Как перестать быть жертвой и научиться справляться с проблемами

Успешные люди берут на себя ответственность, когда это необходимо.

Мы сталкиваемся с проблемами постоянно. Крупный клиент в очередной раз меняет мнение и просит всё переделать. Доллар растёт. Ребёнок грубит. Собака снова болеет... Трудности не кончаются, утомляют, заставляют паниковать. А это путь к провалу.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Чтобы победить, надо действовать как гроссмейстер, считает предприниматель и финансовый консультант Патрик Бет‑Дэвид. На русском языке его книга «Пять ходов вперёд: от личного успеха к успеху в бизнесе» вышла в издательстве «Бомбора». Лайфхакер публикует отрывок из четвёртой главы.


Вы постоянно слышите, как люди говорят о ключах к успеху. Это, вероятно, самый распространённый вопрос в любительских подкастах, потому что он безопасен и прост. Вы услышите ответы, варьирующиеся от «правильно выбирайте супруга» до «сосредоточьтесь на здоровье», «работайте усердно», «обретите веру», и множество других вещей.

Будут моменты, когда вы почувствуете, что мир подходит к концу. Любитель паникует, а гроссмейстер — нет.

Прежде чем что‑то предпринять, он должен сначала «обработать» информацию о происходящем и сделать это, сохраняя спокойствие. Вот почему стоицизм так важен и так сложен, и вот почему мудрость Марка Аврелия и Сенеки выдержала испытание временем. Эмоции могут взять верх над каждым из нас и затуманить наши рассуждения. К сожалению, я неоднократно усваивал этот урок на собственном горьком опыте. Поэтому мой ответ о ключе к успеху для людей на всех уровнях бизнеса звучит так: «Научитесь справляться с проблемами».

В жизни всегда что‑то происходит; ваша реакция зависит от того, как вы решаете проблемы.

Большинство предпринимателей терпят неудачу не из‑за несовершенной бизнес‑модели или отказа инвестора. Их неудачи связаны с нежеланием расстаться с предвзятыми представлениями о работе и жизни. Они отказываются решать любые проблемы по мере их возникновения и делать необходимые выводы.

Некоторые говорят, что здравому смыслу нельзя научить. Я уверен, что ему можно научить и научиться — потому что, как только вы начнёте мыслить более стратегически, принятие важных решений станет вашей второй натурой. Не так давно я был вспыльчивым генеральным директором с ужасным характером. В 2013 году попал в больницу из‑за очередной панической атаки — они повторялись ежедневно в течение полутора лет. Главной причиной панических атак была нерешительность! То, что не давало мне спать по ночам и заставляло моё сердце биться быстрее, не являлось рабочей нагрузкой, с которой я мог справляться. Проблема заключалась в том, что я никогда не переставал думать о проблемах. Я снова и снова прокручивал в голове каждое решение и каждый разговор. Это съедало меня заживо и вредило как моей деловой, так и личной жизни.

У меня не было душевного покоя, потому что я боялся принять неправильное решение.

Я знаю, каково это — работать по 18 часов в день и всё равно чувствовать, что ты теряешь время впустую. Как и большинство из нас, в начале своей карьеры я гнался за определённостью и рассматривал каждую проблему так, будто она была строго чёрной или белой, имея лишь одно правильное решение. Если бы только я мог найти его! Это было в равной степени бесполезно и утомительно. [...]

Самая важная черта для эффективной обработки информации: принятие ответственности

Великие решатели проблем используют слово «Я» и видят свою роль в любой ситуации. Они задают такие вопросы: «Как я способствовал этому? Что я сделал для создания этой ситуации? Как мне совершенствоваться и лучше подготовиться к тому, чтобы справиться с чем‑то подобным в будущем?» Плохие решатели проблем играют роль жертвы и обвиняют других и внешние события, вместо того чтобы увидеть собственный вклад в возникновение проблемы. Вы сразу догадаетесь, что столкнулись с плохим решателем, так как он никогда не использует слово «Я», а говорит следующее: «Все миллениалы ленивы. У этих детей нет трудовой этики. Из‑за них страдает мой бизнес».

Опытные решатели заменяют местоимение «они» (или «вы», или «оно») словом «Я». При столкновении с той же проблемой опытный решатель скажет: «Мне не удаётся руководить миллениалами. Я должен научиться лучше понимать их, чтобы знать, что ими движет, и определить свои слепые зоны. Или мне нужно нанять людей другого поколения. В любом случае мне придётся решить эту проблему».

