Как наш мозг принимает решения и зачем ему соцсети: объясняет биолог Вячеслав Дубынин

Наша внутренняя нейросеть стремится выбрать самое эффективное действие. Но её нужно контролировать, чтобы не наломать дров.

С 1 по 9 июля в парке «Музеон» проходит медиафестиваль «Твоя Москва». Там можно погулять, завести новые знакомства или просто хорошо провести время. А ещё — послушать интересные лекции.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Например, 8 и 9 июля спикеры будут рассказывать об искусственном интеллекте и развитии нейросетей, а также о том, что такое этикет современного москвича и зачем он нужен. Смотрите расписание на текущую неделю и выбирайте самые интересные темы.

А в прошлые выходные в интерактивном лектории говорили о том, как мы думаем, пишем и общаемся. Профессор биофака МГУ Вячеслав Дубынин рассказал, как наш мозг принимает решения и почему мы так любим зависать в соцсетях или играть, вместо того чтобы заниматься полезными делами. Мы сделали для вас конспект лекции.

Вячеслав Дубынин
Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биофака МГУ

В человеческом мозге около 90 миллиардов нейронов, которые связаны друг с другом. По многочисленным каналам они передают и принимают самые разные сигналы. Нейросети нашего основного органа по сложности не уступают сегодняшнему глобальному интернету.

А в центре психических функций у каждого из нас находится блок принятия решений. Он анализирует многочисленные потоки информации и делает выбор, как нам стоит поступить в той или иной ситуации, чтобы получить нужный результат. Разберёмся, как работает этот центр.

К действиям нас толкают потребности

Именно они побуждают нас встать с дивана и начать делать хоть что‑нибудь. Можно выделить три основные группы человеческих потребностей:

  • Биологические, или витальные. Это еда и безопасность. А ещё — поддержание постоянной температуры тела при изменении внешних условий, экономия сил, восстановление ресурсов, которые истощились.
  • Социальные. Здесь всё, что связано с размножением — это самая базовая функция. Кроме неё нам важна иерархия и возможность стать лидером. В базовых настройках нашей нервной системы есть сочувствие, сострадание и общая радость — за это отвечают зеркальные нейроны.
  • Необходимые для саморазвития. Именно благодаря им мы учимся, тренируемся и стремимся преодолевать препятствия и стать лучше, чем были.

Если получилось удовлетворить потребность, мы испытываем положительные эмоции. Они включают механизм памяти, и в коре больших полушарий откладывается информация: вот эта схема оказалась рабочей, она привела к успеху. Значит, нужно её закрепить и воспроизводить, когда возникнет похожая ситуация.

Если что‑то пошло не так, то возникают сильные отрицательные эмоции, и в памяти откладывается: так делать не нужно, будет плохо. Именно этой информацией пользуется центр принятия решений, когда приходит время делать выбор.

В процессе эволюции в мозге закрепились три важные программы, которые помогают удовлетворить все наши потребности. Вот они: стоит быть любопытным и узнавать что‑то новое, необходимо быть устойчивым к стрессу, нужно уметь взаимодействовать с другими людьми. Когда мы реализуем каждую программу, вырабатываются нейромедиаторы — определённые вещества, которые и отвечают за положительные эмоции.

Нейромедиаторы помогают нам почувствовать, что мы всё делаем правильно

Есть три вещества, которые очень нужны человеческому мозгу: дофамин, норадреналин и окситоцин. Наш главный орган готов воспроизводить сценарии, в которых вырабатываются эти нейромедиаторы.

Дофамин — награда за удовлетворение любопытства

Эволюция научила нас быть любознательными. Это важно, потому что чем больше информации об окружающем мире соберёт человек или группа, тем лучше они смогут приспособиться к условиям жизни. Они узнают, например, где можно взять еду и куда спрятаться от дождя. А также вовремя поймут, не опасны ли для них какие‑то изменения, которые произошли неподалёку от места их обитания.

Поэтому мы испытываем положительные эмоции, когда узнаём хоть что‑нибудь новое. За них отвечает дофамин. Это вещество вырабатывается, когда мы двигаемся, буквально идём ногами к какому‑то неизвестному объекту. А ещё — когда узнаём что‑то, раньше нам неизвестное.

Но бывает, что мы используем потребность в новой информации очень неэффективно. Например, часами листаем ленту соцсетей.

