В «Клоне» с Карен Гиллан мало экшена и фантастики, зато много размышлений о смысле жизни

Неспешный сатирический фильм похож на удачный эпизод «Чёрного зеркала».

19 мая в российских кинотеатрах выходит фильм «Клон». Его поставил малоизвестный режиссёр Райли Стернс, а вот главные роли сыграли актёры, отлично знакомые поклонникам сериалов: Карен Гиллан, известная по «Доктору Кто», и звезда проекта «Во все тяжкие» Аарон Пол.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Но даже с этими артистами фильм наверняка прошёл бы незаметно, если бы не исчезновение из российского проката большинства западных блокбастеров. И странным образом именно тот факт, что «Клон» — один из немногих крупных голливудских релизов, может испортить отношение к картине.

Трейлеры и описание подают работу Стернса чуть ли не как фантастический боевик. А на деле это неспешная инди-драма о поисках цели в жизни. Поэтому впечатления будут сильно зависеть от ожиданий зрителя: он может показаться как пустой оболочкой, в которую забыли добавить экшен, так и трогательной драмой.

В фильме «Клон» хорошо проработан необычный мир

Сара (Карен Гиллан) живёт в мире, очень похожем на наш. Девушка пребывает в постоянной депрессии, почти не общается с матерью, а вечерами объедается фастфудом и смотрит порно. Почувствовав себя плохо, Сара идёт к врачу и узнаёт, что смертельно больна. Тут и раскрывается главное отличие киномира от реальности: здесь люди могут сделать «замену» — заказать себе клона, который останется с близкими после их смерти.

Неотличимые двойники появляются на свет с совершенно чистым сознанием, и оригиналу нужно обучить их своим привычкам. Так поступает и героиня: она получает свою слегка бракованную копию (у двойника глаза другого цвета) и принимается воспитывать её.

Однако постепенно клон захватывает весь мир Сары: она уводит у девушки парня и налаживает общение с матерью. А тем временем сама героиня узнаёт, что излечилась. Но остаться может только одна Сара, поэтому старая и новая версии должны бороться за право на жизнь.

Кадр из фильма «Клон»

Концепция двойников, которые сталкиваются с оригиналами, одна из популярных и даже заезженных тем в кинофантастике. Например, не так давно вышли провальный боевик «Гемини», ужастик «Мы», сериал «Ужиться с самим собой» с Полом Раддом. И режиссёр Райли Стернс явно это осознавал, приглашая Карен Гиллан на главную роль. Ведь все фанаты «Доктора Кто» помнят, как актриса играла постаревшую версию себя в эпизоде «Девочка, которая ждала», робота-двойника своей героини в серии «Давай убьём Гитлера» и рассуждала о душе клонов в «Мятежной плоти». То есть для поклонников британской легенды это буквально очередной эпизод любимого сериала.

И в первую очередь в этой истории радует именно задумка. В отличие от условного «Чёрного зеркала», здесь не просто показывают мир, где каждый может создать свою копию (иначе получилось бы как в «» — все начали бы себя бездумно размножать), а пытаются хоть как-то логически обосновать их правовой статус.

Производство клонов ограничено, во-первых, законом: его может заказать только умирающий человек. Во-вторых, очень высокой стоимостью: многие ли захотят так тратиться на то, что будет важно только после их смерти? И даже на исключительный случай, который произошёл с Сарой, есть правило. Странное и очень спорное, но есть. Причём неоднозначности добавляет и тот факт, что героиня должна сама оплачивать существование копии, которая планирует её убить.

Кадр из фильма «Клон»

При этом создатели «Клона» не отправляют зрителя в фантастическое будущее. Не считая наличие клонов, Сара живёт в самом обычном и знакомом мире, где ездят на бензиновых машинах, смотрят DVD и едят фастфуд. Такой подход делает сюжет фильма более понятным. Кажется, что нечто подобное может произойти уже сейчас: кто знает, до чего дошла современная генетика.

«Клон» нестандартно обходится с моралью

Сам смысл встречи с двойником фильм тоже берёт не из фантастических боевиков, а из более драматических сюжетов. Даже в упомянутой комедии «Ужиться с самим собой» персонаж Радда в какой-то момент понимал, что его копия действительно во всём лучше оригинала. Из чего возникал вопрос: а точно ли он достоин занимать своё место просто по праву условного «первородства»?

В хорроре «Мы» финальный твист и вовсе показывал, что положительный персонаж и злодей могут меняться местами. А в «Докторе Кто» главный герой проворачивал такой ход для проверки идентичности.

Кадр из фильма «Клон»

«Клон» вроде бы и продолжает эти идеи. Но в какой-то момент выворачивает историю ровно противоположным образом. Если копия полностью повторяет характер Сары, а та ещё и сама её воспитывала, было бы странно, если бы из двойника получился другой человек. В итоге клон буквально повторяет судьбу оригинала.

Мало того, фильм ненавязчиво заставляет задуматься о том, что, завидуя другим людям, мы замечаем их достоинства и свои недостатки. Но на самом деле копия Сары не освоила множество элементарных вещей. Просто у неё поначалу больше энергии, чтобы проявлять себя.

Кадр из фильма «Клон»

Но постепенно они обе становятся действительно одинаковыми. И поэтому финал фильма выглядит скорее философским, чем драматичным. В конце концов, какая разница, кто из них будет жить, если различия незаметны?

