На экраны вышла новая картина от режиссёра знаменитого социального хоррора «Прочь» Джордана Пила. По форме это снова фильм ужасов, но, как и в прошлый раз, автор поднимает в нём важные вопросы и передаёт смысл через аллегории и неочевидные отсылки.

Сюжет фильма

В 1986 году юная Аделаида случайно отошла от родителей на пляже Санта-Крус и попала в комнату с зеркалами. Там она так сильно испугалась своего отражения, что на время перестала разговаривать.

Уже в наши дни взрослая Аделаида Уилсон с мужем Гейбом, дочерью Зорой и сыном Джейсоном отправляются отдыхать в летний дом. Зора — активная девочка, которая занимается бегом и читает про теории заговоров. Джейсон — замкнутый молчаливый мальчик со странной привычкой щёлкать зажигалкой.

Гейб покупает лодку и уговаривает всю семью поехать на пляж Санта-Крус, где они встречают семью своих соседей Тайлеров.

Вечером в дом Аделаиды и Гейба приходит странная семья: все они копии Уилсонов, но одеты в красные робы. Из них разговаривает только женщина по имени Рэд, но делает это так, будто её душат. Она рассказывает, что у Аделаиды всегда была «тень», которой приходилось повторять за ней весь её жизненный путь вне зависимости от желания. Чтобы отомстить, двойники пытаются убить Уилсонов, но тем удаётся спастись.

В это же время двойники Тайлеров убивают всю семью. Подобные случаи происходят по всей стране. Уилсоны пытаются убежать, но Рэд ворует Джейсона, и Аделаида пускается в погоню.

Фильм заканчивается тем, что Аделаида спускается в подземелье. Там выясняется, что в результате тайных экспериментов правительства каждому человеку создали связанного двойника, или тень. Эти сущности могли телепатически управлять людьми, жившими на поверхности. Потом эксперимент закрыли, и тени оказались предоставлены сами себе. Под руководством Рэд они взбунтовались и вышли на поверхность. Но всё это лишь для того, чтобы взяться за руки, образовав одну непрерывную цепь.

Аделаида находит Рэд, убивает её и спасает сына. Тот забирает с собой одного кролика — их держали в клетках под землёй в качестве пропитания для связанных. В финале все двойники берутся за руки, создавая цепь из людей, а Уилсоны уезжают на машине.

Явные и скрытые сюжетные повороты

В первую очередь фильм построен как хороший триллер или хоррор: он мрачный, жестокий, а поведение теней пугает. Но в финале режиссёр Джордан Пил показывает несколько интересных поворотов, которые меняют восприятие всего сюжета.

Тени управляют людьми, а не наоборот

«Мы», Джордан Пил: Тени управляют людьми, а не наоборот

Первый намёк на это можно заметить, ещё когда Зора в машине читает очередную теорию, будто правительство добавляет в воду фтор, чтобы люди были более послушными. Тогда, конечно, вся семья смеётся над ней. Потом, когда тени приходят в дом Уилсонов, Рэд говорит, что ей приходилось всё повторять за Аделаидой.

Но на самом деле не тени следуют за людьми, а люди повторяют действия жутких существ, выведенных правительством. С их помощью кто-то действительно хотел управлять страной, но эксперимент забросили.

В некоторых обзорах предполагаютМы (2019) — концовка, её объяснение и смысл , что с того момента, как эксперимент забросили, ситуация изменилась и тени постепенно сами стали копировать оригиналы. Такое ощущение создаётся от сцены, где люди развлекаются на каруселях, а их двойники под землёй просто ходят по кругу.

Но о такой перемене мест в фильме прямо не сказано. Есть вероятность, что это просто намёк на бессмысленное поведение людей: они повторяют действия сошедших с ума двойников. Тем более, если бы тени копировали поведение оригиналов, не сработал бы следующий сюжетный поворот.

Аделаида — тень Рэд, а не наоборот

«Мы», Джордан Пил: Аделаида — тень Рэд, а не наоборот

Рэд пришлось повторять действия Аделаиды лишь потому, что на самом деле это она настоящий человек, а Аделаида лишь тень. Когда в детстве девочка потерялась, она встретила в зеркальной комнате своего двойника. Та придушила её, оттащила в свою комнату и переодела.

