10 фильмов, снятых в необычной технике

Ужасы под водой и триллер в инфракрасном спектре — собрали и работы оскаровских лауреатов, и малоизвестные эксперименты.

1

1. «Зона интересов» — драма с эффектом подглядывания

The Zone of Interest

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

  • Великобритания, Польша, США, 2023 год.
  • Драма, биография.
  • Длительность: 105 минут.
  • IMDb: 7,4.

Рудольф Хёсс руководит концлагерем Освенцим. Причём живёт он совсем недалеко: дом, где комендант и его жена растят детей, находится прямо за стеной. Супруга ухаживает за садом и устраивает дружеские посиделки. Семьи как будто не касается то, что происходит совсем рядом.

Джонатан Глейзер после десятилетнего перерыва снял один из самых страшных фильмов о холокосте — при том, что каких-то конкретных ужасов в кадре не показывают. Максимального реализма при постановке он добился очень необычным способом.

Для съёмок восстановили дом, похожий на тот, в котором жила семья прототипа главного героя. Там команда расставила 10 камер — ими управляли дистанционно из подвала и контейнера за стеной. Снимали долгими дублями по 10 минут. Актёры не знали, на ком именно сейчас фокусируются, поэтому все постоянно оставались в образе и много импровизировали. Получился своеобразный «Большой брат» с жутким подтекстом.

Старания не прошли даром: в 2024 году картина получила «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

2. «Погребённый заживо» — камерный триллер с одним актёром

Buried

  • Испания, Великобритания, Франция, США, 2010 год.
  • Драма, триллер, детектив.
  • Длительность: 95 минут.
  • IMDb: 7,0.
Кадр из фильма «Погребённый заживо»

Пол приходит в себя, лёжа в тесном ящике. Он нащупывает телефон и зажигалку и вскоре понимает, что находится в гробу. Герой связывается со службой спасения, а потом и со всеми, кто есть в записной книжке. Параллельно он пытается понять, как попал сюда. Возможно, это связано с его работой в Ираке.

Существует множество камерных фильмов, где действие разворачивается в одном помещении. Есть даже картины вроде «Виновного», «Лока» или «Коллектора», где всего один актёр говорит по телефону. Но «Погребённый заживо» — высшая точка камерного кино. Для съёмок Райана Рейнольдса действительно положили в ящик и поставили рядом с ним камеру. Конечно, у этого «гроба» не было одной стены и под землю его не закапывали. Но постановка гениальна в своей простоте.

3. «Русский ковчег» — полуторачасовой эпик без склеек

  • Россия, Германия, Япония, Канада, Финляндия, Дания, 2002 год.
  • Драма, исторический, фантастика.
  • Длительность: 96 минут.
  • IMDb: 7,2.

Некий человек из нашего времени, где случилась какая-то катастрофа, оказывается в Эрмитаже. Там он встречает аристократа из прошлого. Путешествуя по разным залам, они не только рассматривают картины и прочие экспонаты, но и становятся свидетелями ключевых событий истории России.

Александр Сокуров хотел поставить масштабный фильм с огромным количеством персонажей, который будет рассказывать о прошлом страны. Но руководство музея разрешило закрыть его для посетителей всего на один день. Поэтому команда сняла всю картину сразу: одним непрерывным кадром без остановок и склеек.

Оператор продвигался вместе с героями: иногда шёл пешком, используя специальное крепление, иногда ехал на тележке. В результате потребовалось три дубля, и получился полуторачасовой эпик с массовкой почти в 800 человек. На подготовку у режиссёра и команды ушло семь месяцев.

4. «Экстаз» — фильм из импровизаций и танцев

Climax

  • Франция, Бельгия, 2018 год.
  • Драма, триллер.
  • Длительность: 97 минут.
  • IMDb: 6,9.

В 1996 году танцевальная труппа во главе с хореографом Сельвой собирается в пустой школе. Сначала они репетируют танец, а потом начинают веселиться, общаться и выпивать. Но кто-то добавляет в алкоголь галлюциногены, поэтому развлечение превращается в безумный трип.

