Как отправлять голосовые сообщения, чтобы никого не раздражать

Ненавязчиво скиньте статью любителям записывать часовые аудио.

Функция отправки аудиосообщений есть в большинстве мессенджеров и соцсетей. Этот вид связи появился сравнительно недавно, но быстро набрал популярность. Представители WhatsApp заявили , что в их сервисе ежедневно отправляют около 7 миллиардов голосовых. По данным ВЦИОМ, функцией пользуются 6 из 10 россиян.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Вместе с этим кажется, что в обществе сформировалось негативное отношение к аудиосообщениям. Достаточно вспомнить едкие шуточки о том, что в аду заготовлен отдельный котёл для их любителей. Статистика же говорит, что противники таких сообщений в меньшинстве: согласно опросам, их не хотят получать всего 18% россиян, среди жителей Москвы и Санкт‑Петербурга это число выше — 29%. Но всё равно голосовые послания, в отличие от текстовых, с большей вероятностью вызовут у собеседника раздражение. Чтобы этого не случилось, разберёмся, когда и как их можно отправлять.

Чем хороши голосовые сообщения и когда они уместны

Голосовые сообщения здорово экономят время отправителя. Пожалуй, это их главный плюс. Диктовать длинный текст гораздо быстрее и удобнее, чем печатать. Так что если вы хотите поделиться долгой историей, а получатель готов её прослушать, то это хороший выбор.

Другое преимущество войсов — возможность точно передать свои эмоции. По тексту невозможно так же хорошо считать интонации собеседника и понять его настроение. Хотите во всех красках рассказать о радостном или, наоборот, грустном событии? Тогда записывайте голосовое.

Ольга Лукинова

Эксперт по цифровому этикету, автор книги и телеграм-канала «Цифровой этикет».

Голосовые хороши как альтернатива телефонным разговорам, потому что обмен ими — это, по сути, беседа, растянутая во времени в удобном для собеседников темпе.

Аудио также пригодятся в ситуациях, когда нужную информацию невозможно передать текстом. Например, вы хотите узнать, правильно ли произносите слово на иностранном языке, или дать собеседнику послушать пение птиц.

Когда не стоит отправлять голосовые сообщения

Голосовое не лучший выбор, если вы хотите получить срочный ответ. Чтобы прослушать сообщение, собеседник должен оторваться от своих дел. Если вы не уверены, что у него есть такая возможность прямо сейчас, пришлите вопрос текстом.

Также лучше не посылать голосовые малознакомым людям. Вы не можете знать наверняка, как они относятся к таким сообщениям и готовы ли их слушать, поэтому рискуете доставить этим неудобства. Кроме того, общение голосом воспринимается как более интимное, так что подумайте, достаточно ли вы близки для этого вида коммуникации.

Не стоит записывать голосовые, если вам нужно передать важную и точную информацию. Адресат не сможет её зафиксировать, перечитать или быстро найти в переписке, для этого ему придётся переслушивать сообщение целиком, а то и не один раз.

Диктовать голосом номер телефона или банковские реквизиты — настоящее издевательство.

Отдельный вопрос — голосовые сообщения в рабочей переписке. Точно не стоит начинать общение с них, если вы недавно пришли в компанию и не знаете внутренние порядки или же хотите обратиться к кому‑то из руководителей. По словам Ольги Лукиновой, голосовые в рабочих чатах уместны, только если соблюдаются три условия:

  • Внутри коллектива есть согласие на отправку и получение голосовых.
  • Информация в голосовых не срочная и спокойно дождётся того момента, когда у человека будет возможность его прослушать.
  • Голосовые сопровождаются текстовым пояснением о том, что содержится в этих сообщениях.

Как правильно записывать и отправлять голосовые сообщения

Эти советы могут показаться простыми и очевидными, но следуют им далеко не все.

Убедитесь, что собеседник готов слушать

Голосовые сообщения ставят собеседников в неравное положение. Отправителю такой вид связи намного удобнее, чем получателю. Поэтому главное правило — заранее спросить, может ли он прослушать аудио.

Ольга Лукинова

Самое важное — получить согласие на отправку голосовых от адресата. Можно один раз договориться с ним навсегда, а можно спрашивать согласие на каждый отдельный случай — тут зависит от ваших отношений.

Заранее подумайте, что будете говорить

Расписывать подробный план будущей речи не нужно. Достаточно определить главную цель сообщения и прокрутить в голове, что и в каком порядке вы будете говорить. Это поможет не сбиться с мысли и не удлинять аудио постоянными паузами, мычанием и словами‑паразитами.

В конце не забудьте уточнить, чего вы ждёте от собеседника, чтобы ему была ясна цель вашего обращения. Например, спросите, как он относится к ситуации или какой совет может дать. Если вы просто решили поделиться эмоцией и не ждёте определённой реакции, можете прямо об этом сказать.

Найдите подходящее место для записи

Прослушивание голосового сообщения требует большей концентрации, чем чтение текста, поэтому не усложняйте этот процесс лишним шумом. Записывайте аудио в тихом и спокойном месте, поднесите устройство поближе к лицу и говорите достаточно громко. Не делайте это там, где не стали бы говорить по телефону.

Не забывайте о приватности

Вы не сможете предугадать, в каких обстоятельствах адресат прослушает ваше голосовое. Всегда есть шанс, что в этот момент рядом с ним окажется кто‑то ещё, поэтому подумайте, стоит ли делиться в записи чем‑то откровенным и секретным. Чтобы избежать неловких ситуаций, сразу предупредите текстом, что сообщение не для посторонних и включать его лучше в наушниках.

Выберите оптимальную длину

Комфортно прослушивать сообщения длиной в 20–60 секунд. Но это не строгие рамки, которых нужно придерживаться в любых ситуациях, так что руководствуйтесь здравым смыслом. Не записывайте череду трёхсекундных сообщений. Если нужно отправить пару коротких фраз, лучше сделать это текстом. Присылать целый выпуск подкаста тоже не стоит. Прослушивание голосовых длиннее пары минут превратит непринуждённое общение в изнурительную пытку.

Если вы планируете обсудить несколько разных вопросов, лучше не озвучивать их все в одном аудио. Собеседнику будет удобнее отвечать, если каждую мысль изложить в отдельном сообщении.

А вы любите отправлять и получать голосовые или они вас бесят? Рассказывайте в комментариях!

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Krakenimages.com / Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Николай Панин
26.05.23 12:32
Можно и заранее информировать, что вам нравятся голосовые, например. А ещё представляете, многим по барабану, кого что не устраивает, они делают так, как удобнее им. Так что да, это неуважение.
Олег Залялов
27.05.23 20:03
Читайте в нашей новой книге под названием "никак"
Олег Залялов
27.05.23 20:06
Как это должно работать? Я должен каждого, кому даю контакт, сразу предупреждать, что в не хочу слушать голосовые сообщения? А если кто-то передает мой контакт третьим лицам?
Pavel Gusev
29.12.23 18:14
Всегда игнорирую голосовые. В итоге мне их перестали отправлять. Но есть исключение. Один из друзей всегда за рулём, поэтому его сообщения слушаю.
Читать все комментарии