Безумный Джаред Лето, усталый Дензел Вашингтон и мрачный Рами Малек: чем привлекает «Дьявол в деталях»
28 января на российские экраны вышел новый фильм режиссёра Джона Ли Хэнкока по его же сценарию. Главные роли в нём сыграли сразу три знаменитых актёра: Дензел Вашингтон, Рами Малек и Джаред Лето.
Для автора эта картина стала своеобразным долгостроем. Ещё в 1993 году Хэнкок предложил сценарий Стивену Спилбергу, но тому сюжет показался слишком уж мрачным. Потом взяться за фильм подумывали Клинт Иствуд и звезда криминального кино Уоррен Битти, но до съёмок дело так и не дошло.
Джон Ли Хэнкок тем временем снимал успешные биографические драмы. «Невидимая сторона» принесла ему номинацию на «Оскар», за ней последовали «Спасти мистера Бэнкса» и «Основатель». Но всё же режиссёр решил вернуться к своему давнему сценарию и лично поставить картину.
И на первый взгляд она может показаться устаревшей, как будто её действительно нужно было снять лет 30 назад. Однако в этом и состоит основной режиссёрский замысел: мрачный сюжет возвращает к атмосфере триллеров прошлого, но при этом к легенде 90-х Дензелу Вашингтону присоединились крутые актёры нового поколения.
Обман в жанре и характерах
Когда-то Джо Дикон (Дензел Вашингтон) променял работу лос-анджелесского детектива на будни простого полицейского в округе Керн. В 1990 году ему поручают отвезти в мегаполис улику, и рядовой визит в свой бывший участок оборачивается затяжной командировкой.
Местная полиция ищет маньяка, убившего несколько девушек. Молодой Джим Бэкстер (Рами Малек) предлагает опытному Дикону присоединиться к расследованию. Однако постепенно выясняется, что стареющего копа все эти годы не отпускало одно старое дело.
Сразу нужно предупредить, что от фильма не стоит ждать бодрого темпа и динамичного сюжета. «Дьявол в деталях» обращается к стилистике детективных триллеров, которые набрали свою популярность как раз в 90-е. Даже структура картины напоминает «Молчание ягнят», а ещё больше — легендарный «Семь», надолго сделавший Дэвида Финчера эталонным режиссёром жанра.
Всё начинается со знакомства двух совсем разных героев, которым приходится объединиться для расследования. Вот только уже на этом этапе Хэнкок обманывает зрителя. Он не превращает историю в банальное противостояние детективов, которые недолюбливают друг друга, но вынуждены работать вместе.
Бэкстер совершенно неожиданно становится для Дикона более близким и понятным, чем большинство бывших коллег. Эта история показывает людей совершенно разных на первый взгляд, но максимально похожих внутренне, особенно в том, что касается подхода к работе.
По всё той же аналогии с «Семь» жанр фильма с середины несколько меняется. Но и здесь всё не так просто. Сюжет не теряет свою детективную основу с появлением нового персонажа. Альберт Спарма, которого играет Джаред Лето, не отвечает на все вопросы. Наоборот, он добавляет в расследование сумятицу и сложности.
К сожалению, нужно признать, что в сравнении с работой Финчера новинка всё же проигрывает. «Дьяволу в деталях» очень не хватает этих самых деталей — мелочей, которые сделали бы детектив более живым и глубоким и позволили бы зрителю вместе с героями покопаться не только в тёмных уголках души, но и в расследовании.
Конечно, не всем дано быть Финчером, и даже подражать ему могут лишь единицы, как Дени Вильнёв со своими «Пленницами». Поэтому Джон Ли Хэнкок просто смещает акценты: он посвящает большую часть действия не столько поискам преступника, сколько попыткам главных героев разобраться в себе.
Классический нуар
Ещё на стадии сценария «Дьявол в деталях» должен был стать ретрофильмом. Автор планировал поместить основное действие то ли в 70-е, то ли вообще в 40-е годы. Но поскольку до съёмок дошло только в XXI веке, Хэнкок поступил максимально разумно.
Теперь сюжет разворачивается в начале 90-х, которые знают и помнят многие зрители. Эти годы не кажутся такими уж далёкими, а антураж не превращается в игрушку, как это бывает с картинами о 40-х годах. Но при этом сюжет как бы напоминает, насколько изменился мир за прошедшие годы.
