Какой вы трудоголик, или К кому придёт кароси

Из гостевой статьи от «Лиги Совершенствующихся Профессионалов» вы узнаете, чем трудоголизм отличается от нормального профессионального азарта, как распознать первые симптомы этой болезни и почему трудоголизм — это серьёзно и очень опасно.

В апреле 2000 года у японского премьер-министра Кэйдзо Обути случился инсульт на рабочем месте. Кароси — это слово, пожалуй, мелькнуло в голове каждого жителя страны. Кароси — смерть от переутомления, и это явление хорошо знакомо японцам. Обути за 20 месяцев работы брал всего 3 выходных и работал по 12–16 часов в сутки. Если ваш график похож на этот, то вы в беде. Вероятно, вы трудоголик, и это серьёзно.

🙋‍♀️ Телеграм-канал «Ждём резюме» поможет найти работу или сотрудников.

Учёные из Массачусетского университета, изучив свыше 100 тысяч личных дел служащих, установили: люди, постоянно перерабатывающие, на 61% чаще болеют или получают разного рода травмы. Работа в течение 12 и более часов в день увеличивает риск заболеваний на треть, а 60-часовая рабочая неделя — на 23%.

Трудоголизм деформирует личность: нарастает эмоциональная опустошённость. Нарушается способность к сопереживанию, сочувствию. Для зависимого трудоголика характерна неспособность к близким отношениям, неспособность играть и развлекаться, расслабляться и просто жить спокойной жизнью. Другими словами, он не может радоваться. Его способности к радости, творчеству, лёгкому спонтанному самовыражению блокированы собственным напряжённым состоянием.

Дома мысли трудоголика постоянно сосредоточены на работе. Сразу переключиться на отдых у него не получается, ему нужна своеобразная декомпрессия, как у водолазов. Поэтому вечер пятницы и полдня субботы он уже не на работе, но ещё и не совсем дома. Семейные отношения, семья в целом воспринимаются зависимым трудоголиком как помехи, разговоры с близкими кажутся ему скучными. Он сторонится обсуждения важных семейных проблем, не участвует в воспитании детей, не даёт им эмоционального тепла.

В быту трудоголик мрачен, неуступчив, раним и панически избегает состояния «ничегонеделания». Трудоголики на 40% чаще разводятся, у трудоголиков фиксируют проблемы с сексом. Работая в круглосуточном режиме, они даже дома не выключают сотовые телефоны. «Четверо в постели: ты, твой партнёр и два смартфона» — шутка как раз про них.

Если вы узнали себя, добавим, что трудоголизм не есть трудолюбие.

Трудоголизм — разрушающая болезнь. Это не следствие рабочего азарта, а тревожный звонок о том, что что-то идёт не так.

Болезнью трудоголизм впервые назвал психоаналитик Шандор Ференци (Sándor Ferenczi) в 1919 году. Именно от этого недуга он лечил своих пациентов, которые заболевали под конец рабочей недели, а потом резко выздоравливали в понедельник утром. Он-то и описал трудоголизм как болезнь, которую сегодня диагностируют у 5% всех работников на свете.

Психологи выделяют четыре стадии развития трудоголизма:

1. Первая, начальная, обычно проходит незаметно и начинается с того, что человек задерживается на работе, думает о ней на досуге, личная жизнь отходит на второй план.

2. Вторая стадия — критическая, когда работа становится страстью. Личная жизнь полностью подчиняется работе, а больной находит этому множество оправданий. Появляется хроническая усталость, нарушается сон.

3. Следующая стадия — хроническая. Трудоголик добровольно берёт на себя всё больше и больше обязанностей, становится перфекционистом — человеком, постоянно стремящимся к совершенству, но успеть всё у него не получается.

4. Во время четвёртой, последней стадии человек становится больным и физически, и психологически. Работоспособность снижается, человек практически сломлен.

Психолог Ольга Веснина предложила следующую классификацию трудоголиков:

  • Трудоголик для других очень много работает и очень этим доволен. Считает, что работает ради семьи (которая обычно не разделяет этого мнения), свою болезнь не признаёт. Помочь такому трудоголику невозможно — всё равно что лечить наркомана, который не хочет лечиться.
  • Трудоголик для себя очень много работает, но испытывает по этому поводу противоречивые чувства (знает, что работает чрезмерно много и что это плохо). Осознаёт, что от его работы могут страдать близкие люди. Он не безнадёжен.
  • Успешный трудоголик благодаря своей работе добивается больших профессиональных и карьерных успехов. Семью он практически не видит, правда, благодаря успешной карьере может обеспечивать своим близким безбедную жизнь.
  • Трудоголик-неудачник занимается бесполезной деятельностью, имитирует работу, заполняя пустоту в своей жизни. Зарабатывает мало, чувствует всю бесперспективность своего существования, зарываясь при этом в работу всё больше и больше.
  • Скрытый трудоголик на людях сетует, как он не любит работать, а на самом деле все свои силы и любовь отдаёт работе. Он осознаёт, что его трудоголизм — болезнь, и поэтому скрывает своё заболевание, постоянно рассказывая, как ему надоело работать. При этом без работы он и дня прожить не может.

Однако не каждый человек, который много работает, считается трудоголиком. Например, существует понятие «ложного трудоголизма», при котором человек просто прикрывается работой и желает, чтобы его считали трудоголиком. При этом он накапливает дела до последнего, а потом работает в авральном режиме. Эти люди не зависимы от работы, они часто жалуются, что ничего не успевают, но казаться трудоголиками им просто удобно.

Если у человека 12-часовой рабочий день — это ещё не значит, что он трудоголик. Трудоголизм — это психологическая зависимость, и существует ряд признаков, по которым её можно выявить.

  • После дня работы практически невозможно переключиться на другую деятельность. Отдых теряет свой смысл, не даёт радости и разрядки.
  • Только работая или думая о работе человек чувствует себя энергичным, уверенным и самодостаточным.
  • Возникает стойкая уверенность, что настоящее удовлетворение можно испытать только на работе, всё остальное — суррогат.
  • Если вдруг человек на какое-то время оказывается не загруженным работой, то начинает чувствовать раздражение, ничем не мотивированное недовольство собой и окружающими.
  • О человеке говорят (и не только близкие), что в общении он молчалив и мрачен, неуступчив, агрессивен. Но всё это исчезает, стоит ему оказаться на работе — перед вами совершенно другой человек.
  • При близости окончания какого-либо дела человек испытывает тревогу, страх, растерянность.
  • Чтобы спастись от этого, он сразу же начинает планировать следующие рабочие задачи.
  • Всё, что происходит вне работы, для человека — безделье, лень, баловство.
  • Журналы, телевизионные программы, шоу развлекательного характера вызывают у человека лишь раздражение.
  • Всё чаще отсутствуют сексуальные желания, но человек объясняет это тем, что «сегодня устал, но вот завтра…».
  • В лексиконе часто встречаются слова и выражения «всё», «всегда», «я должен», «я могу», а рассказывая о работе, человек употребляет местоимение «мы», а не «я».
  • У человека входит в привычку ставить перед собой явно неразрешимые задачи и недостижимые цели.
  • Все проблемы и неудачи на работе человек начинает воспринимать как личные.
  • Из-за перегрузок на работе постепенно ухудшаются отношения в семье.

При этом трудоголиков любит начальство. Действительно, разрушая себя, они достигают высот и становятся активом компании. Трудоголики хороши в определённых ситуациях: начало или завершение проектов, сезонное увеличение объёма работ, необходимость подготовиться к какой-либо проверке.

Нередко руководители поощряют культуру «высокого износа» в компании. Их стоит огорчить: такая позиция ведёт за собой экономические потери, а вовсе не процветание бизнеса. Хронически уставший сотрудник не способен к инновациям, полной отдаче в работе и эмпатии. Трудоголики, измученные своей погоней за работой, часто допускают дорогостоящие для организации ошибки и конфликтуют с коллегами. Да и болеют с незавидной регулярностью, а это влечёт за собой оплату больничных листов. Кроме того, работоголики своими подвигами позволяют существовать в организации «люмпен-кадрам», не повышающим производительность труда, но исправно получающим заработную плату. И работоголиков, и «люмпенов» трудно мотивировать, так как нормальная трудовая мотивация здесь уже не работает, а значит, сотрудники становятся плохо управляемыми.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Станьте первым, кто оставит комментарий