Издание Variety опубликовало интересный рейтинг с фильмами, которые стоит посмотреть, если вы ищете действительно пугающие и отлично проработанные декорации. Здесь и замки с вампирами, и проклятые отели, и жуткие лаборатории.

13. «Носферату, симфония ужаса» (1922)

Кадр из фильма «Носферату, симфония ужаса» / Prana Film

Носферату в исполнинии Макса Шрека запомнился бы даже без средневекового жилища вампира, но скудный замок лишь усиливает тревожное поведение фигуры. Угрожающий взгляд графа Орлока из двери спальни и его легендарная тень, когда он поднимается по лестнице, — два момента, которые врезаются в память каждому зрителю.

12. «Кошмар перед Рождеством» (1993)

Кадр из мультфильма «Кошмар перед Рождеством» / Walt Disney Pictures

Иногда кажется, что «Кошмар перед Рождеством» — это на 90% дизайн окружения и лишь на 10% история. Так или иначе, мир этого анимационного фильма поражает и затягивает.

11. «Реальные упыри» (2014)

Кадр из фильма «Реальные упыри» / Madman Entertainment

Джемейн Клемент и Тайка Вайтити вдохнули новую жизнь в псевдодокументальный формат с «Реальными упырями» (буквальный перевод — «Что мы делаем в темноте»), в немалой степени благодаря соединению постоянных шуток и абсолютно серьезных декораций. Старинные фотографии, эскизы и картины украшают их ветхую викторианскую усадьбу, которая пугает неудачливых гостей этой неуклюжей компании.

10. «Кабинет доктора Калигари» (1920)

Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари» / Babelsberg

Недаром «Кабинет доктора Калигари» называют ярким примером немецкого экспрессионизма. Использование краски для передачи перспективы на перекошенных стенах и полах добавляет объёма и создаёт ощущение сна в извилистой детективной истории.

9. «Суспирия» (1977)

Кадр из фильма «Суспирия» / Seda Spettacoli

Хоррор Дарио Ардженто 1977 года «Суспирия» ярко описывает жизненный путь американской балерины, посещающей престижную немецкую академию. Важную роль в успехе фильма сыграл декоратор Джузеппе Бассан. Яркие оттенки красного, зеленого и синего создают суровый фон для ужасающей сказки о сверхъестественном.

8. «Сияние» (1980)

Кадр из фильма «Сияние» / Warner Bros.

Закрытый на зиму курорт становится игровой площадкой для призраков, которые захватывают отель «Оверлук» и заражают безумием неудачливого писателя Джека Торранса. Камера переключается между дотошно проработанных декораций. От золотого бального зала до мятно-зеленого люкса команда дизайнеров фильма находит изобретательные способы изобразить метафизическую гниль внутри отеля.

7. «Призрак Оперы» (2004)

Кадр из фильма «Призрак Оперы» / Warner Bros.

Адаптация знаменитого мюзикла от Джоэла Шумахера показывает отлично проработанные коридоры и скрытые проходы в мюзик-холле, а также катакомбы под оперой, в которые попадает героиня.

6. «Невинные» (1961)

Кадр из фильма «Невинные» / 20th Century Fox

Глубокая сосредоточенность на историчности костюмов и окружения отличает «Невинных» Джека Клейтона от других адаптаций книги «Поворот винта» автора Генри Джеймса (новейшей, кстати, стало продолжение «Призраков дома на холме» от Netflix). В фильме, снятом в черно-белом цвете, используются резкие контрасты в освещении, чтобы подчеркнуть историю о привидении юной гувернантки, ухаживающей за детьми, которых она считает одержимыми.

5. «Лабиринт Фавна» (2006)

Кадр из фильма «Лабиринт Фавна» / Warner Bros.

В мрачной сказке Гильермо дель Торо 2006 года режиссёр побывал в загробном мире — не в последний раз за его яркую фильмографию. Фильм мексиканского режиссера, получившего «Оскар», представляет собой путешествие от суровых испанских границ к безукоризненно детализированному фантастическому царству, наполненному пугающими созданиями.

4. «Фракенштейн» (1931)

Кадр из фильма «Фракенштейн» / Universal Pictures

Лаборатория Виктора Франкенштейна установила золотой стандарт для всех последующих фильмов и мультфильмов о безумных учёных. Безжизненное тело Бориса Карлоффа лежит на поднятом операционном столе под люстрой в стиле поп-арт, которая испускает молнии, чтобы вернуть его к жизни. Картина представляет собой потрясающее видение научно-фантастического текста Мэри Шелли.

3. «Дракула» (1931)

Кадр из фильма «Дракула» / Universal Studios

Когда речь идёт об этом фильме, обычно в первую очередь думают об актёрской игре Белы Лугоши, но именно впечатляющая работа дизайнеров Германа Россе и Джона Хоффмана переносят зрителей в Трансильванию. От затянутого паутиной замка до подземных пещер вампиров — «Дракула» восхищает зрителей своей классической архитектурой в потрясающих широких кадрах.

2. «Багровый пик» (2015)

Кадр из фильма «Багровый пик» / Universal Studios

Спустя почти десять лет после «Лабиринта Фавна» Гильермо дель Торо вернулся в мир готического повествования с «Багровым пиком». Проклятый роман между персонажами Тома Хиддлстона и Мии Васиковски оживает в бесконечно подробных декорациях Томаса Э. Сандерса. Барочный стиль поместья Аллердэйл создаёт основу для жуткой истории любви в лучших традициях готической романтики.

1. «Дракула» (1992)

Кадр из фильма «Дракула» / Columbia Pictures

По общему мнению, «Крестный отец» — это величайшее произведение Фрэнсиса Форда Копполы, но в фильме «Дракула» 1992 года режиссёр находится на пике своего мастерства, используя все кинематографические приемы книги для достижения эффекта роскоши в известной истории о вампирах. Здесь декоратором снова выступает Томас Э. Сандерс. Продуманная перспектива, умное использование теней и эффекты камеры придают картине ощущение реалистичности.