Практически всё, что зрителю показывают в этом фильме Гаспара Ноэ, придумано на ходу. Режиссёр пригласил на съёмки не актёров, а танцоров. Он не прописывал сценарии диалогов и позволил каждому придумывать, как будет развиваться его персонаж. В итоге получилось безумное сочетание музыкальных номеров, шуток, признаний и скандалов.

Танцы старались снимать долгими кадрами с минимумом склеек, чтобы избежать ненужного мелькания. Ракурсы при этом выбирали самые необычные: особенно красиво выглядит, когда всех показывают сверху.

5. «Хардкор» — фильм со съёмками от первого лица

  • Россия, США, 2016 год.
  • Боевик, фантастика.
  • Длительность: 96 минут.
  • IMDb: 6,7.

Главный герой приходит в себя в воздушной лаборатории и понимает, что стал киборгом. К нему приходит жена, которую тут же кто-то похищает. Проблема в том, что больше герой ничего не помнит. Но при содействии загадочного Джимми он попытается спасти любимую.

Илья Найшуллер ещё в 2013 году снял для своей группы Biting Elbows два клипа, где действие показывали от первого лица. Помогал ему в этом оператор и паркурщик Сергей Валяев. Потом продюсер Тимур Бекмамбетов предложил Найшуллеру создать полнометражный фильм в той же стилистике — чтобы всё действие зритель видел будто бы «из глаз» персонажа.

За съёмки отвечал всё тот же Валяев и ещё один экстремал Андрей Дементьев, которым на лицо крепилась маска с камерой GoPro. С этим оборудованием они и совершали все трюки, которые делает герой. Так получился один из самых динамичных и драйвовых боевиков последних лет.

6. «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» — самая натуралистичная найденная плёнка

The Blair Witch Project

  • США, 1999 год.
  • Ужасы.
  • Длительность: 81 минута.
  • IMDb: 6,5.
Кадр из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»

Компания студентов-кинематографистов отправляется в лес, чтобы снять фильм о знаменитой ведьме из Блэр. Вскоре они теряют дорогу и начинают думать, что кто-то специально водит их кругами. Постепенно всем начинает казаться, что рядом происходит что-то ужасное.

Сейчас форматом «найденной плёнки» уже никого не удивишь. Но именно «Ведьма из Блэр» когда-то вывела этот подход на новый уровень. Причём даже для стандартов жанра работа режиссёров-новичков Дэниэла Мирика и Эдуардо Санчеса была необычной.

В отличие от большинства подобных картин, актёров действительно заставили снимать всё происходящее самостоятельно. А сами авторы по большей части прятались в лесу и всячески пугали участников. Так что значительная часть эмоций (не только страх, но и усталость, раздражение и всё прочее), показанных в кадре, вполне реальны.

7. «Тайм-код» — четыре фильма в одном

Timecode

  • США, 2000 год.
  • Драма, мелодрама.
  • Длительность: 97 минут.
  • IMDb: 6,0.
Кадр из фильма «Тайм-код»

Съёмочная группа уже несколько недель ищет исполнительницу главной роли в новый фильм. На прослушивание приходит Шерин, которая вскоре знакомится с женой продюсера Алекса. А тем временем в студию приезжает ещё одна кандидатка, Роуз, у которой сложности в личной жизни. Все эти встречи неслучайны и приведут к трагедии.

Есть достаточное количество фильмов, снятых одним непрерывным кадром. Есть также формат, когда экран делят на части, и в каждой из них идёт своя история — так поступил, например, Гаспар Ноэ в фильме «Вихрь». Но только экспериментатор Майк Фиггис объединил эти подходы.

«Тайм-код» показывает четыре сюжета одновременно. Звук переключается в зависимости от важности сцены, а на DVD можно вручную выбрать любую. При этом каждая из них снята цельным куском без монтажа. Две недели актёры готовились и репетировали, а затем Фиггис снял 16 дублей, позволяя участникам каждый раз импровизировать. В итоге выбрали лучший — и получилось почти интерактивное кино.

8. Aggro Dr1ft — фильм в инфракрасном спектре

  • Франция, США, 2023 год.
  • Боевик, драма, фантастика.
  • Длительность: 80 минут.
  • IMDb: 5,7.

БО — профессиональный убийца средних лет, который считает себя лучшим киллером в мире и обожает свою семью. Его очередное задание — убить некоего Зверя, то ли человека, то ли демона, который проводит время в вечных тусовках и похищает женщин.

Существуют фильмы, которые стоит посмотреть хотя бы ради опыта или осознания, что такое тоже может существовать. Хармони Корин периодически подкидывает зрителю именно такие работы. Причём режиссёр может снимать и вполне мейнстримное кино — например, «Пляжного бездельника» с Мэттью Макконахи.

Aggro Dr1ft мог бы быть простым мистическим триллером, если бы не одна деталь. Весь фильм снят в инфракрасном спектре. То есть зритель будто смотрит на происходящее через тепловизор и видит только очертания персонажей. Это создаёт необычный эффект: например, сцены с полуобнажёнными девушками или сексом не выглядят откровенно или возбуждающе. Да и жестокость получается ненатуральной. Хотя смотреть на яркие цвета полтора часа тяжеловато.

9. «Дом на глубине» — хоррор под водой

The Deep House

  • Франция, Бельгия, 2021 год.
  • Ужасы.
  • Длительность: 82 минуты.
  • IMDb: 5,3.

Бен и Тина путешествуют по Европе и ищут дома с привидениями для своего YouTube-канала. Во Франции местный житель показывает им затопленное здание, которое отлично сохранилось. Герои погружаются с аквалангами и действительно находят странный дом. Кажется, в нём до сих пор творится что-то жуткое.

Авторы этого фильма взяли самый банальный концепт хоррора: скептичные герои попадают в старый дом с привидениями. Но всё происходит под водой, что создаёт дополнительное напряжение. Персонажам нужно не только спастись от призраков, но и успеть выбраться на поверхность. Кстати, в фильме говорят, что кислорода у них только на час, и с этого момента картина длится ровно час.

Конечно же, снимали фильм не в озере, а в декорациях, которые построили специально в студии. Но это не отменяет сложности процесса. Для начала создали дом, где будет происходить всё действие. В момент съёмок его погружали в огромный резервуар с водой, а актёрами командовали по радиосвязи.

10. «День-Д» — телефильм, который у каждого свой

D-dag

  • Дания, 2000 год.
  • Драма, криминал.
  • Длительность: 70 минут.
  • IMDb: 4,9.
Кадр из фильма «День-Д»

Четыре героя решают ограбить банк и придумывают оригинальный способ скрыть звук взрыва. Они идут на преступление в новогоднюю ночь, чтобы шум празднования на улицах всё заглушил. Но потом все они окажутся в сложной ситуации.

Фильм в его оригинальной задумке можно было увидеть только один раз. Но и тогда для каждого зрителя он немного отличался. Дело в том, что Ларс фон Триер, Томас Винтерберг, Сёрен Краг-Якобсен и Кристиан Левринг засели в студии и одновременно сняли четыре истории — каждая посвящена одному из персонажей.

В ночь с 31 декабря 1999 года на 1 января 2000 года эти фильмы запустили одновременно на четырёх датских телеканалах. Каждый зритель мог сам переключаться между сюжетами, просто используя пульт дистанционного управления. Получился уникальный опыт для каждого. Сейчас же можно либо довольствоваться поочерёдным просмотром сюжетов, либо включить итоговый монтаж от авторов — у него подзаголовок «Завершённый фильм».


Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма "Aggro Dr1ft"
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Лазейка
7 минут назад
а Ларс фон Триер умеет развлекаться, уважаю такие перформансы!