Книга недели: «Лучше посмотреть ещё раз» — как и зачем разбираться в искусстве

Руководитель отдела контента в галерее Lisson (Лондон/Нью-Йорк) Оссиан Уорд посвятил свою первую книгу современному искусству. В ней он рассказал, почему нет ничего стыдного в том, чтобы часами разглядывать одно полотно. А также представил метод ТАБУЛА, помогающий вникнуть в смысл произведения искусства: Т — терпение, А — ассоциации, Б — бэкграунд, У — усвоение, Л — лучше посмотреть ещё раз, А — анализ.
Предпоследнему пункту этого метода Уорд посвятил свою вторую книгу — «Лучше посмотреть ещё раз. Как полюбить искусство прошлого». На этот раз он говорит о более ранних работах, созданных до XX века, и рассказывает не только о том, как их понимать, но и о том, куда именно смотреть, чтобы докопаться до самой сути.
Уорд призывает остановиться, не гнаться за потоком людей и не стремиться обойти всю галерею или музей за два часа. Художник вдумчиво расставил по своему полотну подсказки и ключи, которые внимательный зритель непременно найдёт и увидит произведение совсем в ином свете. Например, на картине Яна Вермеера «Молочница» (1660 год) изображена девушка, наливающая молоко. И чтобы понять, что же хотел сказать нидерландский живописец, нужно знать, что представительницы этой профессии в то время имели определённую репутацию:
Не на это ли намекает широкая горловина кувшина с его тёмной глубиной или крошечная фигурка купидона на одном из дельфтских изразцов, идущих по нижнему краю стены?
Каждая глава книги предлагает смотреть на искусство под особым углом. По мнению Уорда, оно может быть честностью, философией, драмой, красотой, честью, парадоксом, безрассудством или прозрением. И каждой из этих ипостасей автор отводит отдельное обсуждение.
Если увидеть в художественной красоте не просто возможность любоваться и получать удовольствие, а нечто драгоценное, неуловимое, непостижимое, в ней обнаружится глубина и она откроет вам путь к чудесам, которые не бросаются в глаза, будучи в некотором роде скрыты под слоями краски.
Для чтения этой книги не нужна предварительная подготовка — Оссиан Уорд специально написал пособие для тех, кто только начинает делать первые шаги в осмыслении искусства. Автор предстаёт перед читателем в качестве гида, который подталкивает на размышления и указывает на детали. Но он воздерживается от прямого разъяснения, предоставляя каждому возможность догадаться самому, что же затевал художник.
Станьте первым, кто оставит комментарий