Что такое TikTok
TikTok — быстрорастущая соцсеть, в которой пользователи размещают короткие видеоролики. Как правило, речь идёт о вертикально ориентированных клипах, комедийных скетчах, танцах длительностью в 15 секунд. Записи, в которых, по сути, не происходит ничего важного, набирают миллионы просмотров. В отличие от Instagram*, здесь не нужно быть гламурным, иметь шесть кубиков пресса и нести в массы вековую мудрость, сопровождая её изображениями голой попы, чтобы стать популярным.
Аудитория приложения стремительно растёт. Во втором квартале 2019 года оно по количеству загрузок Sensor Tower’s Store Intelligence Data Digest for 2Q19 Instagram* и YouTube. В России ежемесячно в TikTok Телеграм-канал «O digital» 8 миллионов человек.
Основная аудитория TikTok — подростки. По данным What VidCon means for the future of social media platforms, популярность приложения среди молодёжи будет только увеличиваться. Но сейчас туда приходят и люди других возрастов. Например, в числе популярных блогеров — российская Пенсионерка из Смоленска стала звездой TikTok и YouTube.
Но, как и любая соцсеть, TikTok не только средство развлечения, но и потенциальная площадка для заработка.
На чём может заработать тиктокер
На рекламе брендов
Вспомните, как было с Instagram*: как только аккаунт набирает несколько тысяч подписчиков, в информации о себе появляется надпись «По поводу сотрудничества в Direct». И действительно, рекламные коммуникации в этой соцсети происходят на разных уровнях. Топовые блогеры Продай пост в Instagram*, купи квартиру — сколько стоит реклама на странице Шнурова? посты за несколько миллионов, малопопулярные — буквально работают за еду или подарки в обмен на отзыв. В итоге Instagram* стал огромной рекламной площадкой, в которой качество продвигаемого продукта остаётся на совести владельца аккаунта и производителей.
В TikTok у блогера не получится добывать рекламу напрямую. Точнее, он может так делать, но модераторы нередко снижают охваты таких роликов или попросту удаляют их. Чтобы этого не происходило, коммерческие видео нужно согласовывать с TikTok. Это непросто, поэтому блогеры предпочитают общаться с представителями соцсети через авторизованные рекламные агентства. В самой TikTok это только приветствуют.
Компания ByteDance, владеющая платформой, долгое время предоставляла брендам определённую свободу. Можно было самостоятельно выбирать блогеров, договариваться об интеграциях, запускать брендовые хештеги и челленджи.
Но, как только аудитория выросла в огромный платёжеспособный сегмент, компания выдвинула довольно жёсткие требования к рекламодателям и агентствам. Появились форматы вроде всплывающего баннера на входе в приложение, рекламы при просмотре контента и hashtag сhallenge — трендов, в рамках которых блогеры снимают свои видео.
Telegram-каналу «Беспощадный пиарщик» удалось найти правила для российских блогеров при работе с нативной рекламой. Среди прочего там содержатся такие требования:
- О нативной рекламе нужно предупреждать за семь дней.
- Неавторизованные промочелленджи не должны публиковаться. Те, что не приносят прибыль, разрешены.
- Кооперация с агентством желательна.
Что касается инструментов продвижения, здесь всё достаточно стандартно.
Блогер, работающий на площадке TikTok и имеющий большие охваты, может рассчитывать на монетизациию своего контента через достаточно стандартные для influence-маркетинга инструменты:
- Продакт-плейсмент (скрытая реклама, интегрированная в видео) в контенте авторов.
- Вирусные видео с авторами при спонсорстве бренда.
- Поддержка челленджей, запущенных брендами.
- Поддержка хештегов, запущенных брендами.
Именно эти направления закупаем сейчас мы для своих клиентов. Работа идёт в основном с уже популярными авторами: с ними большая вероятность построить прогноз по охвату, вычислить CPV (размер платы за посетителя).
