Чупа-чупс, пипетка и джем: какие предметы можно использовать для развития речи у детей

Превратите обучение в игру, и результаты не заставят себя ждать.

Логопед — специалист, который занимается устранением и коррекцией речевых нарушений. Также в его работу обязательно входит развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики. Обычно логопед ведет приём в кабинете, оборудованном дидактическими материалами, специальной мебелью и инструментами. Например, тренажёрами для развития речи, настольными играми, приспособлениями для артикуляционной гимнастики и так далее.

Однако специалисты также могут использовать и обычные предметы: ложки, зубочистки, зеркала или мячики для пинг-понга. Всё это позволяет проводить обучение в игровой форме. Также после диагностики речевых нарушений логопед может рекомендовать использовать такие предметы для развития речи в домашних условиях. Вот что пригодится для артикуляционной гимнастики — комплекса упражнений, который помогает сделать движения губ, языка, нижней челюсти и щёк более точными.

1. Чупа-чупс

Леденец на палочке — хороший рабочий инструмент, который позволяет вызвать речь у ребёнка. Ведь порой дети просто не понимают: чтобы говорить, нужно сначала открыть рот.

В таком случае логопед или кто-то из родителей просит дотянуться языком до леденца. Малыш не воспринимает его как что-то опасное и с удовольствием вступает в игру. В рот конфету брать не нужно: все упражнения выполняются с высунутым языком, который двигается за ней.

Делать их нужно каждый день по 2–3 минуты, сидя за столом перед зеркалом. Однако вначале можно обойтись и без зеркала, просто играя с ребёнком. Уже на второй неделе занятий ребёнок будет понимать, что и как делает, и начнёт получать удовольствие от «сладкой» гимнастики. 

Вот как именно можно использовать чупа-чупс:

  1. Предложите дотянуться языком до леденца, который находится на уровне рта ребёнка.
  2. Перемещайте чупа-чупс вправо и влево на уровне рта ребёнка. При этом он должен тянуться за конфетой только языком, не поворачивая головы. Спустя несколько занятий можно перейти на артикуляционное упражнение «Тик-так» без сладостей. Чтобы выполнять его, нужно растянуть губы в улыбку, разомкнуть зубы, высунуть язык и двигать им вправо-влево.
  3. Чупа-чупс нужно перемещать вверх-вниз, а ребёнок при этом должен также поднимать и опускать язык, не двигая головой. Затем можно выполнять артикуляционное упражнение «Качели» без леденца. Для этого ребёнку необходимо улыбнуться и открыть рот, а затем поднять язык вверх, пытаясь достать до носа. Потом — наоборот, опустить язык, пытаясь достать им до подбородка.

2. Пипетка

Часто дети не могут произнести шипящие звуки: «ш», «ж», «щ» и «ч». Чтобы исправить это, нужно поработать с языком и губами. Ребёнку необходимо научиться контролировать и согласовывать их действия, что не всегда даётся просто. 

Одним из инструментов здесь может стать обычная пипетка, наполненная соком или водой. Дети с удовольствием реагируют на необычные упражнения, где они выступают в роли изобретателей или искателей приключений. А пипетка с любимым напитком становится обязательным элементом игры.

Вот что нужно сделать:

  1. Перед началом упражнения приготовьте стакан с напитком, который любит ребёнок. Это может быть сок, чай или компот. Газированные напитки использовать не стоит.
  2. Наберите напиток из стакана сами или предложите ребёнку сделать это. 
  3. Сначала вылейте жидкость на ладонь, сложенную ковшиком. Так вы покажете, как именно нужно ловить капельки.
  4. Расскажите, что капли можно ловить и языком. Для этого попросите ребёнка высунуть его и нанесите несколько капель на среднюю часть. Спустя несколько попыток малыш начнёт рефлекторно складывать язык «чашечкой», приподнимая его кончик вверх.

После двух недель регулярных занятий можно переходить к выполнению упражнения «Чашечка» без пипетки. Для этого предложите ребёнку широко открыть рот и улыбнуться, показав зубы. После малышу нужно высунуть язык, приподняв его боковые и передние края, чтобы образовалась «чашечка». В таком положении удерживать язык нужно 5–10 секунд, повторений должно быть не менее четырёх-пяти.

3. Варенье или сметана

В 5 лет у ребёнка уже можно диагностировать нарушения сонорных звуков — чаще всего возникают проблемы с «р» и «л». Также распространено горловое «р», которое иначе называется картавостью. 

Чтобы произносить звук «р», ребёнок должен уметь рычать. Для этого нужно научиться вибрировать языком. Логопедическая работа по коррекции произношения обычно проходит в несколько этапов — от диагностики и теоретической подготовки родителей до введения звука в активную речь. В 5 лет весь процесс может занять 5–6  месяцев, если нет других нарушений (узкое нёбо или слабые мышцы языка).

В произнесении звука «р» важную роль играет положение и гибкость языка. Чтобы научиться контролировать его, можно использовать обычное варенье, джем или сметану. Вот что можно сделать с последней:

  1. Предложите ребёнку поиграть в котят, которые слизывают сметану, и нанесите на верхнюю губу малыша немного свежего продукта.
  2. Попросите ребёнка широко открыть рот и высунуть язык.
  3. Попросите малыша языком, сложенным в форме «чашечки», слизывать сметану с губы. При этом нужно двигать языком сначала в одну сторону, а затем в другую.

Важно, чтобы при выполнении упражнения язык двигался с напряжением. Задание нужно повторять три-пять раз. Уже через 3–4 дня ребёнок будет выполнять упражнение со сметаной правильно, напрягая язычок.

4. Трубочки, мыльные пузыри и свечи 

При правильном речевом дыхании ребёнок может верно и чётко произносить отдельные звуки и слова, говорить выразительно, соблюдать необходимые паузы.

И в качестве простых дыхательных тренажёров тоже можно использовать бытовые вещи. Их могут взять на вооружение как родители, так и логопеды. Вот как использовать трубочку, мыльные пузыри и свечи:

  1. Налейте в прозрачный стакан немного воды или сока. Дайте ребёнку коктейльную трубочку и попросите дуть в неё, чтобы получились пузыри. Обычно дети втягивают жидкость, так как привыкли пить сок или компот через трубочку. Поэтому для начала стоит показать, что может быть и наоборот. Для этого можно сложить губы трубочкой и с силой втянуть воздух, а затем его выдуть. Наблюдая за вами, ребёнок быстро поймёт, что нужно делать. 
  2. Купите в магазине мыльные пузыри, которые нужно надувать через небольшое округлое отверстие диаметром 0,5–1 см, и покажите, как это правильно делать. Если хотите натренировать более сильный выдох, учите ребёнка надувать большие пузыри. 
  3. Поиграйте с малышом в день рождения члена семьи или любимой игрушки. Посадите плюшевого зайца или медведя за стол, поставьте перед ним торт со свечой. После поздравительной песни можете задуть свечу вместе с ребёнком — для начала будет достаточно одной. Раз в неделю-две добавляйте ещё по одной и продолжайте упражнение. Ставьте перед ребёнком цель задуть все свечи одновременно — так будет вырабатываться плавный выдох. 

Достаточно выполнять упражнения на развитие речевого дыхания по 5 минут в день начиная с 2–2,5 года. Первые результаты можно заметить почти сразу, как только надуется первый мыльный пузырь или потухнет свечка. Значит, ребёнок делает всё правильно и со временем выдох будет становиться только сильнее.

Использование продуктов питания, бытовых предметов, игрушек или необычных инструментов даёт возможность снизить напряжение и превратить обучение в игру. Так ребёнок быстрее втягивается в процесс обучения и проще закрепляет полученные знания и навыки.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Ксения Пирон / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Ольга Сапиенс
11.06.24 19:40
"В рот конфету брать не нужно" - я бы на месте ребёнка расстроилась(