Конкуренция убивает продуктивность?

Как и любое оружие, конкуренция требует осторожности. Неправильное отношение к соревнованиям в компании может превратить эффективную командную работу в отравляющую атмосферу «каждый сам за себя». Принято считать, что конкуренция является отличной мотивацией для развития, особенно для новичков, стоящих на пороге своей карьеры. К сожалению, такие меры не всегда срабатывают, и причина этого — в неправильной организации конкуренции.

✨ В телеграм-канале «Дофамин» рассказываем о том, как жить свою лучшую жизнь.

Отличным примером может стать интервью Джоди Киннер журналу Fast Company. Бывший сотрудник отдела продаж рассказала о враждебной и напряженной атмосфере, которая возникла в компании Groupon из-за конкуренции.

«Каждому сотруднику отдела давали квоты, которые надо было закрывать каждый день. Квоты давали даже новичкам, в первую же неделю работы, сразу после пары часов обучения. Сотрудников постоянно сравнивали друг с другом — компания составляла список, в котором отображались результаты каждого сотрудника за день.

Каждую неделю оглашался список лучших и худших работников. Те, кто стояли во главе списка, получали разные привилегии — их угощали пиццей, разрешали работать из дома. А сотрудники, оказавшиеся внизу списка, получали долгие разговоры с супервизором, в процессе которых им рассказывали, как повышать эффективность, спрашивали, почему они этого не делают, почему не сравнивают себя с другими и не стремятся быть лучше.

Из-за постоянной гонки за показателями и страха потери своего положения, в отделе продаж была ужасная атмосфера — никто не ходил на обед, сотрудники не разговаривали друг с другом, ведь нельзя было терять ни единой минуты. В итоге все чувствовали себя несчастными, и в конце концов Джоди Киннер не выдержала напряга и уволилась, но многие остались и продолжали портить себе жизнь».

Смена мотивации

Профессор психологии из Университета Фордхам, Пол Баард, не зря сказал:

Старая поговорка «конкуренция обнаруживает в людях всё самое лучшее» заслуживает пышных похорон.

Профессор советует сменить мотивацию, и вместо того чтобы сравнивать победителей и лузеров, осознать свою пользу от хорошей работы. Вместо внешних причин быть успешным и продуктивным: «Что я получу от этого задания?», найти внутренние: «Как мне получить удовольствие от того, что я делаю?».

Баард объясняет, что внешние причины более эффективны в краткосрочной перспективе, потому что человек ясно видит, что он получает за свои старания, однако внешняя мотивация чревата быстрым эмоциональным выгоранием. Кроме того, внешняя конкуренция порождает внутреннюю, а это часто выливается в неадекватное поведение на работе — сотрудники начинают обманывать и вредить друг другу.

Дэвид Левис, президент OperationsInc, утверждает, что конкуренция не приносит компании ничего хорошего, когда менеджеры поощряют плохое поведение. Менеджеры часто портят хорошую организацию тем, что создают агрессивных конкурентов-лидеров, которые демотивируют всех остальные сотрудников, а ведь именно они, эти «мелкие винтики» любой компании в конечном итоге влияют на её результаты.

Угроза или шанс?

С другой стороны, Баард утверждает, что сотрудники могут воспринимать конкуренцию и достижение цели в положительном ключе, кайфовать от творческого подхода, сотрудничества и стойкости. Как же развить хороший вид конкуренции, а не разрушительное противостояние?

Во-первых, важно понять, как конкуренция воспринимается мозгом. Если конкуренция подобна опыту Джоди в Groupon, и завязана на общественном порицании и позоре, это воспринимается мозгом, как угроза и погружает его в непродуктивное суетливое состояние страха.

Когда же культура компании внедряет конкуренцию в положительном ключе, в плане награждения и поощрения успешных сотрудников, это воспринимается мозгом, как шанс. От вас не ждут победы или совершенства, но у вас появляется шанс улучшить свои результаты. У вас есть свобода выбора — вы можете рискнуть стать лучше, и вы делаете это.

Хорошие отношения с конкурентами

Во многих компаниях сотрудники работают дистанционно, что порождает негативную  конкуренцию. Нет мотивации обгонять кого-то, если ты ни разу в жизни его не видел и ничего о нем не знаешь.

Похожая проблема была у компании Phoenix Marketing International, персонал которой разбросан по разным частям Великобритании. Чтобы справиться с этим, в 2011 году в этой компании была запущена социальная сеть под названием PMInsider, в которой, сразу после открытия, начался бешеный обмен информацией между удаленными командами.

После этого в компании значительно повысилась эффективность, а сейчас в ней 95% удержания персонала. Эл ДеКотис, директор компании, объясняет это тем, что они подбирают сотрудников под корпоративную культуру, которая поощряет креативность, трудолюбие и особое отношение к клиентам.

Как найти свой путь к здоровой конкуренции?

Давид Хэссел, генеральный директор 15Five, рассказал о том, как, по его мнению, можно создать здоровую конкуренцию. Он считает, что конкуренцию нельзя назвать только хорошей или только плохой. Она как стресс — может быть и положительной и отрицательной.

«В компании надо создать такую атмосферу, чтобы присутствовал элемент соревнования между сотрудниками, но, в то же время, они преследовали общую для компании цель. Это создает ощущение общности», — утверждает Хэссел.

Неважно, касаются ли цели продаж, за которые преуспевшая команда награждается бонусами, или проводится соревнование, призванное укрепить отношения между командами, результат, в любом случае, направлен на благо компании.

На самом деле, важно знать, что никто не проигрывает, потому что все усилия направлены на благо компании.

Хэссел считает, что это входит в задачи менеджеров — направить конкуренцию в правильное русло. Если цели компании совпадают с направлением конкуренции, это привлекает людей.

Что касается персонала, который работает в одиночку, например, дизайнеров и разработчиков, задача менеджера — стать «тренером», и вместо того, чтобы заставлять сотрудников чувствовать себя неудачниками, вдохновлять их.

Какие чувства должна рождать конкуренция?

Профессор Баард утверждает, что человек сильно нуждается во внутренней мотивации. Он должен чувствовать себя компетентным и успешным, чтобы продолжать свою деятельность.

Поэтому лучший выбор — это сплотиться против общего «врага», например, другой компании или сложной цели с дедлайном. Это помогает сотрудникам развиваться, но всем вместе, без стресса и болезненной атмосферы в компании. Наоборот, такая конкуренция воспитывает командный дух и помогает победить вместе.

А победа команды — это лучшая победа для компании.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Андрей Горбунов
23.11.13 16:49
Слаженность и общий дух команды - это увеличивает продуктивность, а здоровая конкуренция должны быть на рынке услуг с другими компаниями. Имея внешних конкурентов команда сплотится и сможет стать эффективной и продуктивно. И правильно написано,что лучше иметь внешнего "противника, чем устраивать "охоту на ведьм" среди своего родного коллектива.