Обзор фильма «Солнцестояние» — красивой философской драмы, которую назвали хоррором

Вас точно порадуют яркая картинка и жуткие сцены. Возможно, вы даже не поймёте, о чём эта история. Но так и задумано.

На российские экраны вышел новый фильм от самобытного режиссёра Ари Астера. Год назад этот практически неизвестный автор покорил публику очень необычным хоррором «Реинкарнация» — медленной и пугающей историей о семье, которую преследует родовое проклятие.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Тогда публика разделилась на две категории. Одни пришли в восторг от сложного сюжета и нестандартного подхода к жанру, другие оказались разочарованы, ведь трейлеры обещали динамичный ужастик, а его пришлось ждать почти до самого финала картины.

Дело в том, что дебют Астера отчасти стал жертвой рекламной кампании. Картину продвигали как фильм ужасов, собрав в трейлерах все самые страшные сцены. А на самом деле режиссёр создал почти греческую трагедию об отсутствии выбора в жизни.

Рассказ о «Реинкарнации» в контексте выхода «Солнцестояния» просто необходим. Ведь Астер продолжает следовать тем же принципам и в новой работе, которую опять продвигают как фильм ужасов. Причём российские локализаторы даже добавили на постеры фразу «Вековая тьма пробудится», не имеющую никакого отношения ни к сюжету, ни к оригинальному слогану «Да начнутся торжества».

Это создаёт неверные ожидания, подкреплённые трейлерами, в которых снова можно увидеть чуть ли не половину самых напряжённых моментов. А некоторых сцен из роликов в картине и вовсе нет.

На самом же деле «Солнцестояние» не хоррор, а эксперимент. Красивый медленный фильм о поисках себя, наполненный контрастами и требующий полного погружения в атмосферу происходящего. Именно для того, чтобы заставить зрителя смотреть внимательнее, режиссёр несколько раз обманывает ожидания.

Обман первый: драма вместо хоррора

Сюжет начинается с того, что у девушки Дани (Флоренс Пью) умирает вся родня. Её парень Кристиан (Джек Рейнор) уже давно собирается бросить подругу, но после трагических событий решает повременить и берёт её в поездку. Один из приятелей пригласил их погостить на празднике солнцестояния в необычном шведском поселении Харга.

Приехав туда, герои сталкиваются с очень странными порядками общины. Они кажутся просто непривычными, но потом начинают пугать. И невольно гости становятся участниками жутких обрядов.

Уже даже в попытке пересказать сюжет кроется некоторая ирония. Может показаться, что вышел очередной стандартный слэшер — традиционный подвид фильмов ужасов, где глуповатые подростки приезжают в страшное место, и там их убивают.

Укладывается в стереотипы и набор персонажей: озабоченный шутник, умник, красавчик и девушка. Знатоки хорроров могут даже строить предположения, в каком порядке они должны умереть.

Но всё это лишь форма и совсем небольшой элемент повествования. Если воспринимать фильм как слэшер, то хронометраж в два с половиной часа и очень медленное развитие действия лишь утомят. Ведь история совсем о другом. Гораздо лучше обратить внимание на то, что происходит с главной героиней. И тогда картина превращается в настоящую драму.

Ари Астер недаром очень сильно затягивает вступление, заставляя почувствовать боль утраты и одновременно неискренность отношений Дани с Кристианом. Все эти неудобные разговоры, долгие паузы и постоянные оправдания наверняка многим покажутся знакомыми.

И только попав в коммуну, девушка встречает искренних людей. Тех, кто не делит на своё и чужое, не ворует и совместно воспитывает детей. Но главное другое: эти люди совсем иначе относятся к утрате близких.

Перемены в Дани становятся основной, но не единственной движущей силой сюжета. Не менее интересно наблюдать и за остальными героями, у каждого из которых свой путь и свои недостатки.

И в этом плане «Солнцестояние» можно сравнить с «Антихристом» Ларса фон Триера — здесь также изоляция от современного общества пробуждает древние инстинкты и они оказываются ближе и понятней, чем традиционные порядки.

Обман второй: красота вместо тьмы

Всем известно, что время стандартных хорроров — ночь. Самые жуткие существа приходят из темноты и зачастую то, чего нельзя разглядеть, пугает сильнее, чем идеально проработанные монстры.

Даже в «Реинкарнации» Ари Астер хоть и смело обходился со стандартными для жанра ходами, но всё же следовал этим принципам. Но в «Солнцестоянии» он лишь дразнит зрителя в начале — несколько страшных сцен происходит в полутьме.

А потом режиссёр включает свет.

«Солнцестояние» снято очень красиво. Уже с момента начала поездки Астер и его постоянный оператор Павел Погожельский, с которым режиссёр создавал ещё свои ранние короткометражки, захватывают зрителя потрясающей картинкой.

Монтаж сделан очень динамично и изящно, позволяя героям моментально перемещаться из одной локации в другую. При этом более затяжные сцены могут быть показаны одним кадром без склеек. А камера иногда совершает потрясающие пролёты, повороты или даже переворачивается.

Более яркий фильма ужасов вряд ли можно найти в современном кинематографе. Ведь здесь действие не просто происходит при свете дня — солнце вообще почти не заходит.

И к этому добавляется ещё и белая одежда жителей Харга, их светлая кожа и добрые улыбки. Значительная часть времени посвящена загадочным обрядам, чаще всего очень красивым: танцам, совместному приёму пищи и прочим милым вещам. «Тёмными» здесь выглядят как раз гости: их выделяет и одежда, и внешность, и поведение.

Но всё же «Солнцестояние» пугает. Причём Астер осознанно или даже злонамеренно избегает скримеров и других дешёвых способов нагнать ужаса. В самых жутких моментах звук не выкручивают на максимум, как делает Джеймс Ван в «Заклятии». Наоборот: всё происходит в тишине, почти буднично. И если показывают какие-то неприятные физиологические подробности, то это не самоцель, а лишь метод погружения.

Для режиссёра важнее заставить зрителя не подпрыгивать в кресле, а почувствовать себя неуютно, ощутить, будто сам попал в эту общину. И потому некоторые элементы могут действительно раздражать. Например, каждую ночь где-то за кадром плачет ребёнок, фоном звучат атональные скрипки, а некоторые герои ведут себя пугающе неестественно.

И постоянное ожидание чего-то страшного оказывается важнее, чем сами жуткие сцены. Ведь это фильм про путь, а не про результат.

Обман третий: люди вместо монстров

«Вековая тьма пробудится», — обещают российские постеры. В трейлерах мелькают загадочные лица, люди взлетают, а обряды явно напоминают какую-то магию.

Но «Солнцестояние» скорее позволит познакомиться с укладом жизни древних общин, пусть и на вымышленном примере, чем с мистикой. Конечно, можно вспомнить фильм «Плетёный человек», где действие тоже было связано с оккультистами и их порядками.

Но Ари Астер гораздо больше времени уделяет рассказу о простых обычаях. Причём он отлично объясняет, почему и как они существовали или даже есть до сих пор и как вели себя те, для кого такая жизнь — единственная норма. И «Солнцестояние» действительно неплохой экскурс если не в историю, то в психологию и возможность понаблюдать, как люди доводят себя до экстаза простым танцем или все вместе переживают эмоцию одного человека.

Так это работало в настоящих общинах, и фильм лишь отображает почти реальное прошлое, которое может оказаться страшнее любой фантазии Стивена Кинга.

Поэтому большое внимание уделено хореографии и общим сценам, в определённый момент связывающим «Солнцестояние» с недавней «Суспирией». Поэтому же каждое действие обитателей общины получает логичное объяснение. Вот только от этого ещё страшнее.


Но самое главное, что нужно понимать перед просмотром «Солнцестояния», — всё описанное выше не является спойлером к сюжету или его толкованию. Этот фильм вообще нельзя пересказать: в нём очень мало событий, и его восприятие связано в первую очередь не с действием, а с ощущениями. А они будут у каждого свои.

Чтобы добиться эмоций и полного погружения, картина длится два с половиной часа. По этой же причине режиссёр в форму одного жанра помещает сюжет из другого. Всё ради того, чтобы каждый зритель сам пережил это путешествие и решил для себя, что хотел сказать автор, какой мир ему ближе и кто же всё-таки был главным героем этой истории. Если такой вообще есть.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Zhenya Krimer
25.07.19 01:21
+Соррентино. По сюжету очень статичные фильмы, но не как ни по смысловой нагрузке.
Павел Морозов
04.06.20 09:05
"Этот фильм вообще нельзя пересказать: в нём очень мало событий, и его восприятие связано в первую очередь не с действием, а с ощущениями." - абсолютно не согласен. Пересказать сюжет проще простого: - у ненормальной общины, всё ещё живущей по языческим обычаям, есть свои законы и по этим законам жизнь свою нужно прерывать после наступления 72 лет, что мы и видим. Также по их законам общине периодически нужна "свежая" кровь (для обновления генофонда) и нужны человеческие жертвоприношения, сего ради в эту общину и попадают бедные любопытные чужестранцы (коварно обманутые), чтобы стать принесенной диким богам жертвой. Для того чтобы завуалировать такую простую и неприятную правду, с порога нужны: чай с "грибами" и различные психотропные травки. Так что вся эта община - волки в овечьих шкурах от которых по ходу фильма особо живым и не сбежишь и говорить про какие-то хорошие их качества разумно ли?
Мириям Штейман
26.07.20 15:46
Фильм шлак. Почему? Потому как реально это сборная солянка всего самого жестокого во всех традициях. Причем выставлено оно бессмысленно и глупо. То есть по сути это попытка выставить язычество не просто в темном свете - в ужасном свете дикости и жестокости. ТАм отсылка к 40!!!! разным жесточайшим обрядам разных культур по всему свету. А обработано так, словно бы это могло быть все в одной. И при этом не иметь никакого смысла как такового. Поэтому фильм говно. Не сравнивайте его с фон Триером. Это рядом не стояло.
Igor Akimov
13.04.22 16:27
Хреностояние ............
Читать все комментарии