постепенно помощь новому знакомому становится для девочки важнее, чем изначальная цель.

Настроение фильма задают с первых же кадров: Энола Холмс несётся на велосипеде и напрямую разговаривает со зрителями. Здесь чувствуется подход Гарри Брэдбира, который умеет добавить в сюжет динамики и даже интерактивности.

Энергичность — одно из главных достоинств картины. Здесь, конечно, есть серьёзные темы, в частности политика. Но большую часть времени юная Энола просто ищет маму и помогает друзьям.

Кадр из фильма «Энола Холмс»
Кадр из фильма «Энола Холмс»

Героиню пытаются показать настолько же умной, какими являются её братья. Но всё же она более импульсивна, и её озарения связаны скорее с эмоциями, нежели с дедукцией. Так что «Энола Холмс» это скорее история о приключениях, дружбе и первой любви, а не детектив.

2. Это не очередная вариация сюжетов о Шерлоке Холмсе

Если вспомнить экранизации историй о великом сыщике, можно ужаснуться от количества фильмов и сериалов, вышедших за последние 10 лет. От легендарного проекта BBC с Бенедиктом Камбербэтчем до провальной комедии «Холмс & Ватсон», собравшей четыре «Золотые малины».

Кадр из фильма «Энола Холмс»
Кадр из фильма «Энола Холмс»

К счастью, «Энола Холмс» — совсем другая история. Нэнси Спрингер брала от произведений Артура Конан Дойла лишь общую тему и персонажей, а фильм ушёл ещё дальше. Строго говоря, героев вообще могли звать иначе, и ничего бы не изменилось.

Но этот подход освобождает картину от любой ответственности перед первоисточником. Даже нет особого смысла говорить о переменах в героях. Ведь саму Энолу Конан Дойл и вовсе никогда не упоминал.

Поэтому легко представить, что экранный Шерлок Холмс — просто тёзка того самого детектива или его аналог из другого мира. И смотреть фильм как нечто самостоятельное.

3. Здесь играет Милли Бобби Браун и другие классные актёры

Юную актрису все узнали и полюбили благодаря сериалу «Очень странные дела». Но там ей приходилось строго держаться в рамках образа: Одиннадцатая с трудом училась проявлять эмоции и всегда оставалась немного странной.

Кадр из фильма «Энола Холмс»
Кадр из фильма «Энола Холмс»

В «Эноле Холмс» Милли Бобби Браун удалось оторваться на полную. И её героиня вышла невероятно обаятельной. Она предстаёт и смущённой девушкой, и дерзкой пацанкой, которая дерётся, отбирает одежду у встречных юношей, бесконечно спорит и злится. В любом образе актриса одинаково хороша.

Строго говоря, остальные звёзды в составе служат лишь фоном и для привлечения внимания. Но каждый из них справляется со своей задачей. Хелена Бонем Картер появляется в типичном для себя образе взбалмошной, но любящей матери. Сэм Клафлин в роли Майкрофта — эталон напыщенности и консерватизма. Его герой получился слишком уж мерзким, но явная карикатурность не даёт воспринимать его серьёзно.

Милли Бобби Барун, Сэм Клафлин и Генри Кавилл в фильме «Энола Холмс — 2020»
Кадр из фильма «Энола Холмс»

Ну а Генри Кавилл, сыгравший Шерлока, просто красиво позирует, улыбается и хлопает глазами. Так себе дело для детектива, но настолько эстетичным великого сыщика ещё никогда не показывали.

4. Фильм легко подаёт актуальные темы

Авторы «Энолы Холмс» поднимают действительно серьёзные вопросы. Одна из сюжетных линий и вовсе посвящена движению суфражисток и даже терроризму. Говорят о положении женщин в викторианской Англии и о праве голоса для всех. А главная героиня на собственном опыте узнаёт о жестоких порядках пансионов для девочек.

Милли Бобби Барун и Хелена Бонем Картер в фильме «Энола Холмс»
Кадр из фильма «Энола Холмс»

Эти темы важны и по сей день. Но вряд ли кто‑то сможет обвинить фильм в излишней социальности. Как раз потому, что всё это остаётся фоном для простейшей личной истории. И наверняка многие зрители будут больше переживать за отношения Энолы с обаятельным юношей, нежели за результаты голосования.

История лишь касается темы феминизма и равноправия, но не содержит серьёзный подтекст.


«Энола Холмс» — лёгкий и позитивный фильм для просмотра за ужином. Без глубины и связи с Конан Дойлом. Зато с яркими актёрами и динамичным сюжетом.