Вы вошли в Сеть и начинаете собирать новости, смешные картинки. Полчаса смотрите, как кто‑то нарезает огурцы, и при этом даже сами не попробовали нарезать эти самые огурцы. Зашли на пять минут — вышли через два часа. Что это было? Вы собирали дешёвый дофамин.

Вячеслав Дубынин

Лучше, конечно, добывать его в других местах — там, где мы можем узнать что‑то действительно для нас важное. А потом — применить эти знания на практике.

Норадреналин — радость от преодоления препятствий

Этот нейромедиатор связан со стрессом. Сейчас почти у каждого это слово вызывает лишь отрицательные ассоциации. Но в биологии в этом понятии нет никакого негатива. Стресс — это повышенная активность и напряжение нервной системы и всего организма.

Он возникает, когда нам нужно преодолеть сложное препятствие. Мы включаемся полностью и тратим за пять минут больше сил, чем обычно за час. Но эти нагрузки позволяют нам победить, оказаться на высоте — и испытать прилив радости.

Чтобы такой рывок был возможен, в организме вырабатывается норадреналин. Он повышает давление и заставляет сердце биться чаще. А для мозга это нейромедиатор, который ускоряет процессы мышления, помогает работать быстрее, лучше учиться и запоминать информацию.

Если стресс короткий, то у нас возникает масса положительных эмоций — это и азарт, и предвкушение победы, и ощущение «я молодец». За все эти чувства отвечает именно норадреналин. Его количество всегда индивидуально.

Поэтому некоторые всегда ищут препятствия и стремятся к новым схваткам и победам. А другие живут гораздо спокойнее — им не нужно столько норадреналина. Но в любом случае стоит запомнить: этот нейромедиатор приносит радостные эмоции лишь при кратковременном стрессе, а не при хроническом.

Норадреналин мы тоже иногда добываем не совсем легальными способами. Например, вместо решения реальных проблем часами сидим за компьютерными играми.

Вы можете преодолевать препятствия ради препятствий, собирать норадреналин — играть. Да, положительные эмоции есть, а польза какая для мозга? Конечно, если вы профессиональные киберспортсмены, кормите всю семью, то ладно. Ну а так — пришли с работы уставшие, где взять положительные эмоции? Ну пойду, поиграю на компьютере 15 минут. Сел и проиграл два часа.

Вячеслав Дубынин

И опять сделаем вывод, что лучше увеличивать содержание норадреналина, преодолевая реальные, а не виртуальные препятствия. Тогда радости будет куда больше.

Окситоцин — приятные эмоции при общении

Есть множество проблем, которые мы не можем решить в одиночку. Но они не страшны, если за них берётся команда. Для того, чтобы люди стремились создавать сообщества и помогать друг другу, эволюция придумала окситоциновую награду.

Этот нейромедиатор вырабатывается, когда мы рядом с друзьями, любимыми или семьёй, когда мы вместе делаем одно дело или просто расслабленно общаемся в хорошей компании. Главное — именно в хорошей.

Но в погоне за окситоцином тоже можно незаметно перейти на тёмную сторону. То есть поддаться эффекту толпы. Это состояние, когда человек не думает и не решает ничего сам, а лишь подчиняется остальным. Это ощущение «куда все — туда и я». Стоит помнить об этом и искать другие способы получить нейромедиатор.

Окситоцин — молекула, которая была открыта как вещество, активирующее сокращение матки. Потом оказалось, что окситоцин — про взаимную настройку мамы и ребёнка. Потом — что это любовь, отношения, дружба, коллектив, общие цели. Взаимные прикосновения, объятия тоже связаны с выделением окситоцина.

Вячеслав Дубынин

За наши решения отвечают лобная и теменная кора

Мы разобрались, какие сценарии наш мозг запоминает как удачные и не прочь повторить. Теперь посмотрим, как он выбирает решения в конкретных ситуациях.

Лобная кора выбирает поведенческие программы

На первом этапе выбирается главная, доминирующая потребность. В лобной коре соединяется много информационных потоков. Сюда приходят сигналы из различных центров потребностей. Например, центр голода может сообщать, что пора бы подкрепиться. Центр любопытства — что неплохо бы пойти погулять, посмотреть на что‑нибудь интересное. Но центр тревоги транслирует: лучше остаться дома, что‑то мне страшно. Центр лени соглашается: лучше полежать.

