Как часто надо менять антифриз и как это делать

Что такое антифриз и зачем он нужен
Антифриз — это важная жидкость в системе охлаждения автомобиля. Она помогает мотору не перегреться и не замёрзнуть, курсируя по системам двигателя и поддерживая его оптимальную температуру. Кроме того, состав защищает силовой агрегат от коррозии и накипи, а также сохраняет резиновые и пластиковые детали, не давая им высохнуть или потрескаться.
Из-за спирта в составе жидкость не замерзает на морозе и не закипает на жаре.
Антифриз ещё иногда называют тосолом, это одно и то же. Антифриз — от английского antifreeze — «противообледенитель». До того как это слово вошло в обиход, охлаждающую жидкость именовали ТОСол — сокращение от «Технологии органического синтеза», где состав разработали, и окончание ‑ол, обозначающее спирт в химии.
Почему нужно менять антифриз в машине
На это есть несколько причин:
- Потеря эффективности. По мере эксплуатации антифриз может загрязняться и снижать свою способность к теплоотведению. То есть двигатель может перегреться, а продолжать движение с кипящим мотором не получится.
- Коррозия и отложения. В жидкость могут попасть ржавчина и другие примеси, что увеличивает риск повреждений системы охлаждения и ухудшает её работу. А сами кусочки отложений, курсирующие по системе, могут повредить термостат или забить радиатор. Это приведёт к снижению мощности мотора, повышенному расходу топлива, а в дальнейшем — к поломке.
- Изменение температуры замерзания. Со временем состав может терять свои антифризные свойства, что увеличивает риск замерзания жидкости в холодную погоду. Это означает, что машина не сможет завестись в мороз.
Как часто нужно менять антифриз
Рекомендации по замене антифриза могут варьироваться в зависимости от типа жидкости и условий эксплуатации автомобиля. В общем, можно выделить несколько основных правил.
- Обычно рекомендуется менять антифриз каждые 2–4 года. Более точный срок можно найти в руководстве пользователя автомобиля.
- При экстремальных условиях эксплуатации может потребоваться более частая замена. Например, при ежедневном стоянии в пробках, поездках по бездорожью или в сложных климатических условиях.
Проверять уровень охлаждающей жидкости необходимо при каждом техобслуживании. Если он ниже минимальной отметки, то стоит долить или заменить антифриз.
Как понять, что антифриз пора менять
Существует несколько признаков, которые могут свидетельствовать о необходимости обновить охлаждающую жидкость.
- Изменение цвета антифриза. Если он стал мутным или просто изменил цвет, это может указывать на загрязнение.
- Накипь и коррозия. Видимые отложения или ржавчина в резервуаре — это знак, что антифриз достиг предела своей эффективности.
- Постоянный перегрев двигателя. Если температура мотора регулярно превышает норму, это может происходить из-за того, что эффективность охлаждения антифризом снизилась. Об этом скажет стрелка на индикаторе рабочей температуры двигателя или лампочка с термометром на приборной панели.

Как выбрать антифриз
Типы жидкости можно различить по цвету. Чтобы автомобилистам было удобнее ориентироваться, в состав добавляют красители. Как правило, это:
- зелёный — G11;
- розовый или красный — G12;
- жёлтый или фиолетовый — G13.
Смешивать разные типы антифризов не рекомендуется, они не всегда сочетаются друг с другом. Из-за этого в системе может образоваться осадок, который приведёт к перегреву мотора, разрушению резиновых деталей и появлению ржавчины.

