9 заблуждений о средневековых доспехах, которые навязывает нам кино

Развенчаем порцию мифов о броне, которую не снимали месяцами, кожаной защите, которую якобы любили ассасины, и не только.

Краткую версию статьи можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Миф 1. Воинское приветствие связано с подъёмом забрала

Шлем‑бургоньет со складным наподбродником. Изображение: Palladinus / Wikimedia Commons

О том, почему современные военные «берут под козырёк», приветствуя друг друга, составлено много гипотез.

Одна из самых популярных звучит так. В те времена, когда воины носили доспехи, при встрече они поднимали забрала шлемов, показывая лица. Во‑первых, так они узнавали знакомых из своего сословия. Во‑вторых, поднимая козырёк, рыцарь открывал лицо для ударов, а значит, демонстрировал товарищу своё доверие и добрые намерения. Наконец, шлема касались правой рукой, а значит, в неё нельзя было взять оружия.

Теория звучит складно, но убедительных доказательств у неё нет.

Очень многие типы шлемов с античности и по Средневековье не имели вовсе, и поднимать было нечего. А с 1700 года они вообще практически исчезли с полей сражений в Европе. Кроме того, в ту эпоху все мало‑мальски уважающие себя рыцари имели гербы на своих доспехах и флагах, которыми также отмечали своих подчинённых, и совершенно необязательно было узнавать кого‑то там в лицо.

Григор Клиган приветствует короля Роберта Баратеона. Кадр из сериала «Игра престолов»

Английские записи XVII века , что «формальный акт военного приветствия — снятие головного убора». Однако к 1745 году Колдстримская гвардия упростила процедуру, потому что у них были слишком большие медвежьи шапки. Гвардейцы получили указание «касаться рукой головного убора и кланяться, когда они проходят мимо начальства». Видимо, от британцев эта традиция и разошлась по всему миру.

Миф 2. Под латы следует надеть и кольчугу

Немецкая кольчуга XV века. Изображение: Metropolitan Museum of Art / Wikimedia Commons

Это одно из самых распространённых заблуждений. Якобы полностью экипированные рыцари надевали сначала гамбезон‑поддоспешник, потом кольчугу (железная рубашка из множества скреплённых колец), и только поверх этого всего — латы.

Звучит очень внушительно, вот только носить и кольчугу, и доспех одновременно никакой рыцарь не станет, потому что это очень неудобно. Кольчужным и в самом деле укрепляли уязвимые места в сочленениях. Также юбкой из него прикрывали пах и поясницу.

Но цельную железную рубаху под доспехами не носили. Ни в каких исторических источниках подобный «броневой пирог» не упоминается — это выдумка современных ролевиков и авторов фэнтези.

Миф 3. Кольчуга ни от чего не защищала

Битва при Арсуфе. Гравюра Густава Доре. Изображение: Public Domain

Предыдущий миф идёт рука об руку со следующим — якобы сама по себе кольчуга ни от чего толком защитить не могла. Поэтому средневековые рыцари от неё быстро отказались, перейдя на полный латный доспех.

В фильмах воины в одних только кольчугах — это, как правило, массовка и простолюдины, которые только и способны, что умирать под дождём стрел. Считается, что рубашка из железных колец — штука очень дешёвая и простая, и если на что и годится, то только в комплекте с латами.

В действительности же кольчуга обеспечивала надёжную защиту и от колющего, и от рубящего оружия, и от стрел. Например, в битве при Арсуфе в 1191 году лучники Саладина обстреляли крестоносцев Ричарда I Львиное Сердце.

И что вы думаете — рыцари совершенно не обращали внимания на луки противников.

Мусульманский хронист Баха ад‑Дин ибн Шаддад с ужасом , как крестоносцы, в кольчугах которых торчали по десятку стрел, продолжали сражаться невредимые. В тот день Ричард одержал решительную победу.

Латный доспех со временем заменил кольчугу не потому, что последняя была уязвима. Просто ковать кирасы оказалось быстрее, чем вручную вытягивать проволоку,  нарезать её и изготовить кольца, а потом ещё и сплетать их в полотно.

Миф 4. Доспехи сияли на солнце

Рыцари в кастенбрустовых доспехах. Алтарь собора Святого Бавона в Генте, Жан ван Эйек, 1427–30 годы. Изображение: Public Domain

В фильмах и сериалах, а также на музейных выставках доспехи нередко показывают отполированными до блеска. Недаром, когда мы хотим подчеркнуть (или высмеять) чьё-то благородство и высокие моральные принципы, то называем такого человека «рыцарем в сияющих доспехах».

