Знаете ли вы, кто придумал школу?

Всё началось ещё до нашей эры. 

Вспомните своё школьное утро: будильник на семь часов, за окном только начинает светать, а вам уже нужно вставать, быстро одеваться, собирать рюкзак и бежать на уроки, наспех перекусив бутербродами с чаем. В голове мелькает список задач на день: контрольная по математике, анализ произведения по литературе, пересказ по истории. И вечный вопрос: «Да кто вообще придумал эту школу»?

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Увы, обвинить кого-то одного в своих испытаниях школьники не смогут. Первые учебные заведения появились ещё за несколько тысячелетий до нашей эры. Например, в Древней Греции мальчиков забирали от матери, как только им исполнялось семь, и отправляли на попечение отца и педагога-раба, которые учили детей читать, писать и считать. К 16–18 годам они отправлялись в гимнасии, где, как вы могли догадаться, занимались в основном гимнастикой. Потом, правда, к физическим упражнениям добавились другие занятия — например, философия и риторика. 

Пожалуй, самый известный гимнасий той эпохи — Платоновская академия, где изучались этика, математика и политика. Там никому не приходилось сидеть за партой от звонка до звонка. Платон и его ученики любили проводить время за диалогами на свежем воздухе — философ считал, что так информация запоминается лучше. И конечно, без вина и оливок никуда!

Прообразы школ существовали также в Древнем Риме, Древней Индии и Древнем Китае. Так, образование в Индии строилось вокруг гуру, а само учебное заведение называлось гурукула. Ученики жили вместе с духовным наставником, перенимали его мудрость, а взамен помогали по хозяйству. 

Так что идея образовательных учреждений не возникла в чьей-то конкретной голове — они появились в разных формах практически одновременно во многих частях мира.

На Руси учебные заведения, конечно, тоже были. После крещения в 988 году нужно было привить населению новую религию, а для этого людей стоило сначала обучить грамоте. Первые школы появились в Смоленске, Суздале, Киеве, Новгороде и Курске. Преподавали там грамматику, арифметику, риторику, диалектику, геометрию, музыку и астрономию.

Кстати, в Новгороде обучался письму мальчик по имени Онфим, который вполне мог бы дружить с современными школьниками, если бы жил не в XIII веке. Вы, возможно, видели берестяные грамоты и рисунки его авторства. 

Берестяная грамота Онфима. Слева выписана азбука и склады, справа надпись «Поклон от Онфима к Даниле», рисунок зверя и подпись: «Я — зверь». Изображение: gramoty.ru / Wikimedia Commons

В 1714 году Пётр I ввёл обязательное образование для всех сословий, кроме крестьян, и создал профессиональные школы, но они не получили широкой поддержки. А в конце XVIII века при Екатерине II начала формироваться привычная классно-урочная система: ученики сидели за партами, занятия проходили по чёткому расписанию. Об этом вы, возможно, помните благодаря урокам истории. Но это ещё не была школа в её современном виде.

Такой, какой мы ее знаем, школа стала во многом благодаря выдающимся педагогам и учёным.

Один из них — Ян Амос Коменский, основоположник педагогики как науки. В 1657 году он опубликовал труд «Великая дидактика», где впервые описал идеи, которые сейчас воспринимаются как норма:

  • Обучение начинается с детства.
  • Учеников разделяют на классы по возрасту и уровню подготовки. 
  • Уроки и перемены имеют фиксированное время.
  • Обучение проходит в утренние часы.
  • Ученики в одно и то же время занимаются одним и тем же предметом, учителя по одному предмету не меняются.
  • Уроки должны быть наглядными, с примерами и визуальными материалами.
  • Дети учатся на родном языке, а не на латыни.
  • Образование должно быть доступно всем вне зависимости от социального статуса и материального положения.

Одно из главных имён научной педагогики в России —  Константин Ушинский. Он написал первые массовые учебники для начального образования, которые переиздаются до сих пор, — «Детский мир» (1861)  и «Родное слово» (1864). Идеи, которые Ушинский высказывал в своих трудах, не потеряли ни грамма актуальности:

  • Образование должно быть обязательным и всеобщим. Уроки нужно преподавать на родном языке, а доступ к ним необходим и мальчикам, и девочкам.  
  • Качество образования напрямую зависит от учителя, поэтому он должен сам иметь высокий уровень подготовки.  
  • «Звуковой метод» изучения азбуки предпочтительнее. Все мы привыкли, что сначала изучаем буквы, а вместе с ними и слоги, чтобы сразу понимать их произношение. До Ушинского было не так. Детям показывали сочетания букв — например, «буки»-«аз» — и требовали угадать, что получится. 
  • Учителя и воспитатели должны поддерживать детей и помогать им, а не наказывать. 

Кроме того, Константин Ушинский был уверен, что строить образование в стране нужно не с «верхушки» — то есть не с университетов, а с начальной школы. Это открыло доступ к обучению для широких масс. 

Основы современной школы были заложены в древнейшее время, и с тех пор она продолжает меняться и развиваться. Так что нынешним ученикам, увы, некому высказать своё недовольство из-за того, что каждый день приходится делать домашку. 

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Pixel-Shot / Shutterstock / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter