Как справляться с конфликтами: 5 советов для руководителя

Как снизить накал страстей, если между подчинёнными то и дело вспыхивают ссоры, а вы сами с трудом справляетесь с гневом на рабочем месте.

Яна Пескарь
Основатель студии брендов «Суть».

Конфликты в России — это не ЧП, а норма жизни. Невротизм во всех слоях общества зашкаливает. Все любят пострадать за правду с пеной у рта. Каждый упорно строит из себя крепкого орешка, и никто не хочет уступать даже в мелочах. Есть локальные конфликты, которые годами ведутся на рабочем месте. Сказывается ли это на эффективности? Безусловно! Портит ли нервы? Однозначно!

Я стараюсь минимизировать конфликтные ситуации в своей компании, используя следующие правила.

1. Не создавайте лишних стрессовых факторов

У меня он один — неотвратимый дедлайн. Надо успевать делать всё в сроки и по ГОСТам. Если работник справляется, но при этом имеет нестандартную внешность, я не напрягаю его лишними рамками. Соблюдение формальностей стоит немалых усилий и зачастую снижает эффективность. Придёшь в какую-нибудь госкорпорацию, а там все с белыми воротничками и ничего не работает. Знакомо?

2. Берите на работу зрелых людей

Я стараюсь нанимать зрелых работников, хотя некоторым из них нет ещё и тридцати. Дело в том, что каждый из нас принимает решения, опираясь на свой психологический возраст. Согласно теории Эрика Бёрна, в каждом сидит три личности: взрослый, ребёнок и родитель. Там, где ребёнок скажет «я не знаю», взрослый скажет «я разберусь», а родитель — «я сделаю за тебя». Это порождает «конфликт поколений» даже в однородном коллективе.

Дети не растут, родители расстраиваются — прощайте, эмоциональный баланс и результаты! С ростом самостоятельности многие конфликты исчезают. Конечно, молодая гвардия нужна в любом коллективе, но людей с патологическим инфантилизмом в терминальной стадии лучше избегать!

3. Амортизируйте негатив

При работе с персоналом и заказчиками я стараюсь амортизировать обвинения и негатив. Попробуйте вместо привычной эскалации (развития) конфликта применить амортизацию. Вы якобы принимаете противоположную точку зрения, но переходите с уровня пустых обвинений на уровень реальных мотивов.

Вам, допустим, говорят: «Дурак, ты не справляешься!» А вы: «Согласен, что дурак. А с чем конкретно я не справляюсь?» После амортизации начинается конструктивный разговор. Единственное исключение — если вы столкнулись с садистами, которые унижают других просто ради удовольствия. В общении с ними амортизировать не только бесполезно, но и вредно.

4. Безопасно спускайте пар

Во многих современных офисах существуют зоны физической активности, беговые дорожки, турники и так далее. Излишки гормона агрессии (тестостерона) можно убрать с помощью физических нагрузок. Я регулярно тренируюсь сама и оплачиваю фитнес-абонементы своим сотрудникам. Тело атлета вы можете не обрести, но эмоциональную разрядку получите обязательно. Человек заточен на активную жизнь, не потратьте её на ругань!

5. Вскрывайте конфликты — решайте проблемы

Жизнь без конфликтов — утопия! У нас постоянно есть проблемы, и мы решаем их за счёт кого-то. Всё стоящее на свете является предметом конкуренции: от парковочных мест до огромных сегментов рынка.

Если вы хотите создать у себя в компании атмосферу естественного отбора, внутренние проблемы коллектива можно не решать совсем. Тогда очагом постоянного конфликта может послужить общий принтер или график отпусков.

Руководитель априори не может знать обо всех проблемных точках. Необходим устойчивый канал обратной связи с подчинёнными. Заведите, например, ящик жалоб и предложений. Наверняка очень скоро он наполнится анонимками, многие из которых будут как минимум интересны.


Кстати, очень жду жалоб и предложений в комментариях!

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Над текстом работали: Яна Пескарь
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Alex Fox
13.11.18 13:28
Одному мне показалось, что очень сжатая статья? Возможно больше примеров нужно добавить. Пункт "3" как бы не окончен. Тоже непонятно как быть с "ублюдками", которые ведут себя высокомерно или тащатся от оскорблений коллег. Что делать руководителю с такими "кадрами"?
Кристиан Абхазава
13.11.18 15:10
Увольнять как вариант
Яна Пескарь
14.11.18 18:38
| изменено
Подумать, для чего они вам даны и использовать эту возможность.