Метод Фейнмана: как по-настоящему выучить что угодно и никогда не забыть

Чтобы запомнить что-то действительно хорошо, надо по-настоящему глубоко проникнуть в тему. Метод Фейнмана поможет выявить пробелы в знаниях и заполнить их.

Часто бывает так, что вы вроде бы ухватили суть темы, но теряетесь в деталях. Вам кажется, что вы выучили и хорошо знаете предмет, но, начав объяснять, понимаете, что это не так, и ваши знания более чем поверхностны.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Чтобы не попасть в такую ситуацию, проверяйте свои знания по методу Фейнмана.

В чём заключается метод

Итак, вы выучили что-либо и хотите проверить свои знания. Суть техники заключается в том, чтобы объяснить выученную тему другому человеку, далекому от этого предмета. При этом вовсе не обязательно, чтобы такой человек присутствовал рядом с вами.

Возьмите лист бумаги, напишите свою тему и начинайте объяснять её. Представьте, что вы пишете человеку, который ничего не понимает в вашем предмете, а ещё лучше — ребёнку лет восьми.

У детей в этом возрасте достаточно знаний, чтобы понять простые объяснения, но их словарный запас довольно мал, так что специальные термины придётся описывать простыми словами.

Как это работает

Ещё со школы многие привыкли зубрить материал. Мы упоминаем термины, не понимая точно, что они означают. Часто это происходит не потому, что вы ленитесь уточнить, что означает то или иное понятие, или подробнее разобрать механизм работы, а из-за привычки зубрить материал.

Вам кажется, что вы понимаете тему, однако такие знания очень поверхностны — слова, не подкреплённые образами, быстро забываются, в знаниях обнаруживаются пробелы.

Объясняя тему восьмилетнему ребёнку, вы не сможете использовать термины и заученные фразы. Вам придётся описывать всё своими словами, максимально просто и доступно. Очень скоро вы обнаружите места, которые не можете объяснить простым языком. И не потому, что ребёнок слишком мал, а поскольку вы и сами не до конца понимаете, что происходит в этот момент.

Если у вас сразу получилось написать объяснение, перечитайте его ещё раз и поставьте под сомнение все моменты, которые кажутся вам нелогичными, запутанными и сложными. Попробуйте расписать их подробнее, чтобы ребёнок наверняка понял, о чём идёт речь.

Теперь дело за малым — осталось действительно разобраться во всех моментах, которые вы не понимали, и закончить своё объяснение.

Если у вас есть человек, не сведущий в теме, который согласится прочитать ваши объяснения, — ещё лучше. Он сможет задать вопросы по всем непонятным моментам и помочь вам ещё больше углубить свои знания.

Где применить метод Фейнмана

С помощью этого метода вы можете проверять любые знания: физические формулы, принципы работы различных устройств и функционирования живых организмов, экономические механизмы и многое другое.

Эта техника поможет не только в процессе обучения, но и во время работы. Например, можете применять её для подготовки докладов или презентаций. Простая речь всегда воспринимается и запоминается лучше, чем презентация, рассказанная сложным языком, с обилием специальных терминов и оборотов.

Метод Фейнмана поможет вам по максимуму упростить свой доклад и удостовериться в том, что его поймут все слушатели.

Попробуйте использовать этот метод и делитесь впечатлениями в комментариях.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: /i.vimeocdn.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Ольга Кузьмина
25.08.19 09:58
Ха ха ха! У Вас отличное чувство юмора!
Николай Винниченко
24.12.19 07:28
Именно так, мне всегда поручалось "подтягивать" одного а то и двух своих одноклассников-соседей по математике и физике. Правда часто это заканчивалось банальным списыванием "домашки" и последующим футболом, но практика была устойчивой. И не безполезной для меня.
Светлана Докина
17.01.20 15:42
| изменено
Как учитель истории скажу, что это белл-ланкастерская система обучения (середина 19в.) , когда учитель вызывал к себе отличников (мониторов), объяснял им тему, а они потом объясняли ее всем в классе. Таким образом, очень быстро можно обучить большое количество детей. Однако получается "испорченный телефон"))
Николай Чаварга
07.04.20 20:42
| изменено
Я этим методом пользовался интуитивно еще со средней школы, но не додумался так ясно изложить его, хотя и пользуюсь на занятиях. Молодец был Фейнман, что и говорить. Я полагаю, что он был самым сильным еврейским физиком, но ему не повезло сделать какое-нибудь существенное открытие. Подобные случаи, когда очень хороший специалист не "напоролся" на проблему, чтобы найти ее решение, довольно часто встречаются в физике. Убеждение, что "почти все уже объяснено", психологически блокирует работу мозга над анализом проблемы. Например, существует "объяснение", что атом "стремится завершить свою оболочку до 8-ми электронов" (на самом деле это не объяснение), или принцип Паули, который "скрывает" сущность этого эффекта, блокирет усилия для дальнейшего анализа модели атома, математическое представление создает иллюзию понимания сути явления. В итоге наблюдается застой, хотя уже всем очевидно, что модель атома Бора глубоко некорректна. Что касается диграмм Фейнмана, то это только схема элементарных процессов, правильная схема, но она также создает иллюзию понимания сущности, как и зонная теория в физике твердого тела и т.п.
Читать все комментарии