Способ 1: привлекать средства только из одного источника

Держать все яйца в одной корзине всегда неразумно. А в случае финансирования бизнеса единственным источником часто видится кредит. Главная проблема кредитных денег в том, что выплачивать их придётся, даже если дело не взлетит. Полностью исключать такой исход нельзя: в России за последний год закрылись Число закрывшихся бизнесов в два раза превысило число открывшихся 600 тысяч компаний. К тому же займы нужно будет возвращать с процентами, а это дополнительная статья расходов.

Решение

Изучите разные источники финансирования в вашей нише. Например, субсидии от государства. Их преимущество в том, что полученные средства не нужно возвращать. Безработные предприниматели могут попробовать получить денежную дотацию на открытие бизнеса от центра занятости. Или подать заявку на участие в государственной программе: это нужно сделать в центре поддержки предпринимательства вашего региона. Другой вариант — инвесторы, которые увидят в новом бизнесе потенциал и захотят вложиться. Или партнёры, которые разделят расходы.

Способ 2: составить только один план развития

Если в плане развития расписан подробный сценарий роста вашего предприятия — это ещё не план. Это цели бизнеса. Но они не отвечают на вопрос, что делать, если что-то пойдёт не так. В таком случае вы рискуете предстать перед кризисом неготовым и наломать дров. Реалистичный план должен описывать все возможные риски, спады продаж и даже ликвидацию производства. И давать стратегию решения. Кстати, кризисы не всегда могут быть вызваны спадом производства. Иногда предприниматели просто не готовы к резкому повышению спроса. Например, все ринулись бронировать вашу услугу со скидкой, сайт не выдержал трафика и упал на весь день.

Решение

Составляйте несколько планов развития: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный. Смотрите, с какими проблемами сталкиваются конкуренты, и прописывайте, что будете делать вы, если они затронут ваш бизнес. Эксперты блога Билайн Бизнес советуют продумывать три важные стратегии:

  • Стратегия развития на текущем рынке — работать в штатном режиме и набирать обороты.
  • Стратегия выхода на новый рынок — освоить новую среду сбыта, если прежняя перестала работать.
  • Стратегия вывода на рынок нового товара — вернуть интерес покупателей, если ваши товары перестали решать их проблемы.

Способ 3: ждать, пока всё будет идеально

Вы уже нашли, где взять деньги, продумали план развития и сделали сайт-визитку. Но всё ещё не запускаетесь. Вам кажется, что у вас недостаточно опыта, тексты на сайте небезупречные, а в плане учтены не все риски. Проблема в том, что идеальный момент может не наступить никогда. А пока у вас затянулся этап подготовки, бизнес вполне может потерять актуальность. Или такая же идея придёт в голову кому-то ещё — более решительному.

Решение

Не ждать идеальных условий. Если ваш бизнес готов функционировать — начинайте. Да, после запуска проявится немало слабых мест, над которыми нужно будет поработать. Но вы не узнаете о них, пока не стартуете. Можно сколько угодно добиваться совершенного сочетания цветов на сайте, а потом обнаружить, что пользователям неудобно заполнять форму заказа. Только выход на открытый рынок поможет вам отшлифовать бизнес.

Способ 4: собрать команду наспех из всех желающих

На этапе запуска, когда вы ещё не готовы платить высокую зарплату, бывает сложно найти сотрудников. Поэтому некоторые начинающие бизнесмены зовут в команду безработных родственников или знакомых, которым нечем заняться. Нет, семейный бизнес — это очень здорово, и удачных примеров тому масса. Всем известные компании Samsung, Ford и Ferrero Rocher родились именно как семейные предприятия. Но близких отношений недостаточно, чтобы продуктивно работать вместе. К тому же вы рискуете испортить дружбу, если в бизнесе что-то пойдёт не так.

Решение

Выбирайте команду более внимательно, ведь от этих людей во многом будет зависеть успех вашего дела. Просто ладить с человеком — недостаточно. Он должен обладать нужными компетенциями, а ещё лучше — интересоваться сферой вашего бизнеса. Возможно, к вам не пойдут специалисты с опытом, зато вы сможете сами научить человека всему необходимому. Главное, чтобы он подходил по другим параметрам. Не стесняйтесь отказывать тем, у кого совершенно другие интересы. «Ответственный и коммуникабельный» знакомый плохо справится с ролью продавца в вашем магазине комиксов, если не знает, в какой вселенной живёт Супермен.

Способ 5: во всём полагаться на чужой опыт и советы

Ошибки бизнеса: во всём полагаться на чужой опыт

Вы впервые начинаете своё дело и имеете право не знать многих нюансов. Но не стоит полностью копировать чью-то модель, которая уже «выстрелила». К сожалению, повторить успех получится далеко не всегда. Во-первых, рынок быстро меняется. Во-вторых, некоторые успешные компании забирают полностью всю нишу. Как это сделал, например, Facebook. Теоретические советы из книжек и на бизнес-тренингах тоже следует тщательно фильтровать через призму реальности и состояния рынка.

Решение

Вдохновляйтесь работой других компаний и отмечайте работающие фишки, но не копируйте бизнес-модель полностью. Адаптируйте каждый теоретический подход к реальной ситуации и вашим возможностям. Иногда намного полезнее оплатить работу бизнес-консультанта и составить вместе стратегию для вашего дела, чем тратить время на бесплатные вебинары от гуру, которые в реальном бизнесе теоретики.

Способ 6: не следить за эффективностью рекламы

Если вы никогда не сталкивались с маркетингом, то можете подумать, что чем больше рекламы, тем лучше для бизнеса. И если о вашей компании вещают из каждого утюга, к вам точно придёт много клиентов. На самом деле нет. Можно заплатить очень большую сумму дизайнеру и типографии за красивые скидочные флаеры, а потом обнаружить, что по ним пришло два человека. Или регулярно вкладывать средства в разную рекламу, но не знать, какая именно работает.

Решение

Анализируйте эффективность каждой рекламной кампании и учитывайте ошибки. Специалисты из издания о бизнесе B2Blog от Билайна говорят, что не стоит тратить деньги на продвижение своего товара среди той аудитории, которая совсем в нём не заинтересована. Также неразумно с точки зрения бизнеса предлагать скидку на капучино людям, которые живут на другом конце города от вашей кофейни. Возможно, рекламный баннер в соцсетях с геотаргетингом вышел бы дешевле и сработал намного лучше.

Способ 7: не думать о клиенте

Вы много работали и создали идеальный продукт. У вас есть уникальное торговое предложение, вы отстроились от конкурентов, подробно расписали яркие характеристики вашего товара и хорошо проработали маркетинговую упаковку. Но клиентов нет. Почему так? Возможно, потому что вы слишком сконцентрировались на своём продукте и забыли о том, что в первую очередь он должен разбираться с проблемой клиента.

Решение

Сместите акцент с идеального товара на устранение проблемы клиента. У вас может не быть УТП или каких-то уникальных преимуществ. Но это и не обязательно. Клиенты чаще всего ищут способ разобраться с какой-то проблемой или улучшить жизнь, а не уникальность. Более того, далеко не все ваши покупатели ориентируются в вашем товаре так, как вы. Поэтому могут не оценить технику последнего поколения или тройную нить, которые вы используете для вязки свитеров. Зато им будет важно, что этот свитер не будет колоться и согреет даже в суровые холода.

 Способ 8: пренебрегать правилами и нормативами

Когда вы наёмный сотрудник в компании, вам можно и не знать, какие законы регулируют её деятельность. Но со своим бизнесом так не получится. Теперь ответственность за всё лежит на вас. Если воплощать свои бизнес-идеи в жизнь без оглядки на административные нормативы, можно рано или поздно получить штраф или того хуже — повестку в суд.

Решение

Помните, что незнание не освобождает от ответственности. Ещё на этапе идеи изучите, какие статьи разных кодексов касаются вашей компании. Не забудьте о Трудовом кодексе: если у вас есть другие сотрудники, это актуальный сборник законов. Всегда ищите последнюю редакцию. С налоговым законодательством тоже лучше не шутить и следить за всеми изменениями. Например, недавно практически всех предпринимателей обязали использовать онлайн-кассы. Если вы уже ею пользуетесь, убедитесь, что она соответствует требованиям закона.

Способ 9: тянуть всё в одиночку

Ошибки бизнеса: тянуть всё в одиночку

Вы открыли своё дело, где с любовью и трепетом продумали каждую деталь. Сложно представить, что кто-то другой может хорошо справиться с задачами вашего бизнеса. Он ведь не знает о нём столько, сколько знаете вы! В результате вы всё делаете сами. Или переделываете по-своему, когда задание выполнено. На худой конец — нависаете над душой у сотрудников и контролируете каждую мелочь.

Решение

Делегировать — сложная часть любого бизнеса. Но придётся научиться это делать. Во-первых, чтобы не довести себя до профессионального выгорания, при котором вам опостылеет ваше собственное дело. Во-вторых, это единственный способ становиться больше и наращивать объёмы. Научитесь доверять своим сотрудникам. Это ещё одна причина, почему так важно иметь надёжную команду.

Способ 10: не следить за конкурентами

Хороший уровень продаж, постоянные клиенты — вы отстроили все процессы и вышли в плюс. Кажется, что можно наконец-то расслабиться и спокойно работать. На самом деле нет. Проблема в том, что на рынок постоянно выходят новые игроки, а старые наращивают мощности. Пока вы радуетесь стабильности и спокойствию, ваши конкуренты могут освоить новые ниши или модернизировать продукт. Появится риск потерять клиентов.

Решение

Даже если вы придумали гениальный бизнес, который хорошо функционирует, не расслабляйтесь. Рыночная экономика очень динамична и существует за счёт конкуренции. Недостаточно занять место на рынке — нужно каждый день трудиться над тем, чтобы закрепиться и расширить влияние. Регулярно смотрите, как идут дела у конкурентов, проводите работу над их ошибками и анализируйте, как можете за счёт этого улучшить своё дело.

Как правило, разный бизнес губят одни и те же ошибки. Чтобы не повторять их, регулярно читайте полезные ресурсы для предпринимателей. В медиа о бизнесе B2Blog можно найти много информации о том, как вести бизнес и не потерять его из-за промахов, свойственных всем начинающим бизнесменам.

Узнать больше о бизнесе