Намёки на это дают на протяжении всего фильма. Во-первых, девочка перестала говорить после того, как её нашли (а «связанные» не умеют разговаривать). Даже будучи уже взрослой, она говорит подруге на пляже, что не любит болтать.

Во-вторых, Рэд — единственная из теней, кто может говорить. А её голос так звучит, видимо, из-за удушения в детстве. Получается, Аделаида всю жизнь боялась не нового появления двойника из комнаты с зеркалами, а того, что раскроется её истинная сущность.

Джейсон — тень Плуто, а не наоборот

«Мы», Джордан Пил: Джейсон — тень Плуто, а не наоборот

Об этом не говорят прямо, как о предыдущих твистах. Но есть несколько намёков, которые и позволили многим зрителям и журналистамThis Mind-Blowing Theory About The Son From “Us” Will Change The Way You See The Whole Movie сделать такой вывод. Когда появляется семья двойников, Джейсон, любящий носить маску Чубакки, и Плуто в белой маске идут поиграть. Выясняется, что у тени сильно обожжено лицо.

Возможно, он и есть настоящий сын Аделаиды, который обгорел из-за любви играть с огнём. После этого мать поменяла его местами с двойником, как когда-то сделала сама. Джейсон замкнут и мало разговаривает. При этом создаётся ощущение, что они общаются с матерью невербально, как это делают «связанные» — в машине они даже синхронно щёлкают пальцами, не попадая в такт музыки. А на пляже Джейсон играет в песке, но не строит замки, а роет тоннели, подобные тем, в которых живут двойники.

В конце фильма он начинает управлять действиями Плуто, отправляя его в огонь. Ну а в самом финале они с Аделаидой очень многозначительно переглядываются, и мальчик снова надевает свою маску. И в этом случае тот факт, что он прихватил с собой кролика, выглядит более зловеще: вероятно, мальчик просто позаботился о пропитании на будущее.

Смысл и подтексты

Как и предыдущий фильм Джордана Пила «Прочь», новая картина создана не только для того, чтобы напугать и удивить зрителя. «Мы» имеет несколько смысловых подтекстов, связанных как с политикой, так и с обычным человеческим поведением.

Настоящие враги людей

«Мы», Джордан Пил: Настоящие враги людей

Люди и есть свои злейшие враги. Эта идея в первую очередь прослеживается в постоянных намёках на дуализм. В фильме очень много симметрии и отражений. Ещё в детстве Аделаида встречает страшного человека с табличкой «Иеремия 11:11». Здесь имеется в виду отрывок из Библии, намекающий на грядущее наказание людского рода.

Посему так говорит Господь: вот, Я наведу на них бедствие, от которого они не могут избавиться, и, когда воззовут ко Мне, не услышу их.

Иеремия 11:11

Но это не просто предсказание трагедии, но ещё и символ. «11:11» выглядит зеркально, и потом эти числа будут встречаться постоянно: на футболке, часах, в счёте футбольного матча. Кроме того, они означают и просто четыре единицы — семью героев и семью их двойников.

А дальше двойники и отражения встречаются на протяжении всего фильма. Аделаида попадает в зеркальную комнату, Зора в доме смотрит в зеркало. У их соседей дочери-близнецы. Джейсон сидит напротив своего «связанного» и двигается с ним синхронно. Двойники вершат расправу золотыми ножницами. Эти две симметричные половины, связанные в центре, — ключевой символ фильма.

Но главное, конечно, в том, что антагонистами Аделаиды и её семьи показаны их точные копии. Так Джордан Пил намекает, что в большинстве случаев главный враг человека — он сам.

«Работа над этим фильмом началась с мысли о том, что мы живём в культуре тыканья пальцем, понимаете? Идёт ли речь о страхе чужака из другой страны, или из другой квартиры, или с другой улицы, мы скорее станем указывать пальцем на кого-то другого, чем направим его на самих себя», — отмечает режиссёр в интервьюДжордан Пил: «Мне нравится, когда моему зрителю некомфортно» «Кинопоиску».

Финал картины ещё больше раскрывает тему: когда Аделаида смеётся, убивая Рэд, уже непонятно, кто же в этой истории герой, а кто злодей.

Классовая и расовая дискриминация

«Мы», Джордан Пил: Классовая и расовая дискриминация

Но только жизненной моралью сюжет не ограничивается. Как и первый фильм Пила, «Мы» содержит в себе рассказ о проблемах общества потребления, а также классовом и расовом неравенстве.

