Почему «1917» — один из главных фильмов «Оскара-2020»

Картина совмещает трогательный сюжет и техническое совершенство, отмеченное тремя наградами киноакадемии.

Новая работа автора лент «Красота по‑американски» и «007: Координаты „Скайфолл“» Сэма Мендеса получила 10 номинаций на «Оскар». «1917» даже прочили награды в категориях «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр», но они достались «Паразитам».

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Лента про Первую мировую забрала статуэтки за лучшую операторскую работу, лучшие визуальные эффекты и лучший звук. Причём победа лишь в технических номинациях в данном случае вовсе не умаляет эмоциональную составляющую картины.

Мендес снял понятную каждому историю о самых обычных солдатах, на долю которых выпала тяжёлая судьбоносная миссия. Режиссёр приложил все усилия, чтобы создать у зрителя максимально реалистичные ощущения, заставив его полностью прочувствовать переживания героев.

И результат оказался великолепным!

Будничный, но напряжённый сюжет

Два молодых солдата британской армии Блейк и Скофилд в апреле 1917 года получают приказ отправиться через линию фронта и доставить в батальон срочное послание. Всё дело в том, что немцы отступили, а часть британских войск решила их преследовать, но, как оказалось, всё это было лишь ловушкой.

Теперь 1 600 солдат второго батальона могут погибнуть. И, что ещё важнее, среди них старший брат Блейка, поэтому для него задание становится особенно ответственным. Герои вдвоём отправляются в путь, и с каждым шагом ситуация становится опаснее: враги всё ближе, а время работает против них.

Взявшись снимать «1917», Мендес решил полностью отказаться от романтизации военных действий, противопоставив свою историю многочисленным блокбастерам о танках, самолётах и масштабных судьбоносных сражениях. Он рассказывает, что главными на войне оказывались обычные люди.

Конечно, так делали и до него. «Дюнкерк» Кристофера Нолана цеплял ровно тем же: герои просто пытались выжить и помочь друг другу. Но Мендес пошёл ещё дальше. Он сократил всё время действия до нескольких часов, а заодно отказался от параллельного повествования и обилия персонажей.

Кадр из фильма «1917»

По сюжету это вообще самое линейное кино. Но именно так можно понять, что же чувствовали Блейк и Скофилд во время своего похода. Каждая сцена неизбежно повышает градус напряжённости, чему способствует и неритмичный гудящий саундтрек. При этом герои не стесняются своих страхов, например Скофилд неоднократно предлагает отказаться от затеи или хотя бы подождать.

Но постепенно темп нарастает, и неспешный шаг в начале действия к финалу превращается в бег наперегонки с самим временем.

Причём даже когда события становятся более напряжёнными, неоднократно возникают паузы, которые показывают людей, оказавшихся заложниками этой войны. Например, девушку, скрывающуюся в подвале с чужим ребёнком.

Кадр из фильма «1917»

Именно такие моменты дадут больше эмоций и пищи для размышлений, чем любые танковые сражения и излишне кровавые перестрелки, которых Мендес как раз старается избегать. И тем сильнее будут впечатления от груды мёртвых тел, которые не смогла унести река.

Новички вместо звёзд

Трейлеры и постеры «1917» обещают, что в фильме будет множество известных актёров. Действительно, в нём снялись и Бенедикт Камбербэтч, и обладатель «Оскара» Колин Фёрт, и многие сериальные любимцы публики вроде Эндрю Скотта и Ричарда Мэддена. Но всем им достались лишь короткие роли на пару минут. И дело тут вовсе не в экономии бюджета.

Просто в «1917» камера неотступно следует лишь за главными героями, остальные появляются только ради того, чтобы как‑то направить двух солдат. И на самом деле это хорошо.

Знакомый по фильмам «11.22.63» и «Капитан Фантастик» Джордж Маккей и Дин‑Чарльз Чэпмен, мелькавший в «Игре престолов», отлично справляются с основной нагрузкой.

