Почему возникает кассовый разрыв и как его предотвратить

Специалист по финансам бизнеса Александр Афанасьев — о том, что такое кассовый разрыв и как правильно распоряжаться финансами, чтобы его избежать.

Александр Афанасьев
Специалист по финансам бизнеса в консалт-бюро «Нескучные финансы».

Маленький бизнес вести достаточно просто. Например, копирайтеру нужно сдавать проекты в срок, и всё у него будет хорошо. Если же речь идёт о большой компании с сотрудниками, поставщиками и большим количеством клиентов, тут начинаются сложности с учётом денег.

К сожалению, руководитель не всегда растёт вместе со своим делом. У него появляется всё больше обязательств, а он по-прежнему держит всё в голове и распоряжается деньгами как придётся.

Когда руководитель не контролирует поступления на счёт и списания с него, то рискует оказаться без денег. Нужно платить зарплаты, аренду, закупать товар, а средств нет. Приходится брать кредиты или продавать имущество. Ситуация, когда у компании временно нет денег, называется кассовым разрывом. Расскажем о трёх основных причинах, из-за которых он возникает.

Не запланировали расходы

Представьте, что вы владелец кафе. Вы выплатили зарплату, расплатились с поставщиками, по аренде и налогам задолженностей тоже нет. Всё вроде бы хорошо, на счетах остаётся ещё 200 тысяч рублей. Вы решаете вложить их в развитие и оплачиваете курсы для шеф-повара и су-шефа.

Через несколько дней к вам приходит человек из отдела доставки и говорит, что ему нужны 50 тысяч на техобслуживание автомобилей. Это плановый расход, а вы про него забыли. Денег на него нет — вот и кассовый разрыв.

Как не попасть в кассовый разрыв

Нужно вести платёжный календарь. Это такая таблица, куда вносятся все планируемые траты со счёта и поступления на него. Так вы увидите, возникнут ли периоды, когда денег на счетах не будет. Лучше всего составлять платёжный календарь в начале месяца.

7 и 8 августа денег не будет. Они появятся только 9 августа, когда клиент отправит 80 тысяч

Забрали себе слишком много

Часто собственники выводят из бизнеса слишком много денег, не задумываясь о том, что эти средства пригодятся в будущем.

Представьте, что у вас магазин мебели. Прошла удачная рекламная кампания, поступило много предзаказов, а в кассе появились деньги. Вы решили вознаградить себя за работу и купить последнюю модель MacBook. А потом вы перевели деньги поставщикам мебели, выплатили зарплату продавцам, заплатили за склад. Средств уже не осталось, а нужно ещё заплатить грузчикам и водителям, которые развозили мебель сверхурочно. MacBook придётся продавать.

Как не попасть в кассовый разрыв

Нужно сначала считать чистую прибыль, а потом уже тратить деньги на себя. Чистая прибыль — это разница между выручкой и переменными и постоянными расходами, налогами, кредитами, амортизацией. Забирать себе можно не больше чистой прибыли. А лучше меньше, чтобы оставалось на развитие бизнеса.

Затянулись сроки проекта

Представьте, что вы начальник ремонтной бригады из четырёх человек. Вы берёте заказ на ремонт квартиры на 500 тысяч и договариваетесь о трёхэтапной оплате: 200 тысяч сразу на материалы, 200 тысяч после приёмки объекта и 100 тысяч через месяц.

Вы запланировали, что справитесь с заказом за 30 дней, поэтому договорились с рабочими на месяц работы и оплату по 50 тысяч каждому. Рабочие управились в срок, а заказчик был в отъезде. Рабочие согласились подождать. Через неделю заказчик приехал и начал тщательно всё проверять. Потом пригласил специалистов, чтобы согласовать перепланировку. Это заняло ещё неделю. Всё это время рабочие звонили и требовали деньги. А вам было нечем платить — вы оказались в кассовом разрыве.

Как не попасть в кассовый разрыв

Нужно брать предоплату, которой хватит на выполнение всех обязательств. Также стоит прописать в договоре сроки, в течение которых заказчик должен принять или отклонить проект.

И другие ситуации

Сценариев кассового разрыва — масса. Деньги могут застрять в дебиторской задолженности: вы дали клиенту отсрочку платежа и ждёте с пустой кассой, когда он всё-таки заплатит. Иногда кассовый разрыв может случиться не по вине предпринимателя. Например, в сфере общепита можно попасть на плохого поставщика или списать много товара.

Чтобы эти проблемы вас не касались, составляйте подробные бюджеты проектов и планируйте расходы. На случай, если кассовый разрыв всё-таки произойдёт, нужно всегда иметь денежную подушку безопасности. Старайтесь, чтобы про запас денег оставалось на 1–2 месяца работы.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Роман Иванов
29.03.18 11:46
О чем статья? Ни о чем. Перешел по ссылке на сайт автора, почитал его газету, бред.
Alexey Gaynutdinov
29.03.18 12:41
По количеству слова Мак бук, можно писать что материал партнерский)
Мария Иванова
17.12.18 21:41
| изменено
Мне очень понравилось читать ваши статьи.