Как работать на себя: 21 совет от прожжённого фрилансера

Раскрываем секреты продуктивности, поиска заказов и правильных взаимоотношений с клиентом вместе с удалённым работником Александром Степановым и биржей фриланса FL.ru.

Александр Степанов

Удалённый работник, менеджер дизайн-команды «Кодельной».

Оглавление

  1. Где работать, если нет офиса
  2. Как управлять временем, когда за вами не следит начальник
  3. Где искать заказы
  4. За какие заказы браться, а от каких лучше отказываться
  5. Как выполнять заказы, чтобы все остались довольны
  6. Как договариваться с заказчиком

Где работать, если нет офиса

Отделите рабочую зону у себя дома

Помните, что в рабочее время вы не совсем дома. Вы в офисе, пусть он и находится в паре метров от вашей кровати. И это ощущение нужно всеми силами поддерживать, например одеваться перед тем, как сесть за стол, и не отвлекаться на домашние дела. Иначе вы рискуете потерять грань между работой и домом.

Меняйте места для работы

Вы фрилансер. У вас нет соцпакета, печенек в офисе и весёлых коллег под боком, но есть кое-что другое — свобода передвижения. Ей можно пользоваться: работать из коворкингов, кафе, антикафе и библиотек с Wi-Fi.

Александр Степанов

Если вам нужно встречаться с коллегами или заказчиками, а живёте вы в спальном районе, то выбирайте коворкинг в центре города. Вы успеете сделать больше, если каждый раз будете возвращаться в коворкинг, а не на окраину.

Как управлять временем, когда за вами не следит начальник

Определите режим работы

Когда вы не обязаны сидеть за компьютером с 9 до 18 часов, это даёт пространство для манёвра, но вовсе не означает, что вы не должны контролировать себя сами.

Решите, в какое время вам удобнее работать. Старайтесь не опаздывать и не задерживаться. Начальник вас, конечно, не отчитает, но, вероятно, вы накажете себя сорванными дедлайнами и бессонными ночами за компьютером.

Важно не только самому определиться с режимом работы, но и рассказать об этом клиентам. Иначе можно попасть впросак: они будут ожидать круглосуточной доступности или работы в выходные.

Обычно люди работают днём, а отдыхают вечером. Поэтому работодателю, скорее всего, будет удобно общаться в дневное время — даже если вы не заняты работой, то в любом случае должны быть доступны.

Александр Степанов

Пользуйтесь техниками тайм-менеджмента

Цель любой техники тайм-менеджмента такая же, как у грозного начальника за спиной, — сделать вас максимально продуктивными в течение рабочего дня, сфокусировать ваше внимание на задачах и не позволить отвлекаться.

Старайтесь разделить рабочее время на блоки. Например, с утра и до обеда вы занимаетесь одним проектом, а после обеда — другим. Не нужно пытаться делать их параллельно: это не ускорит работу.

Александр Степанов

Начать стоит, пожалуй, с самой популярной техники — Pomodoro, при которой рабочее время делится на 25-минутные отрезки. Между ними — пятиминутные перерывы, во время которых рекомендуется даже не думать о работе. Каждые четыре отрезка — большой перерыв на 15–20 минут, который можно потратить на прогулку, зарядку или поход в магазин. С интервалами можно экспериментировать.

Этот метод не универсален: он подходит тем, кто должен методично выполнять определённый объём задач в течение дня. Если ваша работа не требует постоянной концентрации или большинство задач возникают спонтанно и с пометкой as soon as possible, придумайте технику, которая впишется в ваш режим.

Где искать заказы

Заведите аккаунт на бирже фриланса

Аккаунт с актуальным портфолио на бирже фриланса — то, что необходимо по умолчанию. По крайней мере на старте. Во-первых, огромное количество заказчиков ищут исполнителей именно на биржах. Во-вторых, сервисы по поиску удалённой работы вроде FL.ru гарантируют оплату по исполнении работы самой незащищённой группе фрилансеров — новичкам.

Будьте готовы сделать первую работу выдуманному клиенту

Будем откровенны, поиск первых заказов — нелёгкая задача. Скорее всего, первые заказчики придут с какими-то мелкими заданиями, результат выполнения которых вам вряд ли захочется включать в портфолио. Но есть одна хитрость.

Портфолио — это в первую очередь способ показать ваши навыки, а уже потом демонстрация реальных кейсов. Пусть вашими первыми заказчиками станут Apple, Coca-Cola и Google. Потенциальные клиенты вряд ли упрекнут вас в обмане, зато точно увидят, на что вы способны.

Выбирайте разнообразные работы для портфолио

Если вы бесконечно хороши, например, в написании материалов на отвлечённые темы для коммерческих блогов, качественно пишете продающие тексты и изредка балуетесь наполнением промостраниц, указывайте в портфолио всё. Так вы сможете привлечь самых разных заказчиков и показать себя специалистом более широкого профиля.

Краткое портфолио копирайтера на FL.ru

Заведите сайт-визитку

Лендинг с портфолио и контактной информацией покажет, что вы серьёзно относитесь к работе. К тому же визитку с красивым адресом всегда приятно скидывать потенциальному клиенту.

Но есть нюанс: страничка без солидного портфолио с качественными работами — вещь довольно бессмысленная. Поэтому этот совет актуален, скорее, для фрилансеров с опытом.

Общайтесь с коллегами

Не стоит недооценивать сарафанное радио. Если ваше имя и заслуги будут на слуху, искать ничего не придётся — предложения будут сыпаться сами. Но для этого нужно посещать профессиональные мероприятия и конференции, возможно, самому читать доклады, а также проявлять активность в Сети: следить за происходящим в своей сфере и участвовать в дискуссиях.

За какие заказы браться, а от каких лучше отказываться

Беритесь за знакомое и интересное

Конечно, в начале пути выбирать не приходится — фотографы снимают свадьбы, копирайтеры создают описания провинциальных кафе, а веб-дизайнеры верстают сайты юридических контор. Возможность выбирать — ещё один повод стать профессионалом с репутацией.

Не берите заказ, если у вас есть сомнения в том, что вы справитесь. Одной недели недостаточно, чтобы написать хорошую статью о криптовалютах, если вы ими никогда не интересовались. Месяца может быть недостаточно, чтобы написать программу на языке, на котором вы раньше никогда не писали.

Не бойтесь мелких заказов

В идеале приоритеты должны быть такими:

  1. Выполнение заказов, рассчитанных на долгосрочные отношения с клиентом. Это то, что всегда будет приносить деньги и, возможно, избавит вас от необходимости поиска заказчиков в будущем.
  2. Выполнение крупных денежных заказов.
  3. Всё остальное.

Но иногда бывает так, что новые заманчивые предложения никак не поступают, а вместе с внезапно освободившимся временем приходит беспокойство о балансе на карте. В таких случаях можно и нужно брать что-то помельче. К тому же и такие заказчики в перспективе могут стать постоянными.

Как выполнять заказы, чтобы все остались довольны

Делайте больше, чем от вас ждут

Вам нужно не просто создать текст, сверстать сайт или написать код. Ваша цель — решить проблему заказчика. Научитесь правильно её определять и не бойтесь перевыполнять техническое задание, если чувствуете, что это уместно. А если ещё и работу покажете за день до дедлайна — вообще отлично. Высока вероятность, что заказчик это оценит и обратится к вам снова.

Если всё горит, предупредите клиента

Нет ничего хуже сорванного дедлайна. Если возникла необходимость, попробуйте договориться с клиентом о переносе даты сдачи работы как можно раньше.

Используйте таск-менеджеры

Это может быть канбан-задачник вроде Trello для распределения проектов на разных досках или сервис с чек-листами, как Todoist, если вы делите задачи на этапы. В конце концов, вашим таск-менеджером может быть обычный блокнот.

Записывайте всё. Важно фиксировать не только задачи, но и договорённости, ожидания, опасения, просьбы клиента. Забыть детали очень легко.

Александр Степанов

Будьте на связи с заказчиком

Лучше, если между получением ТЗ и сдачей работы заказчик будет видеть промежуточный вариант. Можно заранее обговорить с ним этапы для согласования. Это избавит от лишних правок и поможет прийти к успешному результату с наименьшими потерями.

Как договариваться с заказчиком

Берите предоплату

Очевидный плюс бирж для фрилансеров — гарантированная оплата при выполнении заказа даже при очень малом опыте. Печальная практика показывает: при взаимодействии напрямую недобросовестным может оказаться даже постоянный клиент.

А вот брать ли полную оплату перед выполнением работы — вопрос, на который лучше ответить самостоятельно. Возможно, вы гиперответственный исполнитель, который не позволит себе расслабиться и сдаст идеальный проект в любых обстоятельствах. Если нет, то лучше не рисковать: полученная оплата может вас демотивировать.

Не бойтесь просить больше денег

Например, если столкнулись со сложным заказом и ощущаете, что действительно заслуживаете достойной оплаты. Повышение оклада — стабильная практика для офисных сотрудников, вы ничем не хуже.

Утверждайте подробное ТЗ

Фраза «сделайте как тут» со ссылкой на референс — это не ТЗ. Обговаривайте с заказчиком все возможные детали. Если у клиента есть трудности с составлением технического задания, сделайте его сами и утвердите перед началом работы.

Оформляйте договор

Так вы защитите себя от недобросовестных клиентов. Это может быть выгодно и самому заказчику, ведь у него, по сути, тоже нет никаких гарантий, что вы сдадите работу, выполненную по ТЗ и в срок.

Необходимый пакет документов включает договор оказания услуг или договор подряда, ТЗ и акт сдачи-приёмки. Идеально, если их поможет составить юрист.

Сначала нужно выбрать вид договора.

  • Договор подряда подойдёт, если результат овеществлённый: сайт, дизайн-проект, текст.
  • Договор оказания услуг оформляется, если речь о какой-то неосязаемой услуге, например консультации.

Любой договор должен включать пункты о правах и обязанностях сторон, сроках выполнения и стоимости работы, а также предусматривать все возможные форс-мажоры. Также в документе обозначается наличие ТЗ и акта сдачи-приёмки. Не забудьте обсудить с заказчиком условия расторжения договора, а после указать их в документе.

Техническое задание — это подробное описание того, что вы должны сделать. И договор, и ТЗ подписываются обеими сторонами. Акт сдачи-приёмки подписывается в одностороннем порядке (вами) и включает условия принятия работы, например количество дней на вынесение правок.

Не бойтесь негативного фидбэка

Лучше один недовольный заказчик без чувства вкуса, чем одна ужасно сделанная работа, которая отвадит от вас нормальных клиентов.

Портфолио дизайнера презентаций на FL.ru. Рейтинг не 100%, но на восемь отрицательных отзывов приходится 268 положительных, и к фрилансеру по-прежнему обращаются с предложениями

Знайте, когда закончить отношения

Возможно, клиент просто не ваш и вам не суждено быть вместе. Общий язык не находится, очередные правки не принимаются, вам всё меньше нравится ваша работа, а заказчик никак не добьётся от вас желаемого. Дело не обязательно в вас: вероятно, вы просто не подходите друг другу. Научитесь чувствовать этот момент разлада и принимать неприятные решения. Иногда стоит просто вернуть предоплату и перейти к другим задачам.

Биржа для фрилансеров FL.ru поможет пройти путь от поиска заказа до получения оплаты за проделанную работу. Разместите портфолио, чтобы заказчики смогли вас найти, а сервис позаботится о взаимном выполнении условий. Бонус для новых исполнителей на сайте — скидка 30% на первую покупку PRO-аккаунта.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter