На стриминоговом сервисе Apple TV+ вышел военный фильм режиссёра Аарона Шнайдера («Похороните меня заживо») по сценарию Тома Хэнкса. Изначально картину планировали выпустить в широкий прокат, но из‑за карантина премьеру перенесли в онлайн.

Это действительно большая потеря для авторов в плане зрелищности. Том Хэнкс, разрабатывавший «Грейхаунд» около 10 лет, уже высказал Tom Hanks on surviving coronavirus: ‘I had crippling body aches, fatigue and couldn’t concentrate’ сожаления по поводу релиза исключительно в цифровом формате. Хотя позже он добавил Tom Hanks Clarifies Greyhound Apple TV+ Comments , что всё же рад возможности показать фильм сейчас.

На самом же деле и при домашнем просмотре «Грейхаунд» не теряет своей прелести, ведь съёмки и спецэффекты здесь вторичны. В первую очередь это трогательная история о людях и рассказ об ужасах войны.

История одного плавания

Во время Второй мировой войны капитан Эрнест Краузе получает под своё командование эсминец ВМС США «Грейхаунд». В первом же рейсе, где он сопровождает торговые корабли, колонну пытаются атаковать немецкие подводные лодки. Команде приходится противостоять превосходящим силам противника.

Конечно, американцы любят снимать кино про Вторую мировую. В частности, про сражения на море. Не далее как в 2019 году вышел фильм «Мидуэй» Роланда Эммериха, посвящённый знаменитой битве. Но «Грейхаунд» позволяет взглянуть на события несколько с другой стороны.

Он не замахивается на глобальность и героизм, за которые отечественные зрители критикуют западное кино (зачастую вполне заслуженно). Этот фильм не о крупной победе или переломных моментах войны. «Грейхаунд» рассказывает лишь об одном рейсе одного корабля.

Фильм «Грейхаунд»
Кадр из фильма «Грейхаунд»

Такой подход позволяет сделать историю более реалистичной и человечной: несколько основных персонажей, одна сюжетная линия. Но при этом невероятная эмоциональность.

Масштабные сцены и камерная обстановка

Конечно, главным героям предстоит поучаствовать в сражении. Но всё же акцент больше делают непосредственно на экипаже корабля. Враг здесь фигурирует только вдалеке, а то и вовсе по радио, а на первый план выходит деятельность и переживания команды.

Фильм «Грейхаунд» — 2020
Кадр из фильма «Грейхаунд»

Такой подход кажется более правдоподобным. Воевать с подводными лодками действительно приходилось вслепую, ориентируясь лишь на показания приборов. А результативность попадания бомб понимали лишь по пятнам на воде и всплывающим обломкам. Ещё больше это касается ночных сражений: в темноте трудно выследить врагов, но легко открыть огонь по своим.

И всё же в отдельных моментах фильм показывает действительно масштабные сцены. Можно спорить, насколько качественно проработаны спецэффекты: в картину вложили 50 миллионов долларов — в два раза меньше, чем у упомянутого «Мидуэя». При этом большого экрана иногда очень не хватает. К примеру, момент, где эсминец плывёт вплотную к огромному кораблю, просто требует хорошей картинки и крутого звука.

Фильм «Грейхаунд» — 2020
Кадр из фильма «Грейхаунд»

Большая часть действия происходит исключительно на корабле, причём именно во внутренних помещениях. Экипаж сталкивается со множеством проблем, о которых в боевиках редко говорят.

Так, коку трудно готовить горячую еду из‑за качки. Во время преследования подводной лодки дворник на иллюминаторе может просто примёрзнуть, и капитану будет неудобно смотреть вперёд. Ломаются приборы, моряки простужаются и чихают. Десятки таких мелких деталей создают живую обстановку и помогают почувствовать все трудности морского быта.

Неподготовленного зрителя может утомить лишь обилие сленга. Но тут авторам пришлось выбирать — баловать простотой или же постараться передать происходящее правдоподобно.

Постоянная проблема выбора

Сюжет фильма позволяет взглянуть на войну ещё с одной неожиданной точки зрения. Краузе приходится не только сражаться с врагами. Он ещё постоянно должен делать выбор.

«Грейхаунд»
Кадр из фильма «Грейхаунд»

Ведь многие, например, забывают, что во время войны нужно не только потопить подводную лодку врага, но и добыть доказательства уничтожения цели. Капитан должен решить: соблюдать формальности или постараться не отставать от других кораблей. И дальше выбор становится ещё сложнее. Спасение людей с тонущего корабля или защита другого судна от атаки? Безопасность своей команды или помощь товарищам?

Возможно, такие моменты лучше всего показывают весь ужас войны. Ведь даже самым благородным людям приходится от чего‑то отказываться и чем‑то жертвовать.

Том Хэнкс в кадре и за кадром

Но всё же эмоциональная составляющая «Грейхаунда», да и вообще привлекательность этого фильма держится в первую очередь на исполнителе главной роли. Том Хэнкс буквально в любом образе способен показать интересные детали, превращающие персонажа в живого человека. А здесь он ещё и работал над сценарием. Так что талант актёра раскрывается на полную.

Фильм «Грейхаунд»
Кадр из фильма «Грейхаунд»

Эрнест Краузе — настоящий профессионал с отличным чутьём. Возможно, он кажется даже слишком опытным для первого плавания. Но при этом крутой капитан после победы над врагом может попросту забыть снять каску и нелепо ходить в ней, пока не напомнят.

Он теряет аппетит из‑за волнения, часто молится. А ещё путает фамилии своих подчинённых: команда не успела достаточно «притереться».

Таких мелких черт часто не хватает бравым военным в кино: мелких ошибок, сомнений, волнения. И именно они заставляют переживать за героя именно как за человека. Ведь он понимает, что не просто потопил вражескую подводную лодку. Он только что убил 50 человек.

Кадр из фильма «Грейхаунд»
Кадр из фильма «Грейхаунд»

Остальные персонажи выступают лишь фоном. Фильм быстро превращается в театр одного актёра. И хорошо, что Хэнкс способен вытянуть на себе всё действие.


«Грейхаунд» — не самая яркая в плане экшена картина. Блокбастеров о Второй мировой сняли даже слишком много. Однако подобные простые сюжеты, где главный злодей — сама война, полезны и нужны. Они не вызывают споров, какая страна больше вложила в победу, а просто показывают, что тяжело и страшно было всем.