Компактный размер и чистый звук. Что ещё хорошего в колонках JBL One Series 104
Потребительские колонки для игр и домашнего прослушивания MP3 обычно не подходят для монтажа видео, сведения треков или подкастов из-за необъективности звука. Такая акустика может выдавать слишком много басов или иметь неочевидные провисы в самых непредсказуемых частотных интервалах.
Звук хороших мониторов должен быть честным и сбалансированным на всём активном диапазоне частот, чтобы после сведения композиция разборчиво и приятно звучала и в наушниках, и в динамиках ноутбука. Профессиональные мониторы, отвечающие этим требованиям, стоят десятки тысяч рублей за штуку и занимают много места.
В этом году JBL представил One Series 104 — колонки категории «просьюмер», которые находятся между любительскими и профессиональными товарами. Они стоят и выглядят как домашние, но при этом отвечают высоким требованиям к чистоте звука. Мы протестировали их в редакции, чтобы разобраться, как они звучат и кому пригодятся.
Технические характеристики
Акустическое оформление | Фазоинвертор |
Устройство | 4,5-дюймовый вуфер + 0,75-дюймовый твиттер |
Максимальное звуковое давление | 104 дБ |
Частотный диапазон | 60 Гц–20 кГц |
Мощность усилителя | 60 Вт (по 30 Вт на каждый динамик) |
Отношение сигнал/шум | 75 дБ |
Материал корпуса | ABS-пластик |
Габариты | 247 × 153 × 124 мм |
Вес | 4 кг (пара) |
Комплект | Две колонки |
Комплектация
В комплекте колонки, двужильный кабель для их соединения, шнуры питания с евро- и американской вилкой, кабель RCA–minijack и инструкция.
Это всё, что необходимо для подключения колонок к плееру, ноутбуку или смартфону.
Дизайн
Колонки весят чуть меньше четырёх килограммов, занимают немного пространства на столе и помещаются в рюкзак. Это значит, что их можно взять с собой в выездную сессию или долгий отпуск.
Основная часть корпуса выполнена из матового ударопрочного пластика чёрного цвета. На передней части колонок находятся металлические решётки, за которыми видно диффузоры динамиков, и логотип JBL размером с почтовую марку. Ничего лишнего.
JBL One Series 104 выглядят как стильные и дорогие, но домашние колонки. Благодаря скромным габаритам и обтекаемой форме они вписываются в интерьер обычной комнаты с книжками и домашними растениями.
Порты и управление
Правая колонка главная — все интерфейсы сосредоточены на ней.
Вот что расположено на задней части корпуса:
- RCA-входы для небалансного подключения устройств. Популярный интерфейс, в просторечии — «тюльпан». В качестве источников звука, используемых с таким интерфейсом, обычно выступает потребительская техника: ноутбуки, смартфоны, плееры, телевизоры. Шнур с minijack-штекером на другом конце идёт в комплекте.
- TRS-разъёмы для балансного подключения. В теории при таком соединении уменьшается количество наводок от электросети, но на практике в домашних условиях паразитных шумов и так не будет. Кабеля для TRS-интерфейса в комплекте нет. Покупать его имеет смысл, если вы слушаете аудио с профессионального устройства.
- Зажимы для двужильного кабеля, который соединяет колонки между собой (такие же есть на левой колонке).
- Кнопка питания.
- Вход для кабеля питания.
Спереди находится 20-позиционный переключатель громкости с приятной отдачей и симпатичной подсветкой. Под ним расположен AUX-вход и гнездо для наушников. Оно не дополнительное — при его использовании звук из колонок отключается.
Эквалайзера нет — чтобы подкорректировать частоты, придётся воспользоваться настройками источника звука.
Звук
JBL One Series 104 не стоит сравнивать с полноценными студийными мониторами, но кое-что от профессионального оборудования они всё-таки взяли — например, чистоту и объективность звука.
Объективность выражается в достаточно ровном графике АЧХ на всём задействованном промежутке. Это значит, что музыка в них звучит более-менее честно — без перекосов на верхних или нижних частотах, которые для «вкусноты» звучания часто задирают на домашней технике. Поэтому JBL One Series 104 подходят для создания музыки, редактирования аудио для видеоблогов и сведения подкастов.
Чистоту же звучания можно охарактеризовать как повышенную разборчивость: при работе над звуком очень важно, чтобы динамики быстро отрабатывали аудиосигнал, позволяя слышать все звуки независимо и различать, над какими фрагментами ещё необходима работа.
В каждой колонке установлен коаксиальный динамик, включающий 4,5-дюймовый низко- и среднечастотник с бумажным диффузором и купольный тканевый твиттер с диаметром 0,75 дюйма. Мощность системы — 60 Вт, по 30 Вт на каждый из динамиков. Запас громкости для домашней акустики достаточный, пиковое звуковое давление — 104 дБ. При максимальной громкости (на которой вы вряд ли будете слушать музыку, сидя за компьютером) искажений мы не заметили.
4,5-дюймовые динамики физически не могут обеспечить полноценный баланс звука без провиса в низких частотах, поэтому за усиление басов в JBL One Series 104 отвечают отверстия фазинверторов сзади колонок. И тут важно правильно выстроить сцену:
- JBL One Series 104 должны стоять на равном удалении и быть направлены на пользователя — потенциал звука раскрывается, когда колонки «смотрят» на человека за столом.
- Динамики должны быть расположены на уровне ушей. Всё потому же — чем звук направленнее, тем полноценнее.
- Колонки должны стоять перед стенкой. Нехватка частот до 100 Гц из динамиков компенсируется рассеиванием звуковых волн из отверстий фазоинверторов. Чтобы звук не уходил в никуда, позади JBL One Series 104 должна быть поверхность, от которой звук будет отражаться и возвращаться в комнату.
JBL One Series 104 требовательны к размещению в пространстве, но если вы всё сделаете правильно, то получите объективный и мощный звук. Из колонок, которые меньше традиционных мониторов в 1,5–2 раза.
Тест Лайфхакера
Чтобы окончательно убедиться в приведённых тезисах, мы послушали несколько треков в разных жанрах. В качестве аудиоустройства использовался Macbook Pro 2011 года выпуска, в качестве плеера — стриминговый сервис Spotify с музыкой в формате OGG Vorbis и с битрейтом 320 Кбит/с.
Воздух и динамика: Florence + The Machine — Delilah
Это полноценный трек, не перенасыщенный инструментами и дополнительными партиями. В нём есть лёгкость, воздушность, точность и минимализм, а развивается композиция постепенно. Если на первых секундах вокал дополняется клавишными аккордами, то к середине трека уже танцевальный ритм поддерживают ударные, тамбурин, бас и едва заметные синтезаторы.
JBL One Series 104 сохранили воздух и пространство композиции, задуманное звукорежиссёром, и одинаково хорошо проявили себя как во вступлении, так и в развитии трека. Придраться не к чему.
Проработка сцены и звук в стерео: Pink Floyd — Money
Этот трек играет с панорамой так, как ему заблагорассудится: инструменты и сэмплы находят своё место не только в левом или правом канале, но и на разных расстояниях от слушателя.
Здесь тест был быстрым: с JBL One Series 104 трюки Pink Floyd работают. Я слышу, что клавишные и хай-хэт звучат рядом со мной, а крэш — где-то далеко. Могу прикинуть расстояние в метрах до кассовых машин, звуки которых раздаются то слева, то справа.
Атака и затухания: Chemical Brothers — Das Spiegel
Трек с неожиданно вступающими и также неожиданно заканчивающимися звуками инструментов, резким малым барабаном и клэпами.
Das Spiegel звучит так же отрывисто, как и должен, не теряя ни в динамике, ни в чёткости.
Одновременное звучание низких и высоких частот: Vince Guaraldi Trio — O Tannenbaum
Рождественский немецкий гимн, а точнее его джазовая версия, адаптированная Винсом Гуаральди для мультфильма «Чарли Браун и Рождество». Здесь звучат минималистичные барабаны, партии клавишных то и дело заходят в область верхних регистров, контрабас играет так низко, как и должен играть контрабас.
Низкие гуляющие ноты контрабаса звучат чётко и читаемо. При этом нисколько не напрягают и отрывистые высокие ноты клавишных в середине композиции. Подтверждается тезис об универсальности колонок при условии, что музыка правильно сведена изначально.
Экстремальные басы: Tyler, The Creator — Who Dat Boy
Хип-хоп-трек со звуками бас-бочки Roland TR-808. Легендарной драм-машине скоро исполнится сорок, но, кажется, более качающих звуков баса ещё не придумали.
Всё здесь находится на своём месте, но именно этому треку не помешал бы дополнительный сабвуфер. Из-за своих размеров колонки не могут «качнуть» нужное количество воздуха, чтобы мы почувствовали самые низкие частоты в полном объёме, хотя все звуки чётко распознаются. Если вы слушаете только трэп и хип-хоп и любите, чтобы басило, к колонкам лучше докупить низкочастотник.
Баланс в разных частотах и звук в стерео: The Mars Volta — Cicatriz ESP
Это 12,5-минутный трек то уходящий почти в полную тишину, то задействующий десятки инструментальных дорожек — иногда шумных и диссонансных. Такую музыку просто нельзя слушать на чём попало.
Обошлось без каши и какофонии. На моментах, где играет сразу всё, мне чуть не хватило частот в нижней середине диапазона, но я оправдываю это нюансами сведения.
Вывод: колонки отлично проявляют себя в проработке сцены, детальности, динамике и частотном балансе. С ними приятно слушать почти любые треки, а лично я бы мог выбрать такую акустику в качестве домашних мониторов для записи музыки и работы с голосом — оплошности звукорежиссёра в них заметны.
Кому подойдут JBL One Series 104
JBL One Series 104 не играют в одном поле с большими студийными мониторами. Они берут другим: компактностью, малым весом и непритязательностью к источникам, сохраняя при этом сбалансированное и детальное звучание. Звукорежиссёру с большой студией и профессиональным оборудованием нужно что-то посерьёзнее. А вот кому эти колонки могут подойти:
- музыкантам для записи «демок» и в качестве мониторов для студии «на выезде»;
- блогерам и подкаст-ведущим для обработки голоса и микширования дорожек;
- кому угодно для игр, просмотра фильмов и прослушивания музыки за компьютером.