1. Учитесь проще относиться к тому, что невозможно контролировать

Вызвать стресс в течение рабочего дня способны множество факторов. Пожалуй, самый раздражающий из них — это ощущение, что вам постоянно не хватает времени на все дела или что вы плохо им распоряжаетесь.

Мы знаем, что нам не под силу контролировать количество часов в сутках, но почему-то постоянно пытаемся это делать. Хотя для спокойной и продуктивной работы, наоборот, нужно принять тот факт, что есть вещи, нам неподвластные. Как раз такие, как время.

Изменить своё отношение к подобным вещам поможет философия стоицизма.

В ней есть идея безразличия. Суть её в том, что ты начинаешь проще относиться к тому, что мысленно помечаешь как «безразличное». Например, если сломался принтер, не злишься, а относишь ситуацию к категории безразличных. Это не что-то важное и не заслуживает много внимания.

Дариус Форо, автор книг и статей о саморазвитии

Конечно, одно дело, когда речь идёт о мелких неприятностях, и другое — когда о серьёзных проблемах со здоровьем или работой. Чтобы спокойнее справляться с ними, используйте другую идею стоицизма — концентрироваться на том, что в вашей власти. Сюда относятся ваши способности, жизненные приоритеты и то, что можно сделать прямо сейчас, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

2. Пересматривайте список своих приоритетов

Умение выбирать приоритеты — это залог продуктивности. Сложность в том, что они могут меняться со временем, а просто так взять и перестать заниматься задачей из списка самых важных очень трудно. Мозгу жалко бросать дело, в которое он уже вложил много усилий. Это объясняется такими когнитивными искажениями, как ловушка утопленных затрат и эффект Зейгарник.

Поэтому нужно развивать ещё один навык — периодически переоценивать свои приоритеты и исключать те, которые перестали иметь значение. Вот что в этом поможет:

  • Ставьте временные лимиты для проектов и задач. В определённые моменты дня оценивайте, чем вы занимаетесь, действительно ли это важно.
  • Напишите список того, чего делать не нужно, на день или на более длительный срок.
  • Раз в неделю проводите оценку приоритетов.
  • Если чувствуете, что запутались, спросите мнение команды или руководителя. Они помогут увидеть картину со стороны.

3. Защищайтесь от выгорания

Стройте день вокруг одной задачи-якоря

Если постоянно думать о том, сколько всего нужно сделать, сосредоточиться будет сложно. Выберите одну задачу и занимайтесь ею. Когда закончите, ощущение собственного прогресса подпитает мотивацию и поможет двигаться дальше.

Автор книги «Атомные привычки» Джеймс Клир называет такое дело на день якорем.

Хотя в мои планы входит выполнить за день и другие задачи, у меня есть одно приоритетное дело, которое я обязан сделать. Я называю его задачей-якорем, потому что на нём держится весь мой день. Это приоритетное дело направляет поступки, заставляя организовать жизнь вокруг себя.

Джеймс Клир

Сосредоточьтесь на том, чем вы помогаете другим

Напоминайте себе об этом, когда испытываете стресс или чувствуете себя перегруженным. Ощущение, что вы помогаете людям, увеличивает A Life Worth Living: Evidence on the Relationship Between Prosocial Values and Happiness удовлетворённость работой и жизнью в целом.

Если ваша работа не влияет на людей напрямую, подумайте о своих коллегах и ценностях, которые разделяете с ними. Чувство общности тоже поможет посмотреть на работу оптимистичнее.

Заряжайтесь вдохновением

Как именно, решать только вам. Главное — найти то, что приносит вам удовольствие и помогает отключиться от работы. Например, можно побыть на природе, поиграть в игры или пересмотреть любимые фильмы.

4. Управляйте своей энергией, а не временем

Продуктивность обычно зависит от того, сколько у нас энергии, а не времени. А колебания энергии в течение дня регулируются хронотипом — нашими суточными биоритмами. Именно хронотип определяет, когда мы полны сил, а когда нам требуется отдых. Поэтому важно определить свой и строить рабочий день, исходя из него.

Если вы сомневаетесь, какой хронотип у вас, пройдите короткий тест. Его составил Дэниел Пинк, автор книги «Таймхакинг»:

  1. Запишите, во сколько вы ложитесь, если на следующий день вам не нужно вставать в определённое время.
  2. Установите, во сколько просыпаетесь в такие дни.
  3. Найдите среднюю точку между двумя этими моментами. Например, если вы ложитесь в час ночи и просыпаетесь в девять, ваша средняя точка — пять часов утра.

По средней точке и определяется хронотип:

  • до 3:30 утра — жаворонок;
  • после 5:30 утра — сова;
  • между 3:30 и 5:30 — голубь.

5. Найдите свои идеальные рабочие привычки

Наши повседневные действия во многом зависят от привычек, поэтому так важно найти те, которые работают именно для вас. Но чаще всего мы пытаемся завести полезную привычку, выбрав что-то наугад, и вскоре бросаем её. Вместо этого используйте научный подход.

Учёные тестируют идеи не так, как мы это делаем в обычной жизни. Они проводят эксперимент в контролируемых условиях. Это помогает им отследить результаты и точно узнать, что и почему произошло. Такой метод можно использовать и для выявления привычек, которые делают вас наиболее продуктивным.

Действуйте так:

  1. Поставьте вопрос. Например, «Как мне больше успевать за то время, что у меня есть?»
  2. Соберите информацию. Изучите статьи, книги, подкасты в поисках возможных решений.
  3. Сформулируйте гипотезу. Выберите одну стратегию продуктивности и предположите, что произойдёт, если вы будете ей следовать. Например: «Если я буду делать X, я получу результат Y».
  4. Проведите эксперимент. Определите временной интервал и следите за результатами.
  5. Проанализируйте полученные данные. Верной ли оказалась ваша гипотеза? Если нет, то почему? Что можно изменить в условиях, чтобы получить нужный результат?
  6. Продолжайте экспериментировать, пока не найдёте подходящие для вас стратегии продуктивности.