Заметно, что Гейб всеми силами пытается выглядеть типичным представителем среднего класса. Он даже покупает лодку, хотя семье она не нужна. Когда в их дом врываются, герой в первую очередь предлагает им забрать деньги, лодку и машины. К тому же Гейб явно завидует соседям Тайлерам и старается во всём равняться на них.

При этом жизнь у соседей выглядит не слишком весело. Они полностью зависимы от своих слабостей: алкоголя, облачного помощника и гаджетов. Разумеется, в итоге Тайлеры гибнут. И в этом плане фильм можно считать разоблачением общества потребления: людей губят излишества.

Я вырос в привилегированной среде. Я не был богат, тем не менее моя семья принадлежала к среднему классу. Я вырос в Нью-Йорке, американцем, с доступом к хорошему образованию. И я большую часть жизни принимал это как должное. Если посмотреть на мой личный вклад в мировое зло, то я неразрывно связан с кем-то, кто был лишён всего, что досталось мне просто по праву рождения.

Джордан Пил в интервью «Кинопоиску»

Аналогией классового неравенства можно считать и лестницу, по которой тени поднимаются из своего подземелья — намёк на карьерную лестницу. Их годами никто не замечал, и в итоге они решили заявить о себе. Причём они хотели просто показать, что существуют, — в итоге все «связанные» выстраиваются в огромную живую цепь.

Это аналог реальной акции 1986 года Hands Across America, которую показывают в самом начале фильма. Тогда более шести миллионов человек, в том числе и многие знаменитости, 15 минут держались за руки. Акция была призвана победить голод — многие участники сдавали по 10 долларов за место в цепи. Видимо, у Рэд остались воспоминания об этой акции и она призвала «связанных» сделать то же самое.

Цветные робы у двойников имеют сразу два значения. С одной стороны, это намёк на бывших и нынешних заключённых, которых отказывается принимать общество — об этом говорилJordan Peele Confirmed This ‘Us’ Theory That You Won’t Believe и сам режиссёр в одном из интервью. С другой — это можно считать высказыванием на тему расизма. Жизнь теней под землёй и их одежда — аналог рабовладельческого строя, а выход на поверхность — напоминание, что они такие же люди, как и все остальные.

Причём Джордан Пил говорит, что осознанно пригласил на главные роли темнокожих актёров. Его высказываниеJordan Peele on Making Movies After ‘Us’: “I Don’t See Myself Casting a White Dude As the Lead” даже вызвало немало споров.

Не представляю, чтобы я взял белого парня на главную роль. Не то чтобы я не любил белых парней, но такие фильмы я уже видел.

Джордан Пил

На самом же деле его слова и реакция на них как раз отражают то, что показывает режиссёр в фильме: люди хотят видеть лишь привычное им, не замечая представителей низших классов или других рас.

Влияние врагов на политику

«Мы», Джордан Пил: Влияние врагов на политику

Не обошлось, конечно же, без политических заявлений. Хотя, в отличие от многих других фильмов последнего времени, здесь скорее снова говорят об ответственности самих людей за происходящее. Даже само название картины Us может означать не только «Мы», но и United States. Это подтверждает и Рэд.

— Кто вы такие?

— Мы американцы.

Диалог Гейба и Рэд

Финал фильма с рассказом о тайных правительственных экспериментах намекает на веру многих людей в то, что страна окружена врагами и именно они каким-то образом влияют на выборы и реальную ситуацию в стране. Так, несколько месяцев в США велось расследование о вмешательстве России в выборы президента.

«Отправная точка истории — страх перед „другими“, страх перед захватчиками и посторонними. Но это ошибка, если учесть ущерб, который мы причиняем себе сами. Настоящее чудовище выращено дома», — отмечает Джордан Пил в интервьюJordan Peele reveals what he hopes Donald Trump would learn from watching ‘Us’  Mashable.


Если собрать вместе все подтексты, то фильм «Мы» призывает перестать искать врагов извне и осознать, что страну формируют сами люди, которые её населяют. При этом все трактовки объединяет одна и та же мысль: большинство людей ищет виноватых среди других, не задумываясь о своём участии в общем зле и не замечая неравенство и притеснения, которые происходят вокруг.