Однако говорить о сопоставимых с Instagram* заработках пока не приходится. Доход блогера за размещение рекламы в TikTok, как правило, ограничивается несколькими тысячами рублей, а интерес компаний к ним остаётся умеренным.
Барьер, который не даёт выйти большему количеству брендов к авторам TikTok, — отсутствие демографической статистики, что сводит на нет таргетированные кампании через блогеров площадки. Сейчас реклама у авторов TikTok — это охватные кампании, направленные на узнаваемость рекламодателя.
Я завёл блог и в течение четырёх месяцев тестировал различные виды контента: от красот из путешествий до игровых роликов, произведённых на свой стыд и риск специально для TikTok. Сейчас у моего аккаунта 55 тысяч подписчиков и 2,6 миллиона лайков. Есть десяток видео с просмотрами свыше миллиона и один флагман с 13-миллионным показателем. Сколько раз за всё это время ко мне обращались рекламодатели? Примерно ноль.
TikTok — это не Instagram*, где эффективность размещения измеряется количеством просмотров, лайками и комментариями. Сами по себе эти показатели в TikTok ничего не значат. Портрет аудитории и паттерны поведения непохожи на другие сети. Пользователь не ломанётся в магазины после миллионного просмотра видео. Узнаваемость бренда не растёт пропорционально лайкам. Пока в TikTok один лайк равен одному лайку.
Но есть и хорошие новости: интеграции в TikTok намного дешевле, чем в других сетях. В десятки раз дешевле того же Instagram*. При этом сами блогеры не менее узнаваемые, не менее творческие и точно куда более смелые, чем инфлюенсеры (популярные авторы, которые способны формировать мнение аудитории) из Instagram*. Они не избалованы деньгами, не воротят нос от рекламодателей, готовы переснимать и перезаливать свои креативы.
На рекламе других блогеров
Сотрудничать с брендами непросто, но можно рекламировать коллег по цеху. Возможности TikTok позволяют записывать дуэты — коллаборации с другими блогерами, реакции на чужие видео, размещать ссылки на остальных тиктокеров.
Несмотря на то что лайки и просмотры в этой соцсети пока не так просто монетизировать, люди всё равно стремятся к популярности и готовы за это платить. Тем более что тиктокеры, как говорилось ранее, высокими гонорарами не избалованы.
На перенаправлении трафика на другие площадки
С помощью видео в TikTok аудиторию можно перенаправить в Instagram* или на YouTube-канал, где просмотры уже будут монетизированы простым и понятным способом. Этот метод подходит для популярных на других площадках блогеров как способ привлечь новых (обычно более молодых) подписчиков. Но и начинающим инфлюенсерам он подойдёт.
TikTok известен широкими охватами видеороликов, даже если вы не топовый блогер. В этом кроется основная привлекательность платформы. Можно начать жизнь инфлюенсера с чистого листа и хотя бы на этой платформе обогнать профессиональных эсэмэмщиков и инфоцыган.
Почему стоит завести аккаунт в TikTok уже сейчас
Соцсеть продолжает быстро расти. Сейчас охваты и подписчиков набрать легко, но ситуация может измениться.
Так уже было с Instagram*: в стародавние времена набрать тысячи подписчиков можно было, изредка размещая фотографии еды, котов и ног на фоне моря. Сейчас у матёрых блогеров есть целые команды для производства контента. Существуют дорогостоящие курсы по продвижению себя в Instagram*.
Порог входа в TikTok пока низкий. Пользователю показывают ролики незнакомых людей не из числа подписок. Блогеру достаточно применять внутренние инструменты соцсети, чтобы создавать востребованный контент. А умение оказаться под нужным хештегом в подходящее время важнее, чем продуманная контент-стратегия. Возможно, так будет не всегда.
Так что, если подумываете зарабатывать на TikTok, раскручивайте аккаунт уже сейчас.
А вы пробовали зарабатывать на TikTok? Поделитесь опытом в комментариях.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.