Посредственных людей отличает от выдающихся степень глубины обработки информации. Большинство людей — решатели поверхностного уровня, но лучшие из лучших вникают во всё гораздо глубже. Разница между гроссмейстером и любителем сводится к разнице между долгосрочным и краткосрочным мышлением. Решатели поверхностного уровня ищут быстрое решение. Они думают только на один ход вперёд и их цель — сделать так, чтобы проблема исчезла на данный момент. Решатели глубокого уровня ищут причины под поверхностью. Они думают на несколько ходов вперёд и планируют их последовательность, чтобы убедиться, что проблема не повторится.

Важно, чтобы вы видели, как большинство людей решают проблемы. Обвинение других и бегство — самые распространённые реакции, которые могут быть присущи и вам. Я понял. Мы все люди. Сверьтесь с перечнем, чтобы понять, какой выбор вы делаете.

Три подхода к решению проблемы

  1. Искать того, кого можно обвинить. Гораздо проще представить проблему как внешнюю, чем урегулировать её. Если вы не можете выделить конкретного человека, отправьте по электронной почте сообщения всем своим контактам, послав их к чёрту и добавив ряд смайликов с поднятым средним пальцем.
  2. Искать безопасное место, куда можно сбежать, и способ отвлечься. Проверьте Instagram*. Включите новости, кабельный спортивный канал или полистайте жёлтую прессу. Сделайте вид, что выполняете кучу задач одновременно, очистив свой почтовый ящик. А ещё лучше — закругляйтесь и идите домой, в тёплую постель.
  3. Найти способ действовать, взяв на себя ответственность. Сделайте глубокий вдох и напомните себе, что именно такие моменты отличают победителей от проигравших.

Великие решатели не отказываются от своей роли

«Я виноват».

Этими двумя простыми словами постоянно пользуются все великие решатели. Победители также произносят такие фразы, как «Это моя ошибка» и «Нам некого винить, кроме самих себя».

Что делают жертвы? Винят программное обеспечение, рынок, товарищей по команде, клиентов, менеджеров. Они показывают пальцем на всех, кроме себя. И в результате продолжают совершать одни и те же ошибки и проигрывать.

Держу пари, вы знаете таких людей. Именно они говорят вам, что всегда виноват кто‑то другой. Это постоянная история жертв и бездонное море жалоб. Обвиняя других, они отвлекаются и не видят себя общим фактором всех взаимодействий. Автор и коуч по отношениям Марк Мэнсон сказал:

Я всегда говорю мужчинам, что если каждая девушка, с которой они встречаются на свидании, нестабильная и сумасшедшая, то это отражает их собственный уровень эмоциональной зрелости, их уверенность или неуверенность, их потребности.

Противопоставьте жертв победителям. Их легко различить. Именно они берут на себя ответственность за проблемы.

Дети скажут: «Он сломался». Зрелые, ответственные взрослые говорят: «Я сломал его».

Джо Роган — прекрасный пример лидера, который ведёт себя ответственно. Роган добился успеха в стендап‑комедии, актёрском мастерстве, боевых искусствах, комментируя UFC и ведя свой собственный подкаст. На мой взгляд, ключом к его успеху служит способность решать проблемы и брать на себя ответственность. Он не скрывает своих мнений и мыслей. Он просто говорит то, что думает, и при этом позволяет окружающим мельком взглянуть, как он подходит к проблемам.

В одном из своих подкастов он разглагольствовал о том, как парень, с которым он сотрудничал, продавая кофе, использовал его платформу таким образом, который не устраивал Рогана. В его голосе слышалось разочарование. Вместо того чтобы обвинять другого парня, Роган взял ответственность на себя. Вместо того чтобы сказать, что он стал жертвой, он признал свою роль в случившемся. Его точные слова были:

Я, блин, купился. И теперь у нас есть проблема, которую мы позволили создать.

Он имел полное право злиться. Большинство людей сосредоточились бы на том, что сделал другой человек. Вместо того чтобы сказать, что его подставили (и, следовательно, он стал жертвой, которой воспользовались), Роган признал тот факт, что он купился (и стал соучастником создания проблемы). Если вы решаете проблемы и берёте на себя ответственность, то перестаёте обвинять других. Конечно, Роган начал злиться, но, обдумывая вопрос, он сказал:

Я чувствую себя плохо, потому что мне нравится этот парень, я даже не думаю, что он действовал преднамеренно.

Другими словами, ему не потребовалось много времени, чтобы понять: его разочарование коренится в его собственных действиях.

