В «Клоне» с Карен Гиллан мало экшена и фантастики, зато много размышлений о смысле жизни
19 мая в российских кинотеатрах выходит фильм «Клон». Его поставил малоизвестный режиссёр Райли Стернс, а вот главные роли сыграли актёры, отлично знакомые поклонникам сериалов: Карен Гиллан, известная по «Доктору Кто», и звезда проекта «Во все тяжкие» Аарон Пол.
Но даже с этими артистами фильм наверняка прошёл бы незаметно, если бы не исчезновение из российского проката большинства западных блокбастеров. И странным образом именно тот факт, что «Клон» — один из немногих крупных голливудских релизов, может испортить отношение к картине.
Трейлеры и описание подают работу Стернса чуть ли не как фантастический боевик. А на деле это неспешная инди-драма о поисках цели в жизни. Поэтому впечатления будут сильно зависеть от ожиданий зрителя: он может показаться как пустой оболочкой, в которую забыли добавить экшен, так и трогательной драмой.
В фильме «Клон» хорошо проработан необычный мир
Сара (Карен Гиллан) живёт в мире, очень похожем на наш. Девушка пребывает в постоянной депрессии, почти не общается с матерью, а вечерами объедается фастфудом и смотрит порно. Почувствовав себя плохо, Сара идёт к врачу и узнаёт, что смертельно больна. Тут и раскрывается главное отличие киномира от реальности: здесь люди могут сделать «замену» — заказать себе клона, который останется с близкими после их смерти.
Неотличимые двойники появляются на свет с совершенно чистым сознанием, и оригиналу нужно обучить их своим привычкам. Так поступает и героиня: она получает свою слегка бракованную копию (у двойника глаза другого цвета) и принимается воспитывать её.
Однако постепенно клон захватывает весь мир Сары: она уводит у девушки парня и налаживает общение с матерью. А тем временем сама героиня узнаёт, что излечилась. Но остаться может только одна Сара, поэтому старая и новая версии должны бороться за право на жизнь.
Концепция двойников, которые сталкиваются с оригиналами, одна из популярных и даже заезженных тем в кинофантастике. Например, не так давно вышли провальный боевик «Гемини», ужастик «Мы», сериал «Ужиться с самим собой» с Полом Раддом. И режиссёр Райли Стернс явно это осознавал, приглашая Карен Гиллан на главную роль. Ведь все фанаты «Доктора Кто» помнят, как актриса играла постаревшую версию себя в эпизоде «Девочка, которая ждала», робота-двойника своей героини в серии «Давай убьём Гитлера» и рассуждала о душе клонов в «Мятежной плоти». То есть для поклонников британской легенды это буквально очередной эпизод любимого сериала.
И в первую очередь в этой истории радует именно задумка. В отличие от условного «Чёрного зеркала», здесь не просто показывают мир, где каждый может создать свою копию (иначе получилось бы как в «Симпсонах» — все начали бы себя бездумно размножать), а пытаются хоть как-то логически обосновать их правовой статус.
Производство клонов ограничено, во-первых, законом: его может заказать только умирающий человек. Во-вторых, очень высокой стоимостью: многие ли захотят так тратиться на то, что будет важно только после их смерти? И даже на исключительный случай, который произошёл с Сарой, есть правило. Странное и очень спорное, но есть. Причём неоднозначности добавляет и тот факт, что героиня должна сама оплачивать существование копии, которая планирует её убить.
При этом создатели «Клона» не отправляют зрителя в фантастическое будущее. Не считая наличие клонов, Сара живёт в самом обычном и знакомом мире, где ездят на бензиновых машинах, смотрят DVD и едят фастфуд. Такой подход делает сюжет фильма более понятным. Кажется, что нечто подобное может произойти уже сейчас: кто знает, до чего дошла современная генетика.
«Клон» нестандартно обходится с моралью
Сам смысл встречи с двойником фильм тоже берёт не из фантастических боевиков, а из более драматических сюжетов. Даже в упомянутой комедии «Ужиться с самим собой» персонаж Радда в какой-то момент понимал, что его копия действительно во всём лучше оригинала. Из чего возникал вопрос: а точно ли он достоин занимать своё место просто по праву условного «первородства»?
