11 августа на стриминговом сервисе Disney+ стартовал мультсериал «Что, если...?». Это первый анимационный проект киновселенной Marvel, и в данном случае необычная форма полностью соответствует задумке.
Мультсериал основан на комиксах, выходивших ещё с 1970‑х годов. В них авторы показывали неканоничные версии персонажей, иногда меняя их судьбы самым причудливым образом. Например, в одном выпуске рассказывали историю Питера Паркера, у которого не погиб дядя Бен. В другом представляли, что Каратель стал Веномом.
Ровно тот же подход перекочевал и в мультсериал — и в этом главное достоинство «Что, если...?». Возможность отойти от канонов киновселенной позволяет авторам проекта радовать фанатов неожиданными сюжетами. А формат антологии избавляет от каких‑либо обязательств перед дальнейшей историей.
Полная свобода фантазии
Представитель высшей расы наблюдателей следит за событиями в мультивселенной и в каждом из эпизодов рассказывает отдельную историю. Действие в ней сильно отличается от того, что происходит в привычном зрителю мире Marvel.
В первой серии Пегги Картер получает сыворотку суперсолдата, становится Капитаном Британией и вместе с боевыми товарищами сражается против Гидры. Хотя и без участия Стива Роджерса тоже не обходится, однако он предстаёт в совершенно неожиданном образе.
Во второй серии опустошители воруют ребёнка — но не Питера Куилла, как было в «Стражах галактики», а Т'Чаллу. В третьей Ник Фьюри и очень необычная команда Мстителей сталкиваются с загадочными убийствами. Будет даже эпизод, где Киллмонгер спасает Тони Старка. А однажды мир Marvel и вовсе захватят зомби.
Проекты киновселенной уже плотно обосновались на Disney+. Причём все три вышедших сериала — «Ванда/Вижн», «Сокол и Зимний солдат» и «Локи» — полностью продолжали темы полнометражных фильмов и готовили к дальнейшим событиям. Формально «Что, если...?» можно считать развитием последнего: параллельные миры появились как раз с подачи бога хитрости, и зрителя уже познакомили с десятком версий обаятельного героя.
Но если «Локи» в итоге становился поворотной точкой в развитии киновселенной Marvel, то мультсериал попросту иронично обыгрывает уже знакомые истории. Что ещё важнее — даже эпизоды самого «Что, если...?» разворачиваются не в одном мире: каждая получасовая серия обнуляет сюжет.
И это хорошо, поскольку выстраивать каждый раз полноценный альтернативный мир было бы глупо: каноничные истории выглядит гораздо интереснее. Тем более что о большинстве героев подробно рассказывали в сольных проектах.
К примеру, Пегги Картер посвятили два сезона сериала. Здесь же её становление, аналогичное судьбе Роджерса в «Первом мстителе», проскакивает за считаные минуты. Да и необычных версий Локи раньше показали более чем достаточно.
Поэтому новые вариации героев не меняют канон. Сюжеты «Что, если...?» — просто развлечение: в каждой серии можно гадать, чем же удивят авторы на этот раз.
Ненужная мораль
Проблема лишь в том, что авторы мультсериала в какие‑то моменты пытаются сделать его серьёзнее, чем стоило бы. В первой серии не обходится без традиционной в последние годы темы сильных женщин: Пегги Картер даже при наличии суперсил не дают раскрыть свой потенциал.
Далее Т'Чалла снова выступит образцом благородства и перевоспитает банду преступников. В третьей серии попытаются заигрывать с детективом, обставив действие в духе знаменитых «Хранителей».
Но серьёзные темы вряд ли можно считать удачными. Причин две. Во‑первых, для раскрытия драмы или детектива всё же нужно больше времени. За полчаса зрителей лишь поверхностно знакомят со схематичным миром. А во‑вторых, сюжеты всё равно останутся пересказом классических историй для фанатов.
Сериал построен лишь на обмане ожиданий: герои ведут себя не так, как показывали раньше, и говорят совсем другие фразы. Это делает каждую историю ироничной, поэтому попытки добавить в них социальности скорее мешают, чем помогают проникнуться сюжетом.
Упрощённая картинка в стиле комиксов
Ещё до релиза сериала возникло немало споров между поклонниками на тему визуального ряда. На фоне множества передовых проектов Pixar, динамики «Человека‑паука: Через вселенные» или хотя бы узнаваемой авторской анимации «Что, если...?» выглядит слишком просто.
Скорее всего, создатели хотели показать подобие ожившего комикса. Причём, увы, не в стилистике Джима Ли или Дэйва Гиббонса, которые прорисовывали каждую деталь, а со схематичностью Майка Миньолы. При этом у аниматоров, в отличие от сценаристов, не было полной свободы: они должны сохранить в персонажах черты оригинальных актёров из кино.
Здесь точно окажется плюсом формат выхода мультсериала. Если бы Disney+ следовал примеру Netflix, то на третьем‑четвёртом эпизоде зрители наверняка бы устали от специфической картинки. А полчаса в неделю пролетят незаметно.
Хотя у многих наверняка останется ощущение, что история выглядела бы интереснее, если бы антологию построили в том же стиле, что и «Любовь, смерть и роботы», сделав для каждого эпизода индивидуальный стиль. А так остаётся следить лишь за сюжетом, анимация вряд ли кого‑то удивит или даже просто запомнится.
«Что, если...?» лишь иллюстрирует идею мультивселенной, не добавляя ничего важного в основные сюжеты. Но в этом же и его главное достоинство: Marvel ненадолго отходит от канонов и просто развлекает зрителя, показывая самые безумные вариации любимых персонажей. Ведь после Локи‑аллигатора удивить фанатов можно только зомби Капитаном Америкой.