Один звонок по мобильному разрешил бы половину проблем, с которыми сталкиваются герои, но это времена телефонных автоматов и пейджеров. Анализ ДНК в криминалистике ещё только в стадии становления, и приходится довольствоваться нечёткими отпечатками пальцев и следами зубов на засохшей пицце.
Ещё важнее, что режиссёр не просто снял кино о 90-х. Он максимально стилизовал «Дьявола в деталях» под эпоху развития полицейских триллеров. Конечно, картинка значительно чётче, а современная техника позволяет добавить вычурности. Но всё равно иногда кажется, что на экране вот-вот появятся помехи от потёртой VHS-плёнки, а вместо дубляжа зазвучит одноголосый закадровый перевод Леонида Володарского.
Но Джон Ли Хэнкок идёт ещё дальше. Он и героев показывает ровно такими, какими они были бы в кино тех времён: без доли современной иронии и деконструкции. Это те самые мрачные полицейские, которые жертвуют своим ментальным здоровьем ради спасения простых людей от маньяка. Да ещё и с обязательными гротескными фразами в разговорах вроде «Не в мою смену».
Сейчас такая серьёзность может показаться нарочитой или слишком пафосной. Но иначе история бы просто не сработала. Ведь «Дьявол в деталях» копирует стилистику классического нуара. Лос-Анджелес предстаёт в картине пыльным и печальным, заполненным широкими маслкарами, обшарпанными домами и мотелями, где никому нет дела до занятий постояльцев. Здесь даже молодой полицейский, хоть и одет с иголочки, внутри обязательно «помят».
Конечно, в такой атмосфере герои просто обязаны подолгу смотреть в грязные окна и зеркала, видя исключительно своё отражение, а откровенное общение они могут позволить себе только с трупами. Раньше так рассказывали о 40-х и 70-х, сейчас — о 90-х.
Бенефис троих актёров
Вполне возможно, даже при столь эстетичной подаче фильм так бы и остался где-то в списке триллеров категории B. В нём мало действия и много рефлексии персонажей. Но у «Дьявола в деталях» есть сразу три козыря, которые вытягивают буквально каждую сцену на достойный уровень.
Речь, конечно, об исполнителях главных ролей. У каждого из центральных актёров есть по «Оскару» (у Вашингтона даже два), а уж наград помельче и номинаций просто не счесть. И можно с уверенностью сказать, что каждый из них идеально вписался в образ.
Если вспомнить знаменитую роль Дензела Вашингтона в «Тренировочном дне», можно представить, что тот его герой постарел. Актёр отлично отыгрывает персонажа, который оставил в прошлом лучшие годы работы в полиции. Но всё же, хоть он и стал грузным и неповоротливым, опыт и умение подмечать мелочи никуда не исчезли.
Это отлично осознаёт и его новый напарник. Рами Малек, сыгравший Бэкстера, наконец-то напоминает, что он прославился не благодаря «Богемской рапсодии». Значительно раньше был «Мистер Робот», где актёр говорил мало, передавая все эмоции скупой мимикой.
Фееричное появление Джареда Лето можно сравнить лишь с выходом Кевина Спейси всё в том же «Семь». Конечно, в классике сцена более сильная и шокирующая, но здесь это такая же концентрация безумия, которая рушит все планы расследования.
Поначалу может показаться, что Лето иногда переигрывает. Но постепенно раскрывается, что в этом и есть главная черта его персонажа, и он специально ведёт себя преувеличенно. Так что до самого конца не получится понять: всё происходящее — чёткий план расчётливого злодея или просто хаотичный выплеск эмоций безумца, который насмотрелся криминальных новостей.
«Дьявол в деталях» может быть не идеальным триллером и тем более не самым чётким детективом. Однако атмосфера картины выстроена настолько аккуратно, что иногда хочется, чтобы действие подавали ещё медленнее, дав героям больше времени покопаться в себе.
В отличие от Финчера, Джон Ли Хэнкок обходится мягче со своими персонажами. Сохраняя неоднозначность сюжета, он даёт им право на искупление. В конце концов каждый из героев должен получить то, к чему стремился. Ведь картина на самом-то деле не о поисках маньяка, а о борьбе со своими внутренними демонами.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Станьте первым, кто оставит комментарий