В картине мало экшена, но так и задумано

Если посмотреть трейлер, то наверняка покажется, что «Клон» — довольно динамичная история о девушке, которая должна сражаться на арене со своим двойником. Этакий «Безумный Макс — 3: Под Куполом грома», но в реалистичных декорациях.

Кадр из фильма «Клон»

Мало того, на обложках некоторых Карен Гиллан красуется в латексном костюме с топором. Вот только она вообще не появляется в таком имидже. Звезда «Дивергента» Тео Джеймс, которому посвящена чуть ли не треть промоматериалов, и вовсе мелькнёт на пару минут во вступлении.

Увы, именно это может смутить и даже разозлить некоторых зрителей. Поэтому лучше заранее понимать, что «Клон» будет мрачно подшучивать над клише фантастических фильмов, а не следовать им.

Если сравнивать с другими картинами, «Клон» — это скорее «Лобстер», нежели «Голодные игры».

Получив ещё один год, героиня сначала просто наблюдает, как её выдавливают из собственной жизни. Потом она узнаёт, что излечилась, и готовится к схватке: ищет наставника и посвящает много времени тренировкам. Именно здесь действие превращается в откровенную пародию на множество боевиков о восточных единоборствах, где герой под руководством опытного воина превращается в машину для убийств.

Кадр из фильма «Клон»

Здесь и методы подготовки будут странными, вплоть до просмотра глупых и кровавых фильмов, и даже оплата, когда у Сары закончатся деньги, — это, пожалуй, самая милая сцена с участием Аарона Пола.

Однако всё это не приведёт к какому-то эпичному финалу: действие не превратится в кровавое месиво. И в этом нет никакого обмана. Ведь в жизни скорее произошло бы то же самое, что и с главной героиней. Если задуматься, к моменту, когда обе версии Сары должны отправиться на поле, битва давно уже состоялась.

Кадр из фильма «Клон»

Самое главное — не ждать от «Клона» динамичного сюжета и элементов фантастического боевика. Этот фильм не столько о борьбе за жизнь, сколько о поисках смысла в ней. И это выделяет картину из множества подобных сюжетов. Ведь несмотря на то, что действие разворачивается в необычном мире, и герои, и события кажутся очень знакомыми. Поэтому понять и почувствовать эту ленту очень легко.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Клон»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Анастасия Цистан
02.08.22 13:31
Не знаю, мне совершенно не показалось, что оригинал с копией стали одинаковыми. Оригинал, хоть и хотела выжить любой ценой, хоть и воспитывала в себе цинизм и жестокость, но не была подлой. А копия вместе с самыми близкими людьми оригинала, которые ее просто выбросили из жизни придумали и в итоге воплотили план, по ее убийству, боясь, что во время состязания сможет остаться в живых не та, что им нужно. И последние кадры фильма показывают их сговор. Только в итоге не понятно, то ли оригинал раскусив план в самом конце в итоге смогла спастись и прибить копию, после всего осознала, что та действовала не одна, а в сговоре с парнем и матерью. То ли клон все таки довела дело до конца, отравив Сару заняв ее место, а истерика в конце лишь то, что остачертели не нужные ей родственнички, ну или раскаяние, не знаю. Финал остался не ясным, кто все же жив, а кто прикопан в лесочке...
Анастасия Цистан
02.08.22 13:36
У меня эта же песня звучала в голове на последних минутах фильма, пока не началась истерика героини в машине... А дальше я задумалась, так кто же?)))
Михаил Дугин
05.08.22 16:27
Клон не умел водить машину, потому в финале машина мятая, т.к. отравив Сару клон попал в ДТП.
Jane F
12.05.23 12:30
Зачем понимать всё так буквально. Это хороший фильм о борьбе человека за возможность быть самим собой и выбор собственной личности. Есть девушка Сара, такая, как она есть. Близкие люди в лице парня и матери и общество со своими стандартами успеха и красоты хотели бы видеть её несколько иной. Более внимательной к матери и доступной её бесконечным звонкам, комментариям, просмотру фотографий, чаепитиям. Готовой всегда уделить время парню без вот этого «извини, устала после перелёта, сплю». Любящей ту же еду, что и её парень, живущей его интересами и настроением больше, чем своими. Более стройной, модной, без целлюлита, и в идеале с голубыми глазами. И чтобы она всячески демонстрировала энтузиазм и счастье от жизни по этим требованиям и стандартам, а работа превратилась в «любимую». Без права на рефлексию и плохое настроение. Они отказываются принимать Сару такой, какая она есть, и готовы любить только её «лучшую» созданную специально для них версию. Весь фильм перед Сарой стоит выбор, кем ей быть. Такой, какая она есть, или стать такой, какой её хотят видеть, отказавшись от собственной личности. В итоге она выбирает быть не той, кто она есть, а той, кем её хотят видеть. И ничего не меняется. Даже если она будет «вот такой хорошей», то мать все равно будет каждые 5 минут ей названивать и пытаться контролировать и рулить каждым её шагом. А парень, если ему угождать во всём, не станет менее токсичным и будет также позволять себе комментарии про «увядающую женщину, пока он-то красавец». И ради этого она отказалась от себя самой и стала той, кем её хотели видеть. Отсюда и полный отчаяния плач героини в конце.
Читать все комментарии