Ходить в магазин или заказывать продукты на дом: разбираем плюсы и минусы обоих подходов

А на какой стороне вы?

Что сейчас происходит на рынке доставки

По историческим меркам доставки появились в нашей жизни недавно и стали очень популярными в пандемию. Это был не то чтобы свободный выбор, просто тогда у многих не имелось иной возможности пополнить холодильник. С тех пор произошли некоторые изменения.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

По данным Tinkoff Data, с января 2020 года по апрель 2023-го число клиентов e-grocery выросло в 13 раз. При этом доставка продуктов в основном дело столиц. 40% заказчиков — жители Москвы и Московской области, 15% — Петербурга и Ленинградской области. Это связано в том числе с тем, что соответствующие сервисы начали свой путь с крупнейших городов и постепенно заходят в регионы. А вместе с этим растёт и доля клиентов, выбирающих такие услуги вместо походов в магазин.

При этом в 2020-м средний россиянин оформлял доставку примерно 1,3 раза в месяц, а сейчас — четыре. Средний чек снизился на 45% — с 2 188 до 1 088 рублей. Аналитики связывают это с тем, что в 2020-м люди делали заказы более настороженно, а сейчас это стало рутиной. Впрочем, изменение среднего чека может свидетельствовать о другой тенденции, особенно с учётом роста цен: граждане всё же предпочитают покупать основные продукты самостоятельно в магазинах. А доставку заказывают ситуативно: кончился лук или захотелось чипсов и газировки. Потому что в 1 088 рублей запас продуктов на неделю не впихнёшь.

По всем этим данным можно сделать вывод, что, несмотря на впечатляющие цифры вроде роста в 13 раз, доставки как основной способ покупки продуктов всё ещё непопулярны. А может, зря? Давайте разбираться.

Что стоит учитывать при выборе — пойти в магазин или заказать доставку

Мы не можем оценить, что лучше именно для вас, потому что всё очень индивидуально, а иногда даже рационально. Но мы подскажем, на что обратить внимание, чтобы определиться.

Каждый критерий в итоге неоднозначен. Для одного человека это будет плюс, для другого — минус. Поэтому мы разберём важные тезисы, касающиеся доставки или покупки продуктов в магазине, со всех сторон.

Поход в магазин позволяет тщательно выбрать товар

Это важный для многих аргумент. Непосредственно в супермаркете можно повертеть продукт, проверить срок годности, выбрать из корзины с фруктами самые спелые.

Утверждение справедливое, но не всегда. Часто сборщики заказов очень мотивированы, чтобы находить самое свежее и в целых упаковках. Иначе пользователь пожалуется, сервис вернёт ему деньги. А виноватым окажется именно сотрудник. Но здесь многое будет зависеть от того, насколько ваши взгляды на тот или иной продукт совпадают. Например, вы любите бананы, которые начали темнеть. А человек кладёт в пакет те, что с зеленцой, потому что они доедут в целости. Или вам подойдёт кефир на грани срока годности, потому что вы хотите испечь оладьи. А сборщик выбирает сегодняшний.

Плюс важны и возможности самого сервиса. В некоторых сотрудник просто ищет заказ в магазине. Он, разумеется, выбирает из того, что есть. Но часто собственные службы доставки сетей подразумевают сбор заказов не в зале супермаркета, а на складе. То есть вам достанутся яблоки, которые не щупали другие покупатели, и салат, который хранился при правильной температуре.

Тут нет универсального вывода. Иногда сборщик выберет для заказа продукты даже лучше, чем вы. Но однозначно сказать, что вы застрахованы от неудач, нельзя.

Поход в магазин экономнее, потому что не надо платить за доставку

pikisuperstar / Freepik / Мария Муреева / Лайфхакер

Сервисы доставки не занимаются благотворительностью. За удовольствие не выходить из дома надо платить. Стоимость может различаться в зависимости от города, но для Петербурга она такая:

  • «Окей» — 99 рублей, при заказе от 1 900 рублей — бесплатно.
  • «Лента» — 99 рублей + 59 рублей сборка.
  • Metro — 299 рублей + 5 рублей за 31-й и каждый следующий килограмм в заказе.
  • «Ашан» — 149 рублей, бесплатно от 3 тысяч.