Однако на самом деле в большинстве случаев средневековая не сияла. Очень часто её воронили, то есть покрывали окалиной, или красили, чтобы защитить от коррозии.

Так что смотреться в реальный доспех, как в зеркало, не получилось бы.

Кроме того, поверх брони надевали тканевые плащи и накидки, которые назывались «сюрко». Они позволяли идентифицировать воина, так как на них наносился герб — собственный или сюзерена. Одежда также защищала доспехи от нагрева солнечными лучами, а также от дождя и грязи.

Броня Густава I, короля Швеции, 1540 год. Изображение: Göran Schmidt / Wikimedia Commons

Только примерно с 1420 года броню стали носить без накидок. Это называлось белый доспех. Латы полировали пемзой, чтобы не допустить появления ржавчины, но и они не были ослепительными. «Белый доспех» был очень дорог и требовал серьёзного ухода, так что он служил чаще парадным нарядом, чем военной экипировкой.

Миф 5. У хорошего доспеха должны быть большие наплечники

Кадр из фильма «Варкрафт»

Фанаты вселенной Warcraft хорошо знакомы с этим штампом. В современном фэнтези наплечники, как правило, изображаются совсем уж непропорционально огромными. И совершенно непонятно, как владельцы их носят, будь они хоть трижды мускулистыми орками.

Размеры реальных «нарамников», как ещё называют этот элемент доспеха, были куда скромнее.

Они совершенно не сковывали движений и неплохо фехтовать, при этом защищая плечи, шею и в некоторых случаях грудь.

В реальной истории огромные наплечники только самураи — у японцев, как всегда, своя атмосфера. Вот только они делали свои содэ из гибко соединённых шёлковыми шнурами пластин. При стрельбе из лука или фехтовании они съезжали назад так, чтобы не мешать, и прикрывали руки, только когда те были опущены.

Миф 6. Рыцари носили доспехи не снимая

Вы помните, чтобы Пёс хоть раз снял свой доспех? Кадр из сериала «Игра престолов»

Существует мнение, что надевать рыцарские доспехи очень тяжело и долго. Процесс якобы занимает несколько часов, и воину помогает несколько оруженосцев. После того как они закончат, рыцарь будет в буквальном смысле закован в латы и не сможет избавиться от них самостоятельно.

А значит, всё время в походе благородный шевалье попросту не будет снимать броню недели, а то и месяцы. Из‑за этого от него, естественно, будет дико вонять, а большую и малую нужду придётся справлять прямо в доспех.

В той же «Игре престолов» Пёс и Бриенна Тарт таскают на себе свои кирасы и кольчуги в любой сцене, не переодеваясь никогда.

Однако это вымысел. Реальные боевые латы при помощи оруженосца можно надеть за 5–7 минут. Не верите — посмотрите на это видео.

В одиночку управитесь за полчаса, потому что придётся со шнурками повозиться. Однако существовали и доспехи с минимумом завязок.

У рыцарей и их солдат не было ни необходимости, ни возможности ходить в броне 24/7 — это же всё-таки не скафандр космодесанта со встроенной системой жизнеобеспечения. Если вы посмотрите на средневековые , то увидите, что на них воины носят обычное платье, когда не сражаются.

Доспехи оперативно непосредственно перед сражением или парадом и снимали, когда они были не нужны. На марше рыцари носили стёганые гамбезоны, которые служили и одеждой, и поддоспешником. Они и сами по себе неплохо защищали от оружия, особенно от режущих ударов. В гамбезоне рассекать куда удобнее, чем всё время таскать на себе 25 килограммов громыхающего железа.

Миф 7. Бронелифчиков не бывает

Выемка под грудь на обтягивающей кирасе. Кадр из фильма «Чудо‑женщина»

Типичной защитой разнообразных амазонок и эльфиек в фэнтези является так называемый бронелифчик — доспех, делающий сильный акцент на груди. Зачастую он снабжён вырезами для демонстрации женских прелестей, а в особо запущенных случаях представляет из себя ни дать ни взять кольчужное бикини.

Наверное, не надо объяснять, почему такой доспех в реальном сражении ни от чего не защитит.

Бывают в фильмах, сериалах и играх и более скромные вариации женской брони, выглядящие как обычные кирасы, только с выступающей грудью. Глядя на них, множество фанатов «реалистичного фэнтези» авторитетно заявляют, что такие доспехи в принципе невозможны и никто не стал бы их создавать.

Вообще, это не лишено смысла. Делать лишние выступы на — значит уменьшать её прочность. Да и женщины в те времена армиями нечасто командовали и на передовой не сражались.

Но, что удивительно, броня с выступающим бюстом реально существовала. Взгляните на этот из Художественной галереи Нового Южного Уэльса в Сиднее. Это индийский доспех XVIII века, причём мужской. Женскую грудь на своей броне индийские воины носили в знак приверженности богине Варахи, которой поклонялись.

Латунный нагрудник, Индия, Керала, XVIII–XIX века. Художественный музей Гонолулу. Изображение: Hiart / Wikimedia Commons

Так что «бронелифчики» в некотором роде всё-таки имелись. Другое дело, что в средневековой Европе их и впрямь не зафиксировано. Если бы какой‑нибудь даме захотелось биться в седле на поединке или на турнире (такие случаи редко, но бывали) она без проблем надевала мужскую кирасу.

Даже под самый пышный бюст место там нашлось бы: к телу доспехи прилегают неплотно, чтобы компенсировать заброневое воздействие от всяких боевых молотов.

Миф 8. Вот этот крутой шлем просто незаменим в бою

Немецкий штеххелм, около 1500 года. Изображение: Metropolitan Museum of Art / Wikimedia Commons

Взгляните на эту картинку. Это штеххелм (stechhelm), или «жабья голова». Очень мощная защита для лица и шеи. Шлем прочно крепится к кирасе и полностью закрывает физиономию владельца, делая её практически неуязвимой даже для прямого попадания пикой на скаку.

В различных произведениях «тёмного» фэнтези именно такую штуковину на голове таскают реально плохие ребята, метящие на пост какого‑нибудь Властелина зла. Этот головной убор добавляет владельцу имиджа, знаете ли.

Выглядит «жабья голова» очень зловеще и грозно. Вот только в сражениях она не использовалась.

Это турнирный шлем, который исключительно для конной сшибки. Конструкция штеххелма обеспечивает безопасность, но позволяет смотреть лишь вперёд и только наклонив голову. Допустимо, когда рыцарь скачет по ристалищу — дорожке для турниров с пиками, разделённой вдоль барьером, чтобы всадники не врезались друг в друга.

Но в реальном бою «жабья голова» помешает владельцу смотреть, что там творится по бокам от него, и сделает его практически беспомощным. Это спортивный инвентарь, а не боевое снаряжение.

Миф 9. Кожаная броня лёгкая и удобная

Кожаный наруч XIV века. Изображение: The British Museum / Public Domain

Типичный наряд какого‑нибудь вора или ассасина в компьютерных играх — броня из кожи. В представлении дизайнеров это такая куртка‑косуха, только стрелонепробиваемая и меченепротыкаемая.

Боец в этом наряде порхает как бабочка и жалит как пчела. Перемещается он настолько быстро, что никакая консервная банка на ножках, то есть рыцарь в латах, за ним не угонится. Такая вот лёгкая, но прочная защита.

В реальном Средневековье же кожаные доспехи практически никто не использовал.

Их изредка действительно делали, если железа не хватало и нормальную броню было изготовить не из чего. Только типичный такой состоял из десятка‑другого слоёв шкуры, вываренной в масле и покрытой воском либо смолой, и поэтому очень жёсткий и тяжёлый.

Такая штука была трудной в изготовлении и поэтому дорогой, но защиты давала не больше, чем простой матерчатый стёганый гамбезон. Она легко запревала и быстро портилась. Неудивительно, что ей практически не пользовались.

Однако у кожаной брони было всё-таки единственное преимущество перед стальной. Если вы находитесь в окружённом городе и умираете с голоду, можете её сварить и съесть. По историка Иосифа Флавия, во время осады Иерусалима в 70 г. н. э. еврейские защитники города были вынуждены поедать свои кожаные щиты и наплечники. Тут уж не до соблюдения кашрута.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма "История рыцаря"
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Denis Gusakov
11.10.21 10:39
Хочу уточнить, на пластинчатые доспехи перешли не потому, что "ковать кирасы оказалось быстрее, чем вручную вытягивать проволоку". Не было никаких проблем посадить десяток подмастерьев тянуть проволоку и ковать кольца, если надо. Просто освоили технологию и научились делать пластинчатый доспех, который как оказалось , предоставлял лучшую защиту.
Дмитрий Сажко
11.10.21 11:09
| изменено
Спорный момент. Защита от стрел у них плюс-минус одинаковая. Но я читал довольно обоснованное мнение, что кольца делать было тяжелее, чем кирасу с ребром жёсткости. Просто работы больше.
Me Ku
14.10.21 13:24
1. Защита от стрел, особенно специальных бронебойных с игольчатым наконечником не одинаковая. Если с гладкого пластинчатого доспеха, особенно под углом стрела или арбалетный болт могут и соскользнуть, то у кольчуги попадут в плетение звеньев как минимум. А учитывая, что между кольцами достаточно большие промежутки, при не очень большом расстоянии наконечнику намного легче пробить кольчугу.2. Для изготовления кирасы нужно сделать лист металла равномерной толщины (или ещё хуже управляемой толщины с толщиной чуть больше в более уязвимых местах) и качества, а значит прочности достаточно большого размера и согнуть по форме тела. Такой доспех уже из-за сложности технологии дороже, плюс металла на него уходит больше.Для изготовления кольчуги достаточно намотать проволоку на прут, распилить на кольца, кольца запаять или заклепать и сплести. Соблюсти на относительно тонкой проволоке параметры металла проще. А плести, конечно, дело трудоёмкое и кропотливое, но относительно простое. Ну и если бы кирасы было ковать быстрее и проще, римляне не перешли бы от своих ранних пластинчатых доспехов на кольчуги. Плюс если доспехи закаляли (о чём у меня информации нет), то кольца закалять не в пример проще.3. Дополнительным аргументом традиционной точки зрения перехода от кольчуги к пластинчатому доспеху является постепенная эволюция, когда кольчуги в наиболее критичных местах усиливали пластинами (хорошо видно на традиционных восточных и русских доспехах). Если бы дело было только в том, что глупые европейцы вначале знали только трудоемкие кольчуги, а потом придумали технологичные пластинчатые доспехи и на них сразу перешли, то никто бы не делал промежуточные варианты.В остальном эта, да и другие Ваши статьи очень точные и сбалансированные для неспециализированного ресурса типа лайфхакера :).
Mark Kaluger
01.04.23 13:56
1. Изготовление пластинчатых доспехов, а позже цельнометаллических лат на примере максимилиановского, началось не потому что «научились». Нет. Была переоткрыта, повторю, переоткрыта технология водяного молота, которая позволяла наносить по заготовкам предсказуемые и равномерные удары, а кузнецу контролировать процесс. Плюс ко всему это был не трудоемкая работа, сложная - да, но не трудоемкая и требовала она намного меньше времени нежели плетение кольчуги (Латы могли делать в среднем за 10 дней, когда на хаумберк мастер-кольчужник тратил 20-30 дней в зависимости от плетения. 2 на 4, 4 на 8, 6 на 12).Поэтому стали появляться пластинчатые доспехи, или же бригантины, из ровных пластин под тканевой основой. Потом уже цельнометаллические латы. И носили такие доспехи 3% людей, в отличие от римских легионеров, о которых сейчас поговорим.2. Римляне перешли от лорики сеугментата на лорику хамата не потому что кольчуга, видите ли, лучше. Падение Римской Империи — это долгий, затянувшийся на века процесс.У Рима были так называемые фабрики (Это латинское слово), где ремесленники трудились на благо римских легионов и работа в которых приравнивалась в воинской службе (То есть ремесленники могли не служить, а это было обязательно).И лорики сеугментата использовали до того момента, пока в Империи не случился первый экономический кризис, вызванный (не помню имени) императором и его желанием остановить инфляцию. Проще говоря он нарушил правило «спрос-предложение», устаканил ценны на все, из-за чего в империи наступил кризис. Именно этот кризис вынудил закрыть фабрики в дальних провинциях, ибо труды тех ремесленников оплачивались казной. Легионеры перешли на лорику хамата из-за ее простой ремонтнопригодности (Сплести кольца проще чем выгнуть пластину). Проще говоря, Империи было дешевле дать всем кольчугу, ибо пластины позволить себе не могла (Спасибо зажравшемуся Риму и аукционам преторианцев «Кто хочет стать императором», на одном из которых каждый гвардеец получил 27 тысяч сестерциев. Это 27-летняя зарплата.).3. Кольца кольчуги не паяли. Их заклепывали маленькими клепками, что придавало надежности. Те кольчуги, чьи кольца были просто сведены, использовались чисто в церемониальных целях или (в редких случаях) от бедной жизни.
Читать все комментарии