Разделяйте работу и личные отношения

Идея завести общее дело с родственниками выглядит заманчиво: близкие люди не подведут и не обманут, им проще доверять, чем работникам со стороны. На практике же часто возникают проблемы. Возможно, у родственника нет необходимой квалификации, но предложить ему не особо важную должность вроде курьера совестно: мало ли, вдруг остальная родня не поймёт.

Опыт и знания в совместной работе важнее, чем степень родства. Прежде чем взять близкого человека в долю, попробуйте оценить его непредвзято. Наняли бы вы такого специалиста, не будь он вашим родственником? Ваш троюродный дядя может быть милейшей души человеком, но на должность коммерческого директора никак не тянет. Значит, бизнесу (а в перспективе и вашим с ним отношениям) ничего хорошего такое сотрудничество не обещает.

Закрепите все договорённости на бумаге

Бизнес — не та сфера, где можно полагаться на слова и обещания. Если привлекаете к делу родственников (точнее, теперь уже партнёров), чётко разделите зоны ответственности и обсудите, что делать с прибылью. Заранее договоритесь, какую часть заработанных денег вы пускаете на развитие компании, а какую распределяете между партнёрами.

Нанимаете родственников — не забывайте про трудовой договор. С точки зрения трудового законодательства нет разницы, работает у вас горячо любимый племянник или человек, которого вы нашли на сайте вакансий. За приём на работу без оформления трудового договора полагается КоАП РФ, ст. 5.27 штраф — до 10 000 рублей для индивидуальных предпринимателей и до 100 000 рублей для юридических лиц. Заключить договор нужно ТК РФ, ст. 67 в течение трёх рабочих дней с момента, когда сотрудник был фактически допущен к работе.

Заключение договоров на словах — не единственная ошибка, которая может дорого обойтись вашему делу. Шансы бизнеса на выживание стремятся к нулю, если вы игнорируете требования закона и надеетесь, что сотрудники сами разберутся, что им делать. Отказываться от наёмных работников и рассчитывать, что можно справиться со всем самостоятельно, — тоже плохая идея. В издании для предпринимателей B2Blog вспомнили пять типичных ошибок, которые совершают начинающие и уже опытные бизнесмены. Проверьте, не грешите ли вы чем‑нибудь подобным.

Держите эмоции под контролем

Работа с родственниками: держите эмоции под контролем
mindof / depositphotos.com

Например, когда вы с подчинённым, а по совместительству вашим старшим братом, обсуждаете рабочую проблему, не припоминайте ему все прегрешения вплоть до того, что 30 лет назад он отобрал у вас любимую машинку. Это сложно, но вопросы бизнеса нужно решать с холодной головой.

Если назревает серьёзный и не очень приятный разговор с сотрудником, проведите беседу тет‑а‑тет, а не распекайте родственника у всех на глазах. Постарайтесь не переходить на личности: обсуждайте результаты работы и конкретные ошибки, а не персональные качества подчинённого. Наконец, никакого шантажа увольнением: о добрых отношениях с близким человеком после такого можете забыть.

Не тащите рабочие дела домой и наоборот

Если бизнес терпит убытки, каждый семейный ужин может превращаться в гражданскую войну. Вместо того чтобы выдохнуть после рабочего дня, вы продолжаете обсуждать совместные дела и устраиваете разбор полётов всем причастным. На пользу делу это вряд ли пойдёт.

Всегда оставляйте работу на работе и не обсуждайте её во время отдыха в кругу близких. Это правило справедливо всегда, с кем бы вы ни работали, но в случае с семьёй оно приобретает особую важность. Любые проблемы бизнеса и даже его крах не так драматичны, как долгий раздор в семье.

Такой подход работает и в обратную сторону: на работе сотрудники должны выполнять свои прямые обязанности, а не отвлекаться на бытовые дела и договариваться, кто сегодня будет забирать ребёнка из школы. Такие вопросы лучше отложить если не до вечера, то хотя бы до обеденного перерыва.

Не эксплуатируйте родных

Есть соблазн переложить на них самые серьёзные задачи и регулярно призывать к переработкам. Всё-таки дело общее, а что до зарплаты — свои же люди, как‑нибудь сочтёмся. Можно удариться и в противоположную крайность: закрывать глаза на любые ошибки, а ответственность за результат переложить на других сотрудников.

Истина где‑то между этими вариантами. Любая работа должна достойно оплачиваться: выжимать из людей все соки под предлогом родственных отношений не стоит, иначе рискуете остаться и без сотрудников, и без поддержки семьи. Мириться с регулярными косяками, опозданиями или прогулами не нужно. Обсудите с подчинёнными показатели, по которым вы будете оценивать эффективность их работы. Для руководителя отдела продаж таким показателем может быть прибыль за месяц, а для бухгалтера — количество своевременно проведённых платежей.

Чтобы задачи выполнялись в срок и без ошибок, учитывайте уровень квалификации работника, ставьте достижимые цели и реальные сроки. А ещё сотрудники должны понимать, как их работа влияет на деятельность компании, иначе они могут считать требования руководителя пустой прихотью. Блог Билайн Бизнес подготовил подробное руководство, как ставить задачи и контролировать их выполнение. Эта шпаргалка поможет правильно мотивировать подчинённых и повысить эффективность бизнеса.

Если родственник не справляется, не миритесь с этим

Ничего личного, просто бизнес: иногда даже родных приходится увольнять. Будьте объективны: когда сотрудник не справляется со своими задачами, это приносит убытки делу. Значит, пора расстаться по‑хорошему и поискать более подходящего кандидата на эту должность.

Обосновать решение об увольнении помогут ключевые показатели эффективности. Если работник раз за разом их не выполняет — это знак, что с ним нужно попрощаться. Можете дать близкому человеку ещё один шанс: объясните, что вас не устраивает в его работе, и договоритесь, что через месяц или два ещё раз обсудите этот вопрос. Не будет прогресса — без обид. Оправдываться и извиняться за это решение не нужно: вы не обязаны тратить деньги компании на содержание работника, от которого нет пользы.

Даже если вы ведёте бизнес с родственниками, которым безоговорочно доверяете, время от времени нужно проверять, как они справляются со своими задачами.

Это не означает, что надо целыми днями стоять у них над душой. Эксперты B2Blog составили список советов, как следить за работой сотрудников и не перегнуть с контролем. Спойлер: большие задачи разбивайте на этапы, для рутинных заданий создайте чек‑листы, а если работников много, пора завести CRM.

Что ещё нужно узнать, прежде чем открыть бизнес