Если заказывать доставку не каждый день, а, скажем, раз в неделю, выходит не так уж накладно. Особенно если уложиться в пороговую сумму и вовсе вызвать курьера бесплатно. Так что много сэкономить при самостоятельном походе в магазин не получится.

Но здесь тоже есть обратная сторона. Для некоторых людей заплатить четыре раза в месяц по 150 рублей — это уже много. Кроме того, доставки обычно организуют не самые дешёвые сети. Так что заказывать доставку действительно может быть менее выгодно, потому что сам человек, например, обычно ходит в магазины другой ценовой категории.

Однако при этом не стоит забывать, что если делать покупки самостоятельно, это часто подразумевает сопутствующие расходы. Допустим, нужно заправить машину, заплатить за общественный транспорт или такси. В итоге может выйти даже дороже.

Доставка экономит время

Этот аргумент логично идёт после следующего, потому что они связаны. Доставка может быть дороже, но зато она экономит гораздо более ценный и невосполнимый ресурс — время.

Хотя и тут многое зависит от того, насколько ценно ваше время и как вы его тратите. Если выбор стоит между сходить в магазин и погулять в парке с ребёнком, определённо стоит предпочесть доставку. Но если вместо этого вы несколько часов будете листать короткие видео в соцсетях, может, супермаркет — не такой плохой выбор. В процессе вы, по крайней мере, будете заниматься какой-никакой физической активностью, оторвёте взгляд от экрана.

Ну и плюс люди по-разному относятся к походу в магазин. Если для человека это пытка, то, действительно, сэкономить время и заняться чем-то другим правильно. Жизнь слишком коротка, чтобы хотя бы не пытаться тратить её на приятные вещи. А для кого-то это праздник, развлечение. И тогда это не повинность, а способ отдохнуть, так что жестоко лишать себя удовольствия.

С доставкой проще следовать бюджету

Представьте: вы пришли в магазин, идёте с тележкой между рядами. И вот на одной полке что-то интересное, на другой… В итоге лента на кассе переполнена товарами, которые вы и не планировали покупать. Для многих это знакомая ситуация. Потому что вот оно всё перед глазами, как тут удержаться.

С доставками такое тоже возможно, если зайти, например, в раздел скидок или просто долго листать приложение. Но обычно люди идут по какому-то конкретному списку, допустим, из предыдущих покупок. Это делает набор продуктов более однообразным, но снижает риск потратить больше.

С другой стороны, доставки практически лишают шанса наткнуться глазами на что-то и вспомнить, что именно этот товар вам нужен. Так что при покупках в приложениях придётся лучше планировать будущее меню.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Freepik / Мария Муреева / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Маша Пчёлкина
10.04.24 15:45
Обожаю доставку и с ужасом вспоминаю, как в 2010-2015 каждые выходные ездила в Ашан, час ходила там с тележкой и еще 40 минут стояла в очереди. Да, там были такие огромные очереди. Даже при онлайн-шопинге следую нескольким простым правилам: никогда не «хожу» за покупками голодная, всегда планирую базовое меню, всегда покупаю продукты, которые важно пощупать, отдельно (например, не заказываю овощи и фрукты в доставке), непортящиеся товары всегда покупаю про запас, следуя формуле: если у тебя есть половина упаковки (шампуня, макарон, масла) — — на самом деле у тебя этого нет.
Наталья Копылова
11.04.24 10:10
Про половину упаковки - крутой лайфхак. А то я на дня поставила воду на макароны, а потом обнаружила, что у меня и не то что половины, ни одной макаронины нет.
Маша Пчёлкина
11.04.24 12:34
Этот лайфхак мне свекровь подарила. Я ужасно бесилась, когда была юной, а теперь очень ценю.