Осторожно, вредители! Что такое грифинг в онлайн-играх

Разбираемся, почему некоторые геймеры саботируют игровой процесс и ведут себя как капризные дети.

Представьте, что вы играете в Counter-Strike. Финальный раунд, вам нужно одолеть всего пару врагов, и победа в кармане! Вдруг кто-то из команды специально кидает вам под ноги светошумовую гранату. Вы ослеплены, дезориентированы и очень злы, ведь катку слил свой же. Это и есть грифинг.

Как глупый пранк привёл к появлению самого ненавистного поведения в гейминге

Изображение: Gorodenkoff / Shutterstock

Английское слово grief означает «‎горе». Возможно, для непосвящённого человека это звучит как эмоциональное преувеличение, но заядлые геймеры действительно считают просочившегося в команду грифера поводом для сильной грусти. К тому же историю, которая положила начало этому явлению, сегодня сложно назвать весёлой.

В 1993 году студент Нью-Йоркского университета с ником Мистер Бангл решил разыграть игроков LambdaMOO. В то время онлайн-развлечения не могли похвастаться чётким изображением, поэтому пользователи взаимодействовали с помощью текста. Мистер Бангл влез в код и принудил аватары нескольких игроков выдавать описания грубых действий сексуального характера, которые они делали бы друг с другом в реальной жизни. «Весельчак» развлекался так пару часов, пока его не забанили. Шутку никто не оценил. Позже одна из жертв скажет, что в тот вечер писала гневные сообщения с требованием навсегда удалить Мистера Бангла из LambdaMOO с «посттравматическими слезами на лице».

После этого случая троллинг в киберпространстве начал набирать обороты. А сам термин «грифер» по отношению к таким персонажам, как Мистер Бангл, геймеры стали применять в 1997 году, после выхода массовой многопользовательской ролевой онлайн-игры Ultima Online.

Как действуют гриферы и зачем им это нужно

Грифинг отличается от обычного соревнования между пользователями тем, что такие люди портят процесс без всякой выгоды для себя. Конкретные действия зависят от возможностей геймплея. Например, в Minecraft можно разрушать чужие постройки, в World of Warcraft — насылать сильных врагов на персонажей, в Counter-Strike — нападать на сокомандников. Цель всегда одна — обратить на себя внимание и вызвать у нормальных игроков негативные эмоции.

Грифинг включает в себя не только действия, но и общение внутри игры или на форумах. Например, такие люди могут без причины оскорблять тиммейтов или специально бегать за новичками по локациям, чтобы спровоцировать конфликт. К слову, неопытные игроки чаще всего и становятся жертвами нападок троллей. На онлайн-форуме The Second Life Herald было опубликовано интервью некой Эванджелин, игрока в The Sims Online, которая стала символом менталитета грифера. Она описывала своё поведение так.

Новички такие отвратительные. Они проклятие моей «симсовой» жизни. Я сажаю их в клетку, как зверушек, и заставлю людей смеяться над ними.

Психологи считают, что единственная причина грифинга — внутренняя агрессия онлайн-троллей. Например, Олеся Васильева в рамках шоу «Киберэтика» объяснила, что таким образом гриферы пытаются высвободить скопившиеся внутри них негативные эмоции.

Это похоже на поведение маленьких детей, которые ведут себя плохо, чтобы на них обратили внимание. <...> Грифер не соревнуется в игре на равных и по общим правилам. Он выбирает роль провокатора, благодаря которой его точно заметят и будут обсуждать.

Почему гриферы опасны

Изображение: Daniskim / Shutterstock

Онлайн-тролли могут нанести гораздо более серьёзный урон, чем просто испорченное настроение других пользователей. Одна из громких историй реального ущерба произошла в Eve Online. Группа гриферов долго втиралась в доверие к команде, после чего ограбила их игровые активы и уничтожила линкор — люди годами собирали эти ачивки и тратили на них реальные деньги.

Атака гриферов способна опустошить не только кошельки игроков, но и счета гейм-студии. Так, по оценкам IT GlobalSecure, 25% обращений клиентов в службу поддержки являются результатом грифинга. Чтобы обрабатывать их оперативно, компании должны нанимать отдельный штат ассистентов и модераторов. Для игры со скромным бюджетом такие затраты могут стать решающим фактором между успехом и провалом.

Крупные компании стараются бороться с проявлениями грифинга. Например, когда известный стример Asmongold принял участие в забеге WoW Classic Hardcore и подвергся атаке троллей, Blizzard навсегда забанила всех, кто мешал прохождению игры. Даже сам Asmongold удивился скорости и жёсткости блокировок. А Rockstar компенсировала миллион долларов внутриигровых денег в Grand Theft Auto Online геймеру, который стал жертвой грифера.

Предотвращением подобных ситуаций занимаются и внутриигровые сообщества. Например, они ведут чёрные списки недобросовестных пользователей. В некоторых популярных проектах даже действуют «самоуправляемые правительства», где администраторов из числа игроков назначают разработчики. Подобное решение выгодно студиям: когда игроки сами следят за порядком, то платить за это нанятым людям не нужно.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Dean Drobot / Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Vladimir Konev
09.11.23 15:33
EVE online - довольно странный пример. Такие "фокусы" там- просто часть игрового процесса.