Кадр из фильма «1917»

Именно такой подход ещё больше помогает воспринимать персонажей настоящими. От многих звёзд ждут уже устоявшегося образа, а лица новичков позволяют воспринимать героев с нуля, без ненужных стереотипов.

Знатоки кино и поклонники указанных знаменитостей же просто получат удовольствие от недолгих, но очень эмоциональных появлений своих кумиров. Будь то мотивирующая речь Фёрта или же неожиданный образ Камбербэтча.

Потрясающее мастерство съёмок

Сэм Мендес не просто рассказал человечную историю о войне, он смог воплотить это в виде невероятно сложного по постановке фильма. Недаром оператором у него работал тринадцатикратный номинант «Оскара» и просто живая легенда Роджер Дикинс.

Кадр из фильма «1917»

«1917» почти полностью снят с эффектом одного непрерывного кадра. Такой подход не нов. Его использовал Алехандро Гонсалес Иньярриту в знаменитом «Бёрдмэне», а Александр Сокуров и вовсе действительно снял «Русский ковчег» без монтажа.

Но всё же Мендес ещё больше усложнил и усовершенствовал этот приём. Герои «1917» не находятся долго в одних и тех же локациях и редко бывают в закрытых помещениях. Они постоянно двигаются, и камера следует за ними хоть в окопах, хоть в грязи, хоть в воде, не переключаясь. Монтажные склейки лишь изредка встречаются на тёмных элементах.

Даже сам процесс съёмок фильма можно считать отдельным произведением искусства. И к этому ещё стоит добавить, что в большей части картины использовано естественное освещение, что не мешает создателям менять цветовую гамму, заставляя зрителя чувствовать то ночной холод, то жар от горящих домов.

Все эти сложности нужны не просто для того, чтобы удивить зрителей или критиков мастерством: именно естественный темп движения позволяет лучше понять напряжённость картины.

Герои не могут позволить себе излишнюю спешку, но при этом каждая минута задержки может стать роковой.

Кадр из фильма «1917»

И потому каждый их переход, каждая пауза и остановка должны быть слишком долгими для зрителей. Нолан для дополнительного напряжения использовал в «Дюнкерке» тиканье часов. Мендес сумел воплотить это в самой картинке.

И тем более это касается динамичных моментов, когда солдаты убегают от врагов или оказываются на поле боя. Всё построено так, что даже у зрителя возникнет ощущение, будто короткая пробежка растягивается на долгие минуты, а преследующая героя смерть уже сама ловит его за руку.


Сэм Мендес придумал сценарий этого фильма, основываясь на рассказе своего дедушки служившего во времена Первой мировой войны. Тому действительно приходилось доставлять послания под обстрелом врага. Вероятно, именно личные эмоции и помогли ему создать настолько глубокую историю, в центре которой оказались простые и понятные персонажи.

«1917» — отличный пример того, как нужно снимать кино, чтобы его прочувствовал каждый зритель. Это авторский проект, совместивший в себе невероятный профессионализм команды, реалистичный сюжет и идеально выстроенный темп. Без сомнений, эта картина станет одним из главных событий кинематографа последних лет, и потому пропускать её никак нельзя.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «1917»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Dima Push
10.02.20 23:18
один только вопрос: а кинокритики перед тем, как вручить этой нудятине Оскар за лучшие визуальные эффекты смотрели мстителей? А так по мне фильм худший в своем жанре, да и вижу многие со мной согласны
Dima Push
10.02.20 23:25
это вы мне ответили, не ошиблись? Я просто не писал, что сниму лучше и не режиссёр вообще. Я высказал свое мнение о неоспоримой примитивности фильма
Сергей Ермаков
12.02.20 20:06
Поддержу, фильм достоин Малины, а не Оскара
Модные Человечки
21.02.20 08:51
Слабый фильмец. До Боевого коня не дотянет. Не шедевр...
Читать все комментарии