В лобной коре всё время конкурируют несколько потребностей. Из них нужно выбрать одну, самую важную в данный момент. После того как решение принято, активируются нейросети, которые связаны с удовлетворением именно этой потребности. Каждая сеть хранит один из реально работающих способов действия.

Например, закончилась лекция и студенты хотят пообедать.

Вы можете поесть в буфете — купить еду. Вы можете, например, выпросить половину бутерброда у товарища. И, скажем, отнять бутерброд у вашего соседа. Вот три программы: купить, выпросить, отнять.

Вячеслав Дубынин

Чтобы принять решение, лобная кора выбирает вариант, который раньше был самым эффективным. Тот, что по опыту чаще приводил к удовлетворению потребности. Если в памяти отложилось, что вероятность успеха в варианте «купить» максимальная, значит, студент отправится в буфет. Но если он явно сильнее соседа, у которого есть бутерброд, а рядом никого нет, то мозг может предложить третий вариант — «отнять».

Заметим, что лобная кора оценивает решения лишь с точки зрения немедленной эффективности. Вопросами, можно ли отбирать еду у ближнего, законно ли это и к каким долгосрочным последствиям приведёт, занимается не она. Это задачи теменной коры больших полушарий.

Теменная кора отвечает за моральный выбор и стратегическое планирование

Если лобная кора — про лёгкие пути, стандартные решения и быстрое удовольствие, то теменная — про то, кем мы себя считаем, какие планы строим и какую роль хотим играть в обществе. Именно она отвечает за осознанность, систему ценностей, моральные принципы, а также за стратегию и долгосрочное планирование.

Например, человек захотел немного скорректировать режим питания. Это решение сформировалось в теменной коре. А дальше события могут развиваться так.

Вы думаете: всё, после шести не ем. И вот 8 часов, 10 часов — уже талия начинает формироваться. Пока вы думаете это своей теменной корой, лобная говорит с центром голода, идёт к холодильнику, мажет бутерброд и суёт его в рот. Теменная это замечает: «Ребят, вы чё делаете!» Лобная: «Ну и ладно, от одного бутера вроде как ничего не будет. Завтра сядем на диету».

Вячеслав Дубынин

Это очень упрощённая картинка. Но лобную кору действительно надо контролировать. И чаще активировать теменную, чтобы включить осознанность, разобраться в приоритетах и ценностях, понять, к чему мы стремимся и чего желаем, запустить волевой контроль.

Это сложные задачи и для психологии, и для нейробиологии. Но понимание, как именно наш мозг принимает решения, может помочь не только учёным, но и каждому из нас.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: wowomnom / Shutterstock / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Наталья Небогатова
07.07.23 13:03
Да, и правда он круто устроен. А ещё я подумала, что в случае чего можно легко найти оправдания: "Это не я, это моя лобная кора!" :))
Наталья Мурахтанова
07.07.23 13:36
Ахах, точно)
ٌКристина Леонидовна Коптик
15.07.23 12:48
Уважаемый Вячеслав Альбертович, я, конечно, слышала уже больше 10 лет назад как в СПб в вагоне метро человек рычал, когда понял, что не получится выйти на станции, вместо того, чтобы вовремя спросить впереди стоящих, собираются ли они выходить, предупредив таким образом о том, что его придётся выпустить, если расступиться не получится, но чтобы студенты еду отбирали... надеюсь, до такого не доведут. Вариативность поведения в ситуации обеденного перерыва гораздо шире -- её следует указывать, на мой взгляд, -- например: 1. Позаботиться о наличии обеда, захватив его с собой из дома/общежития -- приготовить самостоятельно, а не взять у соседа; 2. Попросить материальную помощь в студенческом профсоюзе при необходимости -- в виде талонов на питание в университетской столовой; 3. Спланировать день так, чтобы можно было заглянуть в гости к сокурсникам или преподавателям, где велик шанс быть угощённым пищей; 4. Пару лет назад я слышала рассказ бывших ленинградских студентов советской поры, которые питались подстреленными из рогатки уличными голубями; 5. Я слышала рассказ преподавателя, пережившего блокаду, что в 90 годы, она подкармливала приходящих в гости за консультациями студентов, заваривая кашу из всех круп, которые можно было достать в том созданном дефиците, в самой большой кастрюле; ... предлагайте варианты, уважаемые читатели, делитесь опытом. С уважением, Кристина
Петр Герасим
04.08.23 17:31
Потрясающий ученый, смотрю его на ютубе, очень интересно!
Читать все комментарии