Необходимо запомнить, какой нужен вашей машине. Но лучше уточнить это в спецификации автомобиля и производителя антифриза, потому что в цветовой палитре могут быть исключения.
Особенно это касается машин, привезённых по параллельному импорту. Важно, для какого рынка был выпущен антифриз. G‑классы могут различаться в зависимости от производителя, региона и даже континента. Например, антифризы для африканских автомобилей меньше защищают от морозов, а больше от жары. И придётся разобраться в том, какая жидкость положена машине для эксплуатации в Дубае или в Якутии.
Чтобы понимать, чем они отличаются друг от друга, кроме цвета, нужно разобраться в составах.
- Традиционные, или неорганические антифризы. Такие создавали в Советском Союзе, поэтому подходят только для старых машин. Жидкость приходится часто менять, потому что срок службы очень ограничен — менее двух лет. У таких составов даже нет G‑маркировки.
- Органические, или карбоксилатные антифризы. Обычно обозначаются значком G12 или G12+. Такие подходят для современных алюминиевых двигателей и работают до пяти лет.
- Гибридные антифризы. В составе такой жидкости есть и органические, и неорганические кислоты. Обозначаются пометкой G11. Работают около трёх лет.
- Лобридные антифризы. Это тоже смешанный тип с органической основой и минеральными присадками. Обозначаются как G12++ или G13. Обычно используются в самых современных и мощных машинах. Служат до 10 лет.
Как самостоятельно заменить антифриз
Охлаждающая жидкость заливается в бачок, который находится под капотом. Перед заменой лучше прочитать инструкцию по эксплуатации автомобиля. Если вы не уверены в своих силах, мы рекомендуем обратиться в специализированный сервис.
При замене нужно соблюдать правила безопасности и использовать перчатки. Антифриз — это ядовитый химикат, нельзя допустить, чтобы он попал на кожу.
Что понадобится
- Средства защиты;
- ключ, чтобы открутить сливной кран;
- контейнер для сбора старой жидкости;
- дистиллированная вода;
- средство для промывки системы — опционально;
- новый антифриз.
Как делать
Для корректной замены необходимо следовать определённому алгоритму, чтобы избежать проблем с перегревом двигателя или коррозией элементов системы. Пошаговой инструкцией поделился Александр Коротков.
1. Откройте капот. Менять антифриз нужно на холодном двигателе. Это поможет избежать ожогов.
2. Слейте старый антифриз. Для этого откройте сливной кран радиатора, если он предусмотрен конструкцией, или снимите нижний патрубок системы охлаждения. Подставьте ёмкость для сбора жидкости, чтобы предотвратить разлив в почву, так как антифриз токсичен. Дайте ему полностью стечь в контейнер.

3. Промойте систему дистиллированной водой, чтобы удалить остатки старого антифриза: они могут содержать осадок и продукты разложения жидкости. Если вы собираетесь заливать другой тип антифриза или если в бачке визуально заметны отложения, то сначала используйте специализированные средства для промывки системы. А затем уже промойте её дистиллированной водой, чтобы полностью удалить их следы.

4. Залейте новый антифриз через расширительный бачок (или заливную горловину радиатора), соблюдая рекомендации производителя автомобиля по уровню и типу жидкости. Действуйте медленно, чтобы не образовалась воздушная пробка.
5. Запустите двигатель. Дайте ему поработать несколько минут на холостом ходу. Одновременно проверяйте уровень антифриза. Жидкость должна находиться между отметками минимума и максимума, риски нанесены на бачке для антифриза. При необходимости долейте.
Лучшие предложения
15 ужасных товаров для Хеллоуина
Эти средства с распродажи корейской косметики вы захотите применять каждый день
Забираем топовый iPhone 17 Pro Max со скидкой 31%
Быстрая зарядка от Baseus для всех вилок и розеток — со скидкой 64%
Надо брать: зимние кроссовки от RAX со скидкой 67%
Популярный стайлер от Tuvio купили 65 тысяч раз. Сейчас на него скидка 66%
Dreame отдают робот-пылесос со станцией самоочистки со скидкой 49%
42 действительно нужных товара со скидками до 69% на AliExpress
Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства
Испечь хлеб и приготовить улиток: чему можно научиться на фермах в России
От традиций к инновациям: 8 перспективных профессий современного сельского хозяйства
Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга