Потребительские колонки для игр и домашнего прослушивания MP3 обычно не подходят для монтажа видео, сведения треков или подкастов из-за необъективности звука. Такая акустика может выдавать слишком много басов или иметь неочевидные провисы в самых непредсказуемых частотных интервалах.

Звук хороших мониторов должен быть честным и сбалансированным на всём активном диапазоне частот, чтобы после сведения композиция разборчиво и приятно звучала и в наушниках, и в динамиках ноутбука. Профессиональные мониторы, отвечающие этим требованиям, стоят десятки тысяч рублей за штуку и занимают много места.

В этом году JBL представил One Series 104 — колонки категории «просьюмер», которые  находятся между любительскими и профессиональными товарами. Они стоят и выглядят как домашние, но при этом отвечают высоким требованиям к чистоте звука. Мы протестировали их в редакции, чтобы разобраться, как они звучат и кому пригодятся.

Технические характеристики

Акустическое оформление Фазоинвертор
Устройство 4,5-дюймовый вуфер + 0,75-дюймовый твиттер
Максимальное звуковое давление 104 дБ
Частотный диапазон 60 Гц–20 кГц
Мощность усилителя 60 Вт (по 30 Вт на каждый динамик)
Отношение сигнал/шум 75 дБ
Материал корпуса ABS-пластик
Габариты 247 × 153 × 124 мм
Вес 4 кг (пара)
Комплект Две колонки

Комплектация

В комплекте колонки, двужильный кабель для их соединения, шнуры питания с евро- и американской вилкой, кабель RCA–minijack и инструкция.

Колонки JBL One Series 104: комплектация

Это всё, что необходимо для подключения колонок к плееру, ноутбуку или смартфону.

Дизайн

Колонки весят чуть меньше четырёх килограммов, занимают немного пространства на столе и помещаются в рюкзак. Это значит, что их можно взять с собой в выездную сессию или долгий отпуск.

JBL One Series 104: пластиковый корпус

Основная часть корпуса выполнена из матового ударопрочного пластика чёрного цвета. На передней части колонок находятся металлические решётки, за которыми видно диффузоры динамиков, и логотип JBL размером с почтовую марку. Ничего лишнего.

Колонки JBL One Series 104: решётка

JBL One Series 104 выглядят как стильные и дорогие, но домашние колонки. Благодаря скромным габаритам и обтекаемой форме они вписываются в интерьер обычной комнаты с книжками и домашними растениями.

Колонки One Series 104 в интерьере

Порты и управление

Правая колонка главная — все интерфейсы сосредоточены на ней.

One Series 104: интерфейсы

Вот что расположено на задней части корпуса:

  • RCA-входы для небалансного подключения устройств. Популярный интерфейс, в просторечии — «тюльпан». В качестве источников звука, используемых с таким интерфейсом, обычно выступает потребительская техника: ноутбуки, смартфоны, плееры, телевизоры. Шнур с minijack-штекером на другом конце идёт в комплекте.
  • TRS-разъёмы для балансного подключения. В теории при таком соединении уменьшается количество наводок от электросети, но на практике в домашних условиях паразитных шумов и так не будет. Кабеля для TRS-интерфейса в комплекте нет. Покупать его имеет смысл, если вы слушаете аудио с профессионального устройства.
  • Зажимы для двужильного кабеля, который соединяет колонки между собой (такие же есть на левой колонке).
  • Кнопка питания.
  • Вход для кабеля питания.

Спереди находится 20-позиционный переключатель громкости с приятной отдачей и симпатичной подсветкой. Под ним расположен AUX-вход и гнездо для наушников. Оно не дополнительное — при его использовании звук из колонок отключается.

JBL One Series 104: интерфейсы

Эквалайзера нет — чтобы подкорректировать частоты, придётся воспользоваться настройками источника звука.

Звук

JBL One Series 104 не стоит сравнивать с полноценными студийными мониторами, но кое-что от профессионального оборудования они всё-таки взяли — например, чистоту и объективность звука.

Объективность выражается в достаточно ровном графике АЧХ на всём задействованном промежутке. Это значит, что музыка в них звучит более-менее честно — без перекосов на верхних или нижних частотах, которые для «вкусноты» звучания часто задирают на домашней технике. Поэтому JBL One Series 104 подходят для создания музыки, редактирования аудио для видеоблогов и сведения подкастов.

Чистоту же звучания можно охарактеризовать как повышенную разборчивость: при работе над звуком очень важно, чтобы динамики быстро отрабатывали аудиосигнал, позволяя слышать все звуки независимо и различать, над какими фрагментами ещё необходима работа.

В каждой колонке установлен коаксиальный динамик, включающий 4,5-дюймовый низко- и среднечастотник с бумажным диффузором и купольный тканевый твиттер с диаметром 0,75 дюйма. Мощность системы — 60 Вт, по 30 Вт на каждый из динамиков. Запас громкости для домашней акустики достаточный, пиковое звуковое давление — 104 дБ. При максимальной громкости (на которой вы вряд ли будете слушать музыку, сидя за компьютером) искажений мы не заметили.

JBL One Series 104: динамик

4,5-дюймовые динамики физически не могут обеспечить полноценный баланс звука без провиса в низких частотах, поэтому за усиление басов в JBL One Series 104 отвечают отверстия фазинверторов сзади колонок. И тут важно правильно выстроить сцену:

  • JBL One Series 104 должны стоять на равном удалении и быть направлены на пользователя — потенциал звука раскрывается, когда колонки «смотрят» на человека за столом.
  • Динамики должны быть расположены на уровне ушей. Всё потому же — чем звук направленнее, тем полноценнее.
  • Колонки должны стоять перед стенкой. Нехватка частот до 100 Гц из динамиков компенсируется рассеиванием звуковых волн из отверстий фазоинверторов. Чтобы звук не уходил в никуда, позади JBL One Series 104 должна быть поверхность, от которой звук будет отражаться и возвращаться в комнату.

Колонки JBL One Series 104: расположение

JBL One Series 104 требовательны к размещению в пространстве, но если вы всё сделаете правильно, то получите объективный и мощный звук. Из колонок, которые меньше традиционных мониторов в 1,5–2 раза.

Тест Лайфхакера

Чтобы окончательно убедиться в приведённых тезисах, мы послушали несколько треков в разных жанрах. В качестве аудиоустройства использовался Macbook Pro 2011 года выпуска, в качестве плеера — стриминговый сервис Spotify с музыкой в формате OGG Vorbis и с битрейтом 320 Кбит/с.

Воздух и динамика: Florence + The Machine — Delilah

Это полноценный трек, не перенасыщенный инструментами и дополнительными партиями. В нём есть лёгкость, воздушность, точность и минимализм, а развивается композиция постепенно. Если на первых секундах вокал дополняется клавишными аккордами, то к середине трека уже танцевальный ритм поддерживают ударные, тамбурин, бас и едва заметные синтезаторы.

JBL One Series 104 сохранили воздух и пространство композиции, задуманное звукорежиссёром, и одинаково хорошо проявили себя как во вступлении, так и в развитии трека. Придраться не к чему.

Проработка сцены и звук в стерео: Pink Floyd — Money

Этот трек играет с панорамой так, как ему заблагорассудится: инструменты и сэмплы находят своё место не только в левом или правом канале, но и на разных расстояниях от слушателя.

Здесь тест был быстрым: с JBL One Series 104 трюки Pink Floyd работают. Я слышу, что клавишные и хай-хэт звучат рядом со мной, а крэш — где-то далеко. Могу прикинуть расстояние в метрах до кассовых машин, звуки которых раздаются то слева, то справа.

Атака и затухания: Chemical Brothers — Das Spiegel

Трек с неожиданно вступающими и также неожиданно заканчивающимися звуками инструментов, резким малым барабаном и клэпами.

Das Spiegel звучит так же отрывисто, как и должен, не теряя ни в динамике, ни в чёткости.

Одновременное звучание низких и высоких частот: Vince Guaraldi Trio — O Tannenbaum

Рождественский немецкий гимн, а точнее его джазовая версия, адаптированная Винсом Гуаральди для мультфильма «Чарли Браун и Рождество». Здесь звучат минималистичные барабаны, партии клавишных то и дело заходят в область верхних регистров, контрабас играет так низко, как и должен играть контрабас.

Низкие гуляющие ноты контрабаса звучат чётко и читаемо. При этом нисколько не напрягают и отрывистые высокие ноты клавишных в середине композиции. Подтверждается тезис об универсальности колонок при условии, что музыка правильно сведена изначально.

Экстремальные басы: Tyler, The Creator — Who Dat Boy

Хип-хоп-трек со звуками бас-бочки Roland TR-808. Легендарной драм-машине скоро исполнится сорок, но, кажется, более качающих звуков баса ещё не придумали.

Всё здесь находится на своём месте, но именно этому треку не помешал бы дополнительный сабвуфер. Из-за своих размеров колонки не могут «качнуть» нужное количество воздуха, чтобы мы почувствовали самые низкие частоты в полном объёме, хотя все звуки чётко распознаются. Если вы слушаете только трэп и хип-хоп и любите, чтобы басило, к колонкам лучше докупить низкочастотник.

Баланс в разных частотах и звук в стерео: The Mars Volta — Cicatriz ESP

Это 12,5-минутный трек то уходящий почти в полную тишину, то задействующий десятки инструментальных дорожек — иногда шумных и диссонансных. Такую музыку просто нельзя слушать на чём попало.

Обошлось без каши и какофонии. На моментах, где играет сразу всё, мне чуть не хватило частот в нижней середине диапазона, но я оправдываю это нюансами сведения.

Вывод: колонки отлично проявляют себя в проработке сцены, детальности, динамике и частотном балансе. С ними приятно слушать почти любые треки, а лично я бы мог выбрать такую акустику в качестве домашних мониторов для записи музыки и работы с голосом — оплошности звукорежиссёра в них заметны.

Кому подойдут JBL One Series 104

Колонки JBL One Series 104 в интерьере

JBL One Series 104 не играют в одном поле с большими студийными мониторами. Они берут другим: компактностью, малым весом и непритязательностью к источникам, сохраняя при этом сбалансированное и детальное звучание. Звукорежиссёру с большой студией и профессиональным оборудованием нужно что-то посерьёзнее. А вот кому эти колонки могут подойти:

  • музыкантам для записи «демок» и в качестве мониторов для студии «на выезде»;
  • блогерам и подкаст-ведущим для обработки голоса и микширования дорожек;
  • кому угодно для игр, просмотра фильмов и прослушивания музыки за компьютером.

Узнать больше