В хорроре «Мы» финальный твист и вовсе показывал, что положительный персонаж и злодей могут меняться местами. А в «Докторе Кто» главный герой проворачивал такой ход для проверки идентичности.
«Клон» вроде бы и продолжает эти идеи. Но в какой-то момент выворачивает историю ровно противоположным образом. Если копия полностью повторяет характер Сары, а та ещё и сама её воспитывала, было бы странно, если бы из двойника получился другой человек. В итоге клон буквально повторяет судьбу оригинала.
Мало того, фильм ненавязчиво заставляет задуматься о том, что, завидуя другим людям, мы замечаем их достоинства и свои недостатки. Но на самом деле копия Сары не освоила множество элементарных вещей. Просто у неё поначалу больше энергии, чтобы проявлять себя.
Но постепенно они обе становятся действительно одинаковыми. И поэтому финал фильма выглядит скорее философским, чем драматичным. В конце концов, какая разница, кто из них будет жить, если различия незаметны?
В картине мало экшена, но так и задумано
Если посмотреть трейлер, то наверняка покажется, что «Клон» — довольно динамичная история о девушке, которая должна сражаться на арене со своим двойником. Этакий «Безумный Макс — 3: Под Куполом грома», но в реалистичных декорациях.
Мало того, на обложках некоторых роликов Карен Гиллан красуется в латексном костюме с топором. Вот только она вообще не появляется в таком имидже. Звезда «Дивергента» Тео Джеймс, которому посвящена чуть ли не треть промоматериалов, и вовсе мелькнёт на пару минут во вступлении.
Увы, именно это может смутить и даже разозлить некоторых зрителей. Поэтому лучше заранее понимать, что «Клон» будет мрачно подшучивать над клише фантастических фильмов, а не следовать им.
Если сравнивать с другими картинами, «Клон» — это скорее «Лобстер», нежели «Голодные игры».
Получив ещё один год, героиня сначала просто наблюдает, как её выдавливают из собственной жизни. Потом она узнаёт, что излечилась, и готовится к схватке: ищет наставника и посвящает много времени тренировкам. Именно здесь действие превращается в откровенную пародию на множество боевиков о восточных единоборствах, где герой под руководством опытного воина превращается в машину для убийств.
Здесь и методы подготовки будут странными, вплоть до просмотра глупых и кровавых фильмов, и даже оплата, когда у Сары закончатся деньги, — это, пожалуй, самая милая сцена с участием Аарона Пола.
Однако всё это не приведёт к какому-то эпичному финалу: действие не превратится в кровавое месиво. И в этом нет никакого обмана. Ведь в жизни скорее произошло бы то же самое, что и с главной героиней. Если задуматься, к моменту, когда обе версии Сары должны отправиться на поле, битва давно уже состоялась.
Самое главное — не ждать от «Клона» динамичного сюжета и элементов фантастического боевика. Этот фильм не столько о борьбе за жизнь, сколько о поисках смысла в ней. И это выделяет картину из множества подобных сюжетов. Ведь несмотря на то, что действие разворачивается в необычном мире, и герои, и события кажутся очень знакомыми. Поэтому понять и почувствовать эту ленту очень легко.
Лучшие предложения
10 аксессуаров с AliExpress для эстетичного рабочего стола
На что потратить 1 000 рублей: 10 полезных товаров для дома с AliExpress
Ценя дня: смартфон OnePlus Nord 2T за 17 370 рублей
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
15 интересных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа на AliExpress: забираем 10 товаров с отличными скидками
10 проводных наушников, которые порадуют своим звуком
Хочу/могу: аналог стайлера Dyson по приятной цене
Зачем, как и когда нужно проверять родинки: разбираемся вместе с онкодерматологом
РекламаЭзотерика, Таро, фэншуй: зачем традиционная наука изучает псевдоучения
«Когда дочь получила значок, мы решили, что и нам пора». Кто и зачем сдаёт нормативы ГТО
Социальная рекламаСито для озёр, речной «пылесос» и ещё 3 технологии, которые помогают бороться с загрязнением воды
Социальная реклама