Профессионал, занимающийся решением проблем в течение десятилетий, понимает, что никто ничего не сделает с человеком без его разрешения. Вместо того чтобы ожесточиться, успешные люди используют невзгоды как рычаг, помогающий им стать лучше. В данном случае Роган направил своё разочарование на то, чтобы избежать повторения ошибки. Пока большинство людей обвиняли кого‑то другого в социальных сетях или угрожали судебным иском, Роган учился. Он сказал:

За последние три недели я, блин, прочитал о кофе больше, чем когда‑либо хотел или думал, что мне придётся прочитать.

Какие шаги нужно предпринять, если кто‑то обвинил вас

  1. Возьмите на себя ответственность за свою роль в том, что произошло.
  2. Укажите конкретно, что вы сделали, чтобы создать проблему.
  3. Направьте своё разочарование на улучшение и предотвращение проблем в будущем.

Таков выигрышный подход в действии — эффективный метод человека, который привык решать проблемы и использовать их для обучения и роста. Это не врождённый навык и не то, что можно освоить за одну ночь. Однако действовать таким образом определённо можно научиться...

...А также можно научить других. Если вы управляете людьми, вам необходимо выйти за границы собственных проблем. Вы должны передать навык урегулирования своим менеджерам и сотрудникам. Лучший способ — личный пример. Когда вы становитесь решателем глубокого уровня, то подаёте пример, как справляться с проблемами. Это очень важно для масштабирования вашего бизнеса.

Я подчёркиваю, что решение проблем — самый важный навык, которым нужно овладеть, потому что вам придётся заниматься этим несколько раз в день всю оставшуюся жизнь. Именно умение брать ответственность на себя, а не обвинять других, всё изменит. Вы превратитесь из жертвы обстоятельств в человека, создающего свою собственную реальность.

Как справиться с кризисом

Я очень хочу взять на себя ответственность и осознать свою роль в том, что происходит. Вести себя как жертва противоположно поведению гроссмейстера. В то же время давайте признаем, что многое действительно происходит вне вашего контроля. Как мы узнали на примере пандемии, начавшейся в начале 2020 года, нам предстоит иметь дело с внешними силами, которые не имеют никакого отношения к нашему выбору.

Во многих вещах нет вашей вины.

Негативные события происходят, и они нам неподконтрольны.

10 типов кризисов

  1. Здоровье.
  2. Технология или кибернетика.
  3. Организационные.
  4. Насилие.
  5. Месть со стороны бывшего сотрудника.
  6. Клевета.
  7. Финансовые (личные или рыночные изменения).
  8. «Чёрный лебедь».
  9. Личные.
  10. Природные.

У кризисов разная продолжительность. Одни длятся час, другие — квартал или даже год. Бизнес так же, как и фондовый рынок, не выносит неопределённости. Неизвестность порождает страх.

Когда случается кризис, ответственность лидера возрастает в десятки раз. Во время повышенной неопределённости слишком многие руководители совершают ошибку, замолкая. В отсутствие плана они чувствуют, что лучше ничего не говорить, чем высказаться невпопад.

Молчание во время кризиса — пример того, как сделать лёгкий выбор вместо эффективного. На самом деле, важность свободной и качественной коммуникации во время кризиса возрастает. Когда все сходят с ума, вы, действующий руководитель, должны быть тихой гаванью в бурном море. Решительность, устойчивость и спокойное обсуждение вопросов особенно важны в такое время.

То, как вы реагируете, либо сокращает, либо продлевает кризис. Давайте оценим каждый кризис по шкале от 1 до 10.

Что продлевает или сокращает продолжительность кризиса

  1. Ваши стратегии.
  2. Ваш уровень самообладания.
  3. Ваше чрезмерное преувеличение кризиса: превращение 3 в 9.
  4. Ваше преуменьшение кризиса: превращение 9 в 3.
  5. Ваша способность видеть на пять ходов вперёд.

Нет причин винить себя в несчастном случае или пандемии. Не вы создали кризис. Но именно реакция на него будет определять жизнь или смерть вашего бизнеса.

«Пять ходов вперёд», Патрик Бет‑Дэвид

Патрик Бет‑Дэвид учит читателей своей книги мыслить на несколько ходов вперёд. Именно так действуют шахматные гроссмейстеры и успешные управленцы. Именно это позволяет добиваться самых амбициозных целей, преодолевать препятствия, выводить бизнес на новый уровень.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Аника Турчан / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter