Личный опыт: как собрать команду новичков и вырастить из них профессионалов

Иногда это выгоднее, чем искать опытных специалистов.

Дмитрий Туркан

Флорист, предприниматель, автор блога о творчестве и флористике.

Каждый год появляются небольшие фирмы, которые связаны с ремесленным трудом. Это салоны цветов, студии лепки, пекарни и ателье. Для владельцев такие предприятия, как правило, не только бизнес, но и работа для души. Поэтому к поиску сотрудников люди относятся очень трепетно.

Мне такой подход тоже знаком. Я создавал команду флористов с нуля дважды, в Баку и Петербурге. И в итоге убедился, что вырастить мастеров под себя проще, чем найти подходящих специалистов. Для меня решающими оказались два фактора:

  1. Я отношусь к своему делу как к ремеслу. А ремесло — это то, чему издавна учились лично у мастеров. Чтобы им овладеть, нужна не одарённость, а усидчивость, ответственность и аккуратность. Иными словами, личностные качества.
  2. У меня есть узнаваемый стиль, который сформировался за 25 лет в профессии. Именно за ним приходят клиенты, а значит, моя команда должна его придерживаться. Стиль — это не только техника, но и множество нюансов, деталей, из которых складывается законченная работа. И обучить им новичка бывает проще, чем переучивать мастера.

Разберёмся же, как найти идеального сотрудника, который на ваших глазах вырастет в профессионала.

Начать с себя

Чтобы понять, какой из соискателей подходит, в первую очередь нужно ответить на вопрос, кто вы. В Instagram* сейчас много говорят о личном бренде, распаковке личности, архетипах. Но работает это не только в Сети и не только с клиентами.

Понимание собственных целей и ценностей — ключ к тому, что придут сотрудники, с которыми вам по пути.

Здесь нет магии, просто появятся чёткие критерии для отбора, а фраза «Интуиция подсказывает» превратится в «Я знаю, почему (не) хочу работать с этим человеком и что я могу ему дать». Так, мой проект всегда был в первую очередь про творчество и рост. Поэтому три года назад, когда я только открывал салон цветов в Петербурге, я не обещал сотрудникам золотые горы. Зато обучение, опыт, участие в интересных проектах мог гарантировать. Именно за этим ко мне и приходили.

Создать портрет идеального работника

Какие качества для вас первостепенны? Для одних это будут пунктуальность и аналитический склад ума, для других — умение концентрироваться. Так, для меня важными факторами были любовь к природе, тяга к творчеству и увлечённость делом. Я заходил в Instagram* соискателей и, если не видел там ни цветов, ни даже фотографий природы, понимал, что мы не сработаемся.

Постарайтесь выписать как можно больше пунктов, вы к ним ещё вернётесь.

Определить критерии отбора на собеседовании

Здесь как раз пригодится составленный список. Подумайте, как вы сможете проверить человека на эти качества. Обычно бывает достаточно личной беседы или небольшого задания, но можете сразу испытать кандидата «в бою» и предложить выполнить какую‑то работу. Главное — обращайте внимание не только на результат, но и на манеру общения, энтузиазм и коммуникабельность. Вам должно быть комфортно с кандидатом.

Когда я собирал команду в Баку, у меня даже цветов под рукой не было. Зато была ручка и проволока. И всем соискателям я предлагал накрутить проволоку на ручку. Этот простой тест оказался очень действенным. Я увидел, как люди реагируют на нестандартные просьбы, сразу ли приступают к выполнению или задают 10 уточняющих вопросов, насколько аккуратно работают и легко ли идут на контакт. И это помогло принять решение: я точно знал, что смогу объяснить, как собирать букет, но учить скрупулёзности или чистоплотности не намеревался.

Поставить цели

Под какие конкретно задачи вы сейчас ищете сотрудника? Чем он должен будет заниматься через месяц? А через год? Пропишите круг задач и сроки, которые готовы заложить на обучение.

Когда в Петербурге ко мне пришёл первый сотрудник, в салоне ещё шёл ремонт и мне требовался больше разнорабочий, чем флорист. И Сабир с радостью согласился им стать. Электрик по специальности, он помогал сделать освещение, следил за ходом строительства, выносил мусор. И только после окончания ремонта стал выполнять работу помощника флориста.

Установить испытательный срок

Возможно, вы с первого разговора поймёте, что этот человек останется у вас в команде, но если сомневаетесь, обозначьте чёткий срок, после которого примете решение. Так вы избавите от долгих метаний и себя, и сотрудника.

Начать делегировать

Рост невозможен при жёстком контроле. Иногда принцип «бросили в воду — научился плавать» даёт наилучший результат. Не бойтесь доверять своим сотрудникам, а если они пытаются избежать любой ответственности, возможно, вы просто забыли добавить её в список необходимых качеств.

Первый раз я оставил работнику ключи от салона через неделю после нашего знакомства. Я уезжал в Москву, и мне нужен был человек, который сможет следить за ремонтом. Сабир согласился. Когда по приезде я увидел, что он в точности выполнил все просьбы, то понял: человек точно будет в моей команде.

Поддерживать

Тревожность — обычный спутник новичков, когда мало знаний и очень много мест, где можно наломать дров. Покажите, что ошибка — это не конец света, и позвольте сотруднику самому найти выход. Так работник поверит в собственные силы.

Поощрять инициативы

Профессионал — это не просто добросовестный исполнитель, а человек, который готов сам предлагать пути развития. Предоставьте сотрудникам такую возможность. Узнайте, как они видят свой рост в проекте, на чём готовы сосредоточиться, где хотят проявить сильные стороны. Когда ко мне приходят устраиваться на работу, я всегда спрашиваю: «А чем ещё ты можешь быть полезен? Что тебе интересно? Как ты видишь своё развитие?»

Среди моих флористов есть сотрудник, который увлёкся видеографией и теперь развивает мой YouTube‑канал. А фотограф помогает делать контент для блога. У меня работает даже рэпер: к нему я обращаюсь, если надо ёмко сформулировать какую‑то мысль.

Укреплять команду

Когда сотрудник чувствует себя частью коллектива, то более ответственно относится к задачам и не ограничивается кругом своих дел, если видит, что может быть полезен в чём‑то ещё. А для этого человек должен понимать и разделять вашу миссию, цель и стратегию развития. Организовывайте совместные мероприятия, от еженедельных планёрок до тимбилдингов, следите за атмосферой в команде и давайте возможность сотрудникам высказывать своё мнение.

Мотивировать

Работа за процент от продаж подходит не всем, но это не единственный способ вдохновить сотрудников.

  • Говорите спасибо. Искренняя благодарность заряжает и помогает выстроить отношения не только в системе «начальник — подчинённый», но и на уровне «человек — человек».
  • Премируйте за дополнительную работу. Во флористике самые тяжёлые дни — праздничные. Сотрудники трудятся на износ. Но после этого я обязательно даю им возможность восстановиться: делаю выходной, дарю сертификаты на массаж или спа.
  • Устраивайте совместные проекты. Участвуйте в выставках, форумах и показах. Когда сотрудник видит, что ваша деятельность может быть разносторонней и увлекательной, ему становится проще пережить периоды рутинной работы, которая есть в любом деле. Мы с командой ездим за город, чтобы собирать природный материал, оформляем выездные мероприятия, участвуем в международных фестивалях и конкурсах. Каждое из таких событий даёт ощущение значимости и наполненности рабочего процесса.

Создать команду «под себя» сложно, но это того стоит. В полной мере преимущества такого подхода я смог ощутить, когда после открытия салона впервые уехал в отпуск с чувством абсолютной уверенности, что моё дело в надёжных руках.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из мультфильма "Босс-молокосос"
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Bekmuratov Bakhodir
20.10.21 21:00
| изменено
Есть интересные мысли и что то действительно познавательно, при этом вопросы : 1. Когда к Вам приходит новичок, Вы ему платите зарплату? Или он сидит без денег и учится пока не научится чему то, что начнёт приносить ему деньги в процентах от сделанного им объема ? 2. В статье упоминается дважды имя одного человека, а были другие люди которые выросли в команде ? 3. Сколько человек фактически вырастили из новичков в профи